Пасхальный архетип русской литературы и структура романа «Доктор Живаго»

Автор: Есаулов И.А.

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.6, 2001 года.

Бесплатный доступ

Автор статьи обращает внимание на тот факт, что первой своеобразной составляющей русской литературы является Пасхальная проповедь митрополита Илариона, а наиболее любимое в народе Евангелие - Евангелие от Иоанна, начало которого всегда читается в церквях в первый день Пасхи. На основании этого автор статьи утверждает, что доминантой русской культуры и русской литературы является особый пасхальный архетип. Автор статьи показывает, каким именно образом Пасхальный архетип определяет структуру романа Б. Пастернака "Доктор Живаго", начинающегося с места погребения и заканчивающегося словами о воскресении и явлении пред лице Божие. Тема романа Пастернака, скрытая в его поэтике - паломничество к Христу, которое совершает, по замыслу автора, и каждый читатель романа.

Еще

Пасхальный и рождественский архетипы, литургия, структура романа

Короткий адрес: https://sciup.org/14749167

IDR: 14749167

Список литературы Пасхальный архетип русской литературы и структура романа «Доктор Живаго»

  • Топоров В. Н. Святые и святость в русской духовной культуре. Т. 1. М., 1995. С. 359.
  • Розов Н. Н. Синодальный список сочинений Илариона -русского писателя XI века//Slavia. Praha, 1963. Roč. 32. S. 147-148
  • Ужанков А. Н. Когда и где было прочитано Иларионом «Слово о Законе и Благодати»//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 7. Ч. 1. М., 1994. С. 102.
  • Алексеев А. А. О времени произнесения Слова о законе и благодати митрополита Илариона//ТОДРЛ. Т. 51. СПб., 1999. С. 289-291.
  • Пришвин М. М. Дневники. Кн. 3. 1920-1922. М., 1995. С. 129.
  • Алексеев А. А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 25-26
  • Громыко М. М. Православие у русских: проблемы этнологического анализа//Православие и русская народная культура. Кн. 6. М., 1996. С. 160-185.
  • Пастернак Б. Л. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 3. М., 1990
  • Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы: Очерки по русской литературе ХХ века. М., 1993. С. 268
  • Мф. 4:6
  • Лк. 4:10-11
  • Триодь цветная. М., 1999. С. 13.
  • Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.
  • Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения Православной Церкви. М., 1991. С. 285
  • Розанов В. В. Среди художников. М., 1994. С. 25-27
  • Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. С. 369-371
  • Захаров В. Н. Символика христианского календаря в произведениях Достоевского//Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994. С. 37-49.
  • Есаулов И. А. Проблема визуальной доминанты русской словесности//Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Вып. 2. Петрозаводск, 1998. С. 50-53.
  • Федоров Н. Ф. Православный погребальный обряд и его смысл//Федоров Н. Ф. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1995. С. 64-65
  • Бёртнес Ю. Христианская тема в романе Пастернака «Доктор Живаго»//Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. . Петрозаводск, 1994. С. 362.
  • Levingstone A. Allegory and Christianity in «Doktor Zhivago»//Melbourne Slavonic Studies. Vol. 1. 1967. P. 24-33
  • Борисов В. М. Имя в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»//«Быть знаменитым некрасиво…»: Пастернаковские чтения. Вып. 1. М., 1992. С. 104-106.
  • Служебник. М., 1996. С. 151-152
  • Esaulov I. The Categories of Law and Grace in Dostoevsky's Poetics//Dostoevsky. Religion and the Novel New Readings. Cambridge, 2001
  • Nivat G. Les matins de Pasternak//Борис Пастернак. 1890-1960. Paris, 1979. P. 369-371
  • Тахо-Годи Е. А. «И образ мира, в слове явленный…» («слово» в романе Пастернака «Доктор Живаго»)//Логос. 1999. № 3. Лосевские чтения. Образ мира -структура и целое. С. 103, 105
  • Переписка Бориса Пастернака. М., 1990. С. 224
  • Fleishman L., Harder H.-B., Dorzweiler S. Boris Pasternaks Lehrjahre: Неопубликованные философские конспекты и заметки Бориса Пастернака. Т. 1. Stanford, 1996. P. 85-119 (Stanford Slavic Studies. Vol. 11:1
  • Есаулов И. А. Юродство и шутовство в русской литературе: некоторые наблюдения//Литературное обозрение. 1998. № 3. С. 108-112.
  • Obolensky D. The Poems of Doktor Zhivago//The Slavonic and East European Review. 1961. Vol. XL. № 94. Р. 123-135.
  • Триодь постная. Ч. 2. М., 1992. С. 397.
  • Мк. 13:29
  • Иак. 5:8, 9
  • Откр. 3:20
  • Будин П.-А. Стук у Пастернака//Постсимволизм как явление культуры. . М., 1995. С. 43-48.
  • Александр Шмеман, протоиерей. Введение в литургическое богословие. Paris, 1961. С. 85-86.
  • Есаулов И. А. Преподобный Серафим Саровский в беседе с Н. А. Мотовиловым и проблема границ между земным и небесным в русской культуре//Материалы второй и третьей научно-практических конференций по проблемам истории, культуры и воспитания. Вып. 2. Саров, 1999. С. 24-30
  • Пруайар Ж., де. «Лицо» и «личность» в творчестве Бориса Пастернака//Пастернаковские чтения. Вып. 2. М., 1998. С. 51
  • Смирнов И. П. Роман тайн «Доктор Живаго». М., 1996. С. 8
Еще
Статья научная