Патриотизм как объект правовой охраны в Российской Федерации
Автор: Диденко Ю. А.
Журнал: Вестник Прикамского социального института.
Рубрика: Юриспруденция
Статья в выпуске: 2 (95), 2023 года.
Бесплатный доступ
На основе анализа литературы и действующего законодательства исследуется понятие «патриотизм». Обращается внимание на место и роль данного понятия в современном российском законодательстве. Патриотизм рассматривается в первую очередь в контексте уголовного права, как объект данного права.
Патриотизм, военные преступления, молодежь, Отчизна, воспитание, объект
Короткий адрес: https://sciup.org/14128197
IDR: 14128197
Текст научной статьи Патриотизм как объект правовой охраны в Российской Федерации
Актуальность данной темы исследования, безусловно, связана с тем, что события на Украине породили неизбежные волнения в обществе и опасения за национальную безопасность [1; 2]. Обеспечение национальной безопасности нашего государства и общества напрямую зависит и от его патриотического настроя1.
Напомним, что Президент РФ В. В. Путин назвал патриотизм одной из ключевых основ государственности России, одной из самых важных ценностей российского общества. По мнению главы государства, люди, испытывающие любовь к Родине, образуют сплоченный народ, который обладает той силой, что позволит России достойно ответить на любые, даже самые сложные, вызовы2. —
-
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351.
-
2 Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом : указ Президента РФ от 5 сент. 2022 г. № 611 (ред. от 17 окт. 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 37. Ст. 6315.
На наш взгляд, интересно рассмотреть патриотизм не как нравственную, философскую категорию, а представить его объектом правовой охраны и определить в связи с этим возможные последствия в случае посягательства на данный объект.
В процессе исследования стандартное понимание патриотизма как чувства любви к Родине в определенной мере препятствовало взглянуть на это явление в ином ракурсе и ответить на важный вопрос: можно ли, в случае посягательства человека на патриотические чувства других людей или отсутствия у него таковых чувств, говорить о привлечении лица к юридической ответственности?
Смущают два момента. Первое - то, что патриотизм в первую очередь нравственная категория, это не позволяет в полной мере взглянуть на него с узкоюридической точки зрения. Второе: патриотизм тесно связан с внутренним, практически недосягаемым миром человека, наличие патриотических чувств (а равно и их отсутствие) - дело личное, и постановка вопроса о юридической ответственности может показаться просто некорректной.
Однако если обратиться к теории уголовного права, то объектами уголовно-правовой охраны зачастую являются такие нравственные категории, как свобода, честь, достоинство, совесть, общественная нравственность, неприкосновенность личности и др. Поэтому, на наш взгляд, патриотизм именно с точки зрения его уголовно-правовой охраны представляет особый интерес.
Проведенный анализ данного понятия в классических толковых словарях русского языка позволяет отметить, что патриотизм определяется как преданность и любовь к Отчизне, гордость за нее [3, с. 496]. Однако, например, словарь В. И. Даля не дает такого понятия вообще; это наталкивает на мысль, что, возможно, в XIX в. не было необходимости определять и тем более закреплять для всех очевидное - любовь к Отчизне [4].
Интересно, что Л. Н. Толстой, большая часть жизни которого пришлась на то же столетие, о патриотизме высказывался очень необычно, называя его рабством, считая навязыванием его органами власти обществу [5]. Пожалуй, Л. Н. Толстой - один из немногих среди отечественных великих деятелей, который не признавал патриотизма. Остальные, напротив, в своих произведениях патриотизм восхваляли, демонстрируя его через образы своих героев, и произведения этих авторов были действительно пронизаны глубоким чувством любви к Родине.
Как мы уже отмечали, юридически интересным представляется вопрос о закреплении понятия патриотизма в законодательстве. Примечательно, что на федеральном уровне на сегодняшний день такое понятие так и не закреплено. Единственно, понятие «патриотизм» нашло свое отражение в «Модельном законе о патриотическом воспитании», принятом в г. Санкт-Петербурге 16 апреля 2015 г. на 42-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. Под патриотизмом в данном документе понимается «...любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов...»1.
Следует отметить, что на рассмотрении в Государственной думе с конца 2017 г. находился законопроект № 315234-7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации». Он был рассмотрен в первом чтении в 2018 г., относительно него был назначен ответственный комитет (Комитет Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений), но в конце концов в марте 2023 г. он был отклонен Государственной думой2. —
-
1 Модельный закон «О патриотическом воспитании» : приложение к постановлению Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 16 апр. 2015 г. № 42-6 // Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств : информ. бюл. 2015. № 63 (ч. 2). URL: http://parliament.am/library/modelayin%20orenqner/318.pdf (дата обращения: 12.04.2023).
-
2 О патриотическом воспитании в Российской Федерации : законопроект № 315234-7 // Система обеспечения законодательной деятельности : сайт. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/315234-7 (датаобращения: 12.04.2023).
Тем не менее представляется целесообразным все же обратить внимание на формулировки понятия «патриотизм», содержащиеся в данном законопроекте. Патриотизм здесь определяется как нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к России, своему народу, осознание неразрывности с ними, стремление и готовность своими действиями служить их интересам, подчинить им свои частные интересы, проявлять верность долгу в защите Отечества. При этом в документе были даны и иные ключевые взаимосвязанные понятия: «Отечество», «патриотическое воспитание»1.
Как видим, данная формулировка понятия патриотизма, кроме общепринятой любви к Родине (кстати, Родина уточняется как Россия) и готовности служить ей, указывает на необходимость подчинить свои частные интересы Отечеству и проявлять верность долгу. Эта трактовка кажется весьма необычной, нестандартной и, пожалуй, достаточно смелой. Вообще, патриотизм в российском законодательстве за последние три года, безусловно, упоминается многократно, и звучит не только в контексте воспитания подрастающего поколения или в текстах военной направленности, но и применительно к другим сферам жизнедеятельности общества. Например, в сфере физкультуры и спорта. Правительство РФ, утверждая в 2014 г. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)», указало, что при использовании возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья воспитывается и патриотизм2. В сфере национальной культуры и коммуникации, в социальном развитии и в развитии технологий при реализации мероприятий государство настаивает на усилении акцента на гражданский патриотизм; особенно это касается процесса воспитания подрастающего поколения3. И даже, например, в сфере библиотечного дела Правительство РФ указывает на необходимость «...создания условий, способствующих всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и творческому развитию детей и подростков, 4 воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим...» .
Особо обратим внимание на действующий указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации»5, в котором проявление патриотизма военнослужащих обозначено как их обязанность, соответственно, за неисполнение обязанности должна быть предусмотрена санкция. Поскольку патриотические обязанности закреплены в воинских уставах, утвержденных вышеназванным указом, они же и предусматривают дисциплинарную ответственность военнослужащих, то есть ответственность за отсутствие у них должных патриотических чувств или за безразличное отношение к патриотизму.
Однако, когда противоправные, неуставные действия «не укладываются в рамки» воинских уставов, речь идет о привлечении военнослужащих к иным видам юридической ответственности. При этом, на наш взгляд, с точки зрения административного законодательства6 в случае, если речь идет о правонарушениях, совершенных на службе, административная ответственность не применима, поэтому в данной ситуации можно говорить только об уголовной ответственности.
Действительно, уголовный закон предусмотрел уголовную ответственность для военнослужащих. Так, целая глава в Уголовном кодексе Российской Федерации1 (УК РФ) посвящена преступлениям против военной службы. Основным объектом преступлений здесь выступают интересы военной службы, однако в качестве дополнительных объектов выступают и категории другого порядка: честь, достоинство, физическая неприкосновенность личности ит.д. На наш взгляд, целесообразно дополнить данный список и таким объектом уголовноправовой охраны, как патриотизм.
Преступления против военной службы - это противоправные действия против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
Установленный порядок прохождения службы основан на принципе патриотизма, это бесспорно. Значит, в нарушение данного принципа лицо, не считаясь с патриотизмом других и не имея собственного чувства патриотизма, не выполняя предусмотренную воинским уставом патриотическую обязанность военнослужащего, совершает преступные действия, ответственность за которые предусмотрена УК РФ.
В связи с вышесказанным представляется возможным сделать вывод, что в основе преступных действий за военные преступления лежит в том числе и отсутствие у лица патриотических чувств, а равно и неуважение патриотических чувств других лиц.
В противовес уголовной ответственности военнослужащих можно привести пример привлечения к уголовной ответственности иных категорий граждан. Так, ст. 275 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за государственную измену, где принцип патриотизма явно нашел отражение. Диспозиция данного состава преступления выражена в запрете гражданину России оказывать помощь иностранному государству, зарубежной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности, причиняющей ущерб безопасности нашей страны. Таким образом, уголовный закон обязывает граждан России всегда быть верными Родине, являться ее патриотами.
В заключение отметим, что государство достаточно быстро реагирует на изменяющиеся взгляды отдельных граждан, которые далеко не «на стороне» патриотизма, применяя к последним строгие карательные меры согласно уголовному законодательству. Так, в конце сентября 2022 г. в УК РФ введена новая статья - 352.1. «Добровольная сдача в плен»; она предусматривает уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет за добровольную сдачу в плен. Несложно догадаться, какой плен имел в виду законодатель в первую очередь. При этом закон дает возможность быть освобожденным от уголовной ответственности в этом случае, если военнослужащий, впервые совершивший данное преступление, принял меры для своего освобождения, возвратился в часть или к месту службы и не совершил во время пребывания в плену других преступлений.
Таким образом, патриотизм уместно назвать объектом правовой охраны и, на наш взгляд, целесообразно буквально использовать данное понятие в диспозициях отдельных статей УК РФ.
Список литературы Патриотизм как объект правовой охраны в Российской Федерации
- Понеделков А. В., Слизовский Д. Е., Шатковская Т. В. Патриотизм в современной России: ценностный критерий уровня правосознания // Коммуникология. 2023. Т. 11. № 1. C. 109–117. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2023-11-1-109-117.
- Национальная идентичность и патриотизм в условиях международных кризисов / А. В. Абрамов, А. С. Буров, Бхагват Джавахар Вишну, Б. А. Габдулина, А. Э. Джанаева, Калфаоглу Рабия, В. М. Капицын, Ким Чжуёнг, О. Ю. Кокурина, А. М. Костина, Е. Ф. Сергазин, Шао Цзянина, А. Е. Шапаров // Вестник Московского государственного областного университета : электрон. журн. 2022. № 4. С. 8–42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-identichnost-i-patriotizm-v-usloviyah-mezhdunarodnyh-krizisov/viewer (дата обращения: 12.04.2023).
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. 944 с.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. Т. 3 : П – Р. М., 1994. 1782 с.
- Толстой Л. Н. Патриотизм и правительство (1900 г.) // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Т. 90. М., 1958. С. 425–444.