Парцелляция в журнале "Русский репортер"
Автор: Низамутдинова Карина Флюровна
Рубрика: Проблемы коммуникации в эпоху глобализации. Статьи
Статья в выпуске: 15, 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению формально-синтаксического и функционально-синтаксического подходов к парцелляции как экспрессивно-стилистическому приему на материалах журнала «Русский репортер». Чаще всего парцелляция используется в жанрово располагающих к повышенной синтаксической экспрессивности репортажных текстах. Кроме точки как привычного инструмента парцеллирования автор может использовать восклицательный и вопросительный знаки, многоточие и эмфатическое тире. Парцелляция, визуально и семантически членя текст на базовую и добавочные фразы, создает синтаксический шов, не препятствующий смысловой цельности и связанности журналистского материала.
Парцелляция, экспрессивный синтаксис, стилистический прием, медиалингвистика, репортаж
Короткий адрес: https://sciup.org/14968082
IDR: 14968082
Текст научной статьи Парцелляция в журнале "Русский репортер"
В современном медийном пространстве наблюдается широкое слияние книжной и разговорной речи, что все более остро ставит проблему понимания «эмоционально-экспрессивной семантики в содержательной стороне языка» СМИ [7, с. 79]. Парцелляция в СМИ в общестилистическом преломлении представляет собой публицистическую речь «с нарушением синтаксической цельности и связей в предложении, сильно интонированную и как бы разбитую на куски» [1, с. 90]. Тексты публицистического стиля, наиболее располагающего к широкому использованию различных средств выразительности, в случае парцеллированных конструкций получают дополнительную «линейно-интонационную структуру» [9, с. 120].
Исследователи (Н.Д. Арутюнова, Н.С. Валгина, В.В. Виноградов, С.Г. Ильенко, М.Н. Кожина, Г.А. Золотова, Б.Ю. Норман и др.) по-разному определяют парцел- ляцию с синтаксической точки зрения, но сходятся во мнении, что это сильный интонационно-пунктуационный прием, придающий выделяемому элементу особый «интонационный контур» [3, с. 622] и создающий особую функциональную «аранжировку» [8, с. 145]. Современные исследования языка массмедиа доказывают, что семантическая структура парцеллированной фразы позволяет очень точно и тонко акцентировать внимание читателя и выражать авторскую модальность [6; 10; 13].
Ниже мы остановимся на двух подходах к понимаю парцелляции, представленных в трудах Е.А. Иванчиковой и А.П. Сковородникова. По нашему мнению, Е.А. Иванчикова рассматривает парцелляцию преимущественно с точки зрения формального синтаксиса, то есть более технически: парцелляция состоит «в расчленении синтаксически связанного текста посредством точки», что способствует распространению членов предложения [4, с. 279]. А.П Сковородников видит в парцелляции в первую очередь «средство выделения, усиления наиболее важной информации, то есть средство создания в высказывании нового (дополнительного) рематического центра (или нескольких рематических центров)» [12, с. 87] – в данном случае перед нами функционально-синтаксический подход. Рассмотрим эти подходы, иллюстрируя их основные положения примерами из журнала «Русский репортер», поскольку репортаж является одним из ведущих, а потому стилистически насыщенных проявлениями авторского «я» журналистских жанров.
Е.А. Иванчикова противопоставляет парцеллированные конструкции со структурно облегченной и со структурно затрудненной парцелляцией, обращая внимание на степень грамматической зависимости парцел-лята от основной фразы и роль парцеллята в синтаксической организации предложения: парцеллят может быть новым по отношению к базовой фразе членом предложения или же словесно представленным в главной структуре.
В первую группу входят конструкции, в которых парцеллятом является:
-
а) синтаксически самостоятельное предложение, подключаемое к предшествующему предложению сочинительными союзами и словами союзного типа с общим значением добавления: То есть у меня в общеобразовательной школе на уроках физкультуры посещаемость была процентов 70. И это еще хорошо (РР. 2015. № 20);
-
б) придаточное предложение. Специальными словами в этом случае будут выступать подчинительные союзы: Абсолютно одинаковых программ, как в советское время, сегодня нет. Что дает основу для той самой вариативности (РР. 2015. № 20).
В данных примерах видно, что структурно облегченная парцелляция используется журналистом либо для пояснения сказанного в базовой фразе, либо для обращения внимания читателя на общую важность написанного.
При структурно затрудненной парцелляции большую роль обычно играют опреде- ления и обстоятельства, а парцеллят в таких случаях связан с одним из членов предыдущего предложения: Он вспомнил, как звали ту пациентку из четвертой палаты. Ольга (РР. 2015. № 21); После манипуляции у больной прояснился взгляд, она успела сообщить Фролкову, что ей сделалось лучше, и умерла – на его руках. Сразу (РР. 2015. № 21). Нередко использование в качестве парцеллятов однородных глагольных сказуемых: Дед <…> уезжает. Скоро возвращается. Кланяется. Берет деньги. Берет манку. Плачет (РР. 2015. № 24) и однородных инфинитивов, входящих в состав сказуемого: Чтобы выжить, ребенку нужно быть удобным. Не отсвечивать. Не орать. Не хотеть ничего такого, чего не хотят его родители (РР. 2015. № 20). Использование структурно затрудненной парцелляции позволяет журналисту не только интонационно выделить важное, но и придать репортажу художественность, сделать его рассказом с реальными героями и событиями.
Кроме того, Е.А. Иванчикова отмечает случаи, когда парцеллятом выступают:
-
1) однородное подлежащее, соединяемое с базовой фразой при помощи союзов и бес-союзно: Здесь и несовершенство законов – у нас нет специальной уголовной статьи для такого рода преступлений. И нежелание полиции ввязываться в семейные ссоры (РР. 2016. № 6); Понимаете, пришел новый глава, отсюда обиды, амбиции. Гордыня (РР. 2015. № 24). В данных примерах журналист парцеллированием выделяет эмоционально значимую часть реплики героя материала;
-
2) определение и беспредложная или предложная форма косвенного падежа существительного с объектным или обстоятельственным значением: Благие намерения привели их прямиком в ад. Или в Аид (РР. 2016. № 6); Прибилась какая-то большая собака – овчарка без хозяина. Добрая, ее тут кормят, любят, тычется носом в руки, ласкается (РР. 2015. № 24). В первом примере парцелляция используется для создания противопоставления или перефразирования сказанного в базовой фразе и выражения посредством этого авторского от-
- ношения. Во втором примере после точки следует развернутая характеристика, тем самым автор информационно разгружает предложение и в то же время разделяет абстрактную «какую-то» овчарку и восприятие этой собаки окружающими;
-
3) местоименно-соотносительная конструкция: Они весь год читали твои записи. О том , как сын стирал с забора кровь убитого снарядом отца. О том , как людям отрывало ноги. О том , как город бомбился (РР. 2015. № 24). Парцеллированное перечисление позволяет заострить внимание на эмоциональном переходе от частного происшествия к общей ситуации, явившейся причиной данных событий.
Парцеллят также может уточнять какой-то предмет, признак, качество или действие, названные в базовой конструкции: Я ответственности боялся. За человеческую жизнь (РР. 2015. № 24); О, а вот идет Дима Ефремов. Тоже приезжий художник (РР. 2015. № 24); А вот и Моторола. Живой и невредимый (РР. 2015. № 24). Если в первых двух примерах парцеллят дополняет сказанное в базовом предложении, придавая этому важность как для читателя, так и для героя материала, то в последнем, несмотря на то, что функция в целом остается той же, дополнительно присутствует скрытая ирония, понятная из контекста.
Однако А.П. Сковородников находит в представленной выше классификации один существенный недостаток: в ней отсутствует фактор взаимной смысловой прогнозируемости / непрогнозируемости компонентов парцеллированного предложения. Вследствие этого А.П. Сковородников представляет классификацию, основанную на предпосылках степени экспрессивности: в качестве меры тесноты связей частей предложения он выдвигает предсказуемость / непредсказуемость парцелляции и «степень интонационно-смысловой и синтаксической самостоятельности парцел-лята в структуре предложения» и выделяет три вида парцелляции: сильную, среднюю и слабую [11].
При сильной парцелляции единство базовой фразы и парцеллята обуславливается обоими компонентами, так как они не имеют смысловой и структурной завершенности, а следовательно, имеют, каждый в своем составе, сигналы этой незавершенности.
При средней парцелляции особого внимания заслуживают те случаи, когда парцел-лятом является обособленный член предложения, например, деепричастный оборот: Слова эти лепят умершую, и она, невидимая, словно встает рядом с ним. Принося временное облегчение (РР. 2015. № 24). Средняя парцелляция позволяет журналисту поставить акцент между основной и дополнительной фразой, эмоционально подытожить написанное, побуждая читателя лучше понять общий посыл текста.
Разновидность слабой парцелляции представлена сложными бессоюзными предложениями, в которых ни базовая фраза, ни пар-целлят не предсказывают друг друга именно как части единого предложения. В таких конструкциях показателями синтаксической связи выступают лексические повторы, синтаксический параллелизм, видовременная корреляция глаголов-сказуемых: Увы, прекрасное не спасает. Прекрасное хорошо продаваемо. Прекрасное убиваемо. Прекрасное становится торфом для еще более восхитительного (РР. 2016. № 10).
В зависимости от контекста, выделенным может оказаться как парцеллят, так и базовая фраза: Но , произнося свои речи, они уезжали в спокойную Москву. А местные оставались. Раньше под обстрелами (РР. 2015. № 24). Подобное выделение часто наблюдается в репортажных материалах. В приведенном примере автору необходимо было показать, как складываются жизненные обстоятельства для разных слоев населения, и поскольку именно эта житейская антитеза кажется журналисту важной, посредством парцелляции он заостряет на этом внимание читателя.
А.П. Сковородников выделяет следующие функции парцелляции, непосредственно отражающие намерения пишущего:
-
1) изобразительная (членение действия и выделение особых черт в облике героя, его поведении, а также значимых деталей общей картины): Пришел домой. Открыл дверь. Понюхал . Закрыл . Пошел в огород (РР. 2015. № 21); Он, во-первых, исключительный. Не такой, как все. Замечательный.
Хороший. Общительный. Аккуратный (РР. 2015. № 14); Тянутся почерневшие заборы. Разбомбленные дома . Разбитая детская площадка (РР. 2015. № 6);
-
2) характерологическую (имитация речевой манеры или прерывистости речи, в том числе на слоговом уровне): Не трать на меня время. Этих... спасай. Мо-ло-дых (РР. 2015. № 13); Но нигде не разместили они фотографий детей убиенных наших. Наших! донбасских ! (РР. 2016. № 10);
-
3) эмоционально-выделительную и экспрессивно-грамматическую.
В журналистских текстах к парцелляции прибегают для разгрузки предложения, отличающегося особой информативной насыщенностью. При этом данный стилистический прием, как правило, выполняет композиционно-семантическую функцию, которая проявляется в следующем:
-
1) с помощью парцелляции усиливается пафос концовки: Но мы уже два года живем в кризисной реальности, гламур умер, застой остался, и все это совершенно никак не отражается в книгах. А зря (РР. 2016. № 8);
-
2) парцелляция служит сигналом перехода к части, которая раскрывает суть описываемого явления: Отчасти да. Но не только. И началось все не поэтому (РР. 2016. № 8);
-
3) парцеллят начинает новый отрезок повествования, в то время как базовая часть «заключает» предыдущий: У этих революций были внутренние причины: демографический пик, накопление социальных противоречий, усталость от политического однообразия. Но важную роль все же сыграло и внешнее воздействие США, а именно сама идея демократизации (РР. 2015. № 22);
-
4) парцелляцией выделяется часть абзаца, которая станет темой следующего звена;
-
5) парцелляция участвует в организации «интригующего зачина»: Стемнело, но все еще не выяснен вопрос. Ехать или не ехать? (РР. 2015. № 26).
Наконец, отметим, что в парцеллированных конструкциях в журнале «Русский репортер» вместо обычной в таких случаях точки между базовой фразой и парцеллятом активно применяются и другие пунктуационные знаки, что также повышает экспрессивность текста:
-
1) восклицательный: Прекрасная писательница, прекрасный стиль, прекрасное чувство композиции, но отвратительная баба! Людоедка! Прекрасный стилист! Мастер! (РР. 2016. № 10); А до этого у нас не было ни мужчин, ни женщин ! Ни истории, ни культуры! (РР. 2015. № 14); Здесь ничего стратегического нет! Только дворец культуры рядом. Школа! Магазин! Детский сад! Парикмахерская (РР. 2015. № 10). За счет восклицательного знака интонация резко уходит вверх, позволяя увидеть за ней возглас и возмущения, и противопоставления, и даже эмоциональной обреченности;
-
2) вопросительный: Психологією друж-би? Чи нi? Суперництва? Сімейною істо-рією? Історією кохання і розчарування? Алегоріями? (РР. 2016. № 10). В данном случае, несмотря на передачу украинской речи, что само по себе придает материалу политизированность, перед нами обычное обращение лектора к студентам с вопросами о том, что им больше всего запомнилось в книге;
-
3) многоточие: Он еврей... ирландец... католик... мусульманин... он “ все! (РР. 2015. № 15). Многоточие передает длительную паузу, за которой стоит напряженное размышление интервьюируемого. Цепочка номинаций, завершающаяся восклицательным обобщением и поделенная многоточием на акцентированные отрезки, несет сильную семантическую нагрузку;
-
4) эмфатическое тире, придающее речи эмоциональную выразительность за счет ритмического паузирования: В темной воде пруда отражаются фонари, отсюда не видно ни защитников парка, ни охранников стройки – и здесь мне подумалось, что можно понять и тех, и других (РР. 2015. № 20); Сразу напали и на него – двое, возле подъезда (РР. 2015. № 20).
Материалы журнала «Русский репортер» содержат различные виды парцелляции. С ее помощью реализуются выделенные А.П. Сковородниковым функции эмоционального выделения, информационной добавочно-сти, подчеркивания характерологических и изобразительных черт героев журналистских текстов. В полной мере в статьях журнала реализуется и более формальная классификация, представленная Е.А. Иванчиковой.
Текст – это единый, связанный по смыслу материал. Его расчлененность, как отмечает И.Р. Гальперин, всегда носит результат сознательной авторской обработки [2, с. 50– 86]. Подобно тому, как членение текста на абзацы, сверхфразовые единства, конструкции с прямой речью и более крупные единицы (главы, подглавки) помогает актуализировать отдельные фрагменты текста путем их визуального выделения и сохраняет при этом единство произведения, так и парцелляция, дробя предложение на части и оказывая на адресата «ассоциативно-прерывистое воздействие» [5, с. 352], создает своеобразный синтаксический шов, который не нарушает цельность и связность текста. Посредством парцеллирования отдельным фрагментам репортажа и репортажу в целом придается особая тональность, определяющая коммуникативные свойства журналистского текста.
Список литературы Парцелляция в журнале "Русский репортер"
- Акимова, Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка/Г.Н. Акимова. -М.: Высшая школа, 1990. -168 с.
- Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования/И.Р. Гальперин. -М.: Наука, 1981. -138 с.
- Грамматика современного русского литературного языка/Отв. ред. Н.Ю. Шведова. -М.: Наука, 1970. -768 с.
- Иванчикова, Е.А. Парцелляция, ее коммуникативно-экспрессивные и синтаксические функции/Е.А. Иванчикова//Русский язык и советское общество: Морфология и синтаксис современного русского литературного языка. -М.: Наука, 1977. -С. 277-301.
- Ильенко, С.Г. О семантическом «радиусе действия» предложения в тексте//Ильенко С. Г. Русистика. Избранные труды/С.Г. Ильенко. -СПб.: Береста, 2003. -С. 352-358.
- Копнина, Г.А. Конвергенция стилистических фигур в современном русском литературном языке (на материале художественных и газетно-публицистических текстов): Автореф. дис. … канд. филол. наук/Г. А. Копнина. -Красноярск, 2001. -24 с.
- Малинович, Ю. М. Экспрессия и смысл предложения: Проблемы эмоционально-экспрессивного синтаксиса/Ю. М. Малинович. -Иркутск: Изд-ва Иркутского ун-та, 1989. -216 с.
- Москальская, О. И. Грамматика текста/О. И. Москальская. -М.: Высшая школа, 1981. -183 с.
- Падучева, Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью/Е. В. Падучева. -М.: Едиториал УРСС, 2004. -288 с.
- Пинегина, Я. Н. Парцеллированные конструкции и их коммуникативно-прагматические функции в современных медиа-текстах: Автореф. дис. … канд. филол. наук/Я. Н. Пинегина. -Ростов-н/Д., 2005. -24 с.
- Сковородников, А. П. О классификации парцеллированных предложений в современном русском литературном языке/А. П. Сковородников//Филологические науки. -М., 1978. -№ 2. -С. 60-64.
- Сковородников, А.П. О функциях парцелляции в современном русском литературном языке/А. П. Сковородников//Русский язык в школе. -М., 1980. -№ 5. -С. 8789.
- Цумарев А. Э. Парцелляция в современной газетной речи: Автореф. дис. … канд. филол. наук/А. Э. Цумарев. -М., 2003. -26 с.