Отражение социально-политических процессов в период Второй мировой войны в музыке на примере тенденций Германии и Великобритании

Автор: Свинцова М.Н., Дерябина Д.А.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 3, 2024 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу отражения социально-политических процессов в период Второй мировой войны в музыкальных произведениях на примерах музыкальных тенденций Германии и Великобритании. Авторы на основе сравнения особенностей музыкальной культуры военного времени в этих странах приходят к выводу, что музыка как инструмент воздействия на общественное сознание со стороны государства использовалась в годы войны обеими сторонами конфликта. При этом обнаружены явные различия в значении музыки для общества и государства, методах и причинах трансформации музыкального направления культуры: использовании в качестве элемента пропаганды или символа протеста против насилия, отражении степени консолидации общества или эскапизма, трансформации аксиологического поля населения. Статья может быть полезна в научных исследованиях и учебном процессе в области отечественной истории и социальной философии.

Еще

Вторая мировая война, музыка, история музыки, пропаганда, отражение социально-политических процессов в культуре

Короткий адрес: https://sciup.org/149145346

IDR: 149145346   |   DOI: 10.24158/fik.2024.3.12

Список литературы Отражение социально-политических процессов в период Второй мировой войны в музыке на примере тенденций Германии и Великобритании

  • Бабенко О.В. Шлосс Е. После Аушвица / пер. с англ. Е. Есениной. М.: АСТ, 2019. 320 с. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. 2020. № 2. С. 131–132.
  • Грищук А.В. Семантико-стилистические особенности текстов английских и русских песен периода Второй мировой войны // Современное педагогическое образование. 2022. № 12. С. 272–275.
  • Курасова Т.И. Музыкальная культура Германии в контексте времени (1933–1945 гг.) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6 (44). С. 206–211.
  • Малаховская В.В., Малаховский А.К. Британские СМИ в период Второй мировой войны: особенности функционирования // Манускрипт. 2019. Т. 12, № 1. С. 66–72. https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.1.14.
  • Пленков О.Ю. Тайны Третьего рейха. Культура на службе вермахта. М., 2011. 468 с.
  • Рочняк Е.В. Миф и музыка как основополагающий компонент культуры // Общество. Среда. Развитие. 2016. № 3. С. 41–44.
  • Холиков К.Б. Модели информационного влияния на музыку управления и противоборства // Science and Education. 2023. Т. 4, № 7. С. 396–401.
  • Чупахина Т.И. О специфической природе музыкального искусства в пространстве духовной культуры // Омский научный вестник. 2009. № 2 (76). С. 210–214.
  • Юкина Е.Ю. Семантико-стилистические особенности текстов английских и русских песен периода Второй мировой войны // Вестник Московского государственного областного университета. 2019. № 2. С. 194–205. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2019-2-956.
  • Botstein L. After fifty years: Thoughts on music and the end of World War II // The Musical Quarterly. 1995. Vol. 79, no. 2. P. 225–230. https://doi.org/10.1093/mq/79.2.225.
  • Mullen J. Popular songs in Britain during the Two World Wars // Arts of War and Peace. 2019. Vol. 2.
  • Neuschwander D.J. Music in the Third Reich // Musical Offerings. 2012. Vol. 3, no. 2. Article 3. https://doi.org/10.15385/jmo.2012.3.2.3.
  • Potter P.M., Baade C.L., Marvin R.M. Music in World War II: Coping with wartime Europe and the United States. Bloomington, 2020. 381 p. https://doi.org/10.2307/j.ctv16h2nhw.
Еще
Статья научная