Отражение картины мира в композиционных приемах садово- парковой культуры

Автор: Лупина Е.А.

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Теория и история культуры

Статья в выпуске: 2 (53), 2024 года.

Бесплатный доступ

Главная цель статьи состоит в установлении влияния представлений о природе и мире на устройство садово паркового пространства. Автор подчеркивает, что чаще всего садово парковая культура рассматривается через призму стиля эпохи или актуальной сферы экономики и политики. Однако подобный подход не всегда дает возможность понять логику и особенности композиционных схем, применяемых при устройстве парка. Трансформация картины мира, изменение представления о месте человека в окружающей его среде, о его соразмерности миру находили выражение в создаваемых им пространствах. Начиная с Древнего мира, в статье прослеживается трансформация представлений о взаимоотношениях человека и природы и их воздействие на приемы и композицию паркового пространства. В заключении делается вывод о том, что именно картина мира выступает детерминантой как в организации жизненного пространства, так и способов отражения действительности (религия, наука и искусство). Таким образом, формирование стиля эпохи, а, следовательно, и принципов формирования садово паркового пространства, в данном случае, детерминировано взаимоотношениями человека и природы, а история садово парковой культуры можно трактовать как последовательную смену типов пространств.

Еще

Картина мира, садово парковая культура, стиль, композиционные приемы, пейзажный и регулярный парк

Короткий адрес: https://sciup.org/144163159

IDR: 144163159   |   DOI: 10.2441/2310-1679-2024-253-5-14

Список литературы Отражение картины мира в композиционных приемах садово- парковой культуры

  • Верзилин Н. Сады и парки мира. Ленинград: Детская литература, 1964. 580 с.
  • Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. Москва: Прогресс, 1995. 480 с.
  • Дормидонтова В. В., Белкина Т. Л. Садово-парковое пространство как художественная интерпретация научной картины мира // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. № 3. С. 81-88. EDN: NDANIH
  • Лефевр А. Парки и сады. Санкт-Петербург: Издание Товарищества "Общественная польза", 1871. 306 с.
  • Месяц С. В. Природа // Античная философия: энциклопедический словарь. Москва: Прогресс-Традиция, 2008. С. 616-624.
  • Ошеров С. А. Найти язык эпохи. От архаического Рима до русского Серебряного века. Москва: Аграф, 2001. 336 с.
  • Рандхава М. Сады через века. - Сокр. пер. с англ. Л. Д. Арданиковой. Москва: Знание, 1981. 320 с.
  • Регель А. Художественные сады: Историко-дидактический очерк. Санкт-Петербург: Издание Г. Б. Винклер, 1896. 444 с.
  • Синявина Н. В. Барокко как перекресток смыслов и пространство метаморфоз (часть 1) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023, № 3 (113). С. 40-50. EDN: EOIGEI
Статья научная