"Панпсихизм": Л. Андреев, М. Булгаков, М. Зощенко и другие в контексте философских идей Серебряного века

Бесплатный доступ

Мы судим прошедшее спокойно и принимаем как данность. Это современникам было позволено творить историю. Мы её должны лишь понять. Как произведение. На этом фоне психологически ясно, почему так быстро в русском обществе более ста лет назад распространились идеи Ницше, особенно понятные не только немецкому, но и русскому читателю. В западной, прежде всего американской и немецкой литературе, проблеме осмысления идейного наследия Ницше в России посвящено немало специальных работ. Существует целый ряд исследований, посвященных влиянию учения Ницше на духовную традицию не только стран Западной и Восточной Европы, но и Америки, и даже Азии. Статья содержит сопоставление мировоззрений, поэтики и творческих манер выдающихся писателей начала ХХ века - Л.Андреева, М.Булгакова, М.Зощенко, М.Горького и др. Автор статьи констатирует своеобразие их художественных задач и художественных приёмов в контексте философских идей Серебряного века.

Еще

Серебряный век, символизм, "панпсихизм", ницше, л.андреев, м.булгаков, м.зощенко, м.горький

Короткий адрес: https://sciup.org/148102471

IDR: 148102471

Список литературы "Панпсихизм": Л. Андреев, М. Булгаков, М. Зощенко и другие в контексте философских идей Серебряного века

  • Булгаков, С. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип//Вопросы философии и психологии. 1902. № 61. Январь-февраль. С. 826-863
  • Трубецкой, Е.Н. Философия Ницше: критический очерк. М., 1904.
  • Ницше: Pro et contra. СПб., РХГИ, 2001. С. 672-793.
  • Соловьёв, В. Словесность или истина?//Фридрих Ницше и русская религиозная философия: переводы, исследования, эссе философов «Серебряного века»: в 2 т. Минск; М., Алкиона, Присцельс, 1996. Т. 1. С. 23.
  • Ясперс, К. Ницше и христианство. М., Медиум 1994. С. 41.
  • Михаил Булгаков: становление романиста. Самара, Изд-во Сарат. ун-та, Самар. фил., 1991. С. 99-139.
  • Экземплярский В. За что меня осудили? Киев, , 1912
  • Экземплярский В. Евангелие Иисуса Христа перед судом Фр. Ницше: Популярные чтения. Пг., Религия и жизнь, 1915.
  • Алексеева, А.П. Традиции Киевской Духовной Академии в творчестве М.А.Булгакова//Мысль, слово и время в пространстве культуры. Вып. 2: межвуз. сб. науч. трудов, посвященный 90-летию проф. В.А.Капустина/редкол.: П.П.Алексеев (отв. ред.) и др. Киев, Аграрна наука, 2000. С. 177.
  • Грубин, А. Дом и Дорога: ещё раз о пьесе Михаила Булгакова «Дон Кихот»//Михаил Булгаков на исходе XX века: материалы VIII междунар. Булгаковских чтений. СПб., , 1999. С. 156.
  • Троцкий Л. Кое-что о философии «сверхчеловека»//Михаил Булгаков на исходе XX века: мат. VIII междунар. Булгаковских чтений. СПб., , 1999. С. 318.
  • Зощенко, В. Так начинал М.Зощенко//Воспоминания Михаила Зощенко. Л., Художественная лит-ра, 1990. С. 15.
  • Олеша, Ю.К. Зависть. Ни дня без строчки. Рассказы. М., Известия, 1989. С. 256.
  • Чудакова, М.О. Поэтика Михаила Зощенко. М., Наука, 1979. С. 6.
  • Немцев, В.И. Михаил Булгаков: становление романиста. Самара, Изд-во Сарат. ун-та: Самар. фил., 1991. С. 127.
  • Джулиани, Р. Тема омоложения в европейской литературе 1920-х годов: М.Булгаков и И.Свево//Лингвистика и культурология: сб. науч. трудов. М., МГУ, 2000. С. 201.
  • Джулиани, Р. Леонид Андреев -художник «панпсихизма»: (Теория и практика лицом к лицу в рассказе «Бездна»)//Леонид Андреев: Материалы и исследования. М., Наследие, 2000. С. 229-237.
  • Зеркалов, А. Лежащий во зле мир//Знание-сила, № 5, 1991. С. 38
  • Немцев, В.И. Предметы материальной культуры в пьесах Булгакова//Михаил Булгаков на исходе ХХ века: мат. VIII междунар. Булгаковских чтений. СПб., , 1999. С. 18-19.
Еще
Статья научная