Перспективы применения зарубежного опыта в совершенствовании современной российской школы
Автор: Войтенко А.С.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Современные науки и образование
Статья в выпуске: 1-2 (56), 2019 года.
Бесплатный доступ
Современная российская школа находится в непростой ситуации: сегодня необходимо готовить человека для жизни в динамично меняющемся, информационно перенасыщенном мире, в котором открываются как большие перспективы, так и большие риски для личности. Соответствуют ли методы преподавания и формы организации учебного процесса современным реалиям, может ли в нынешней школе воспитаться свободный человек с критическим мышлением, способный определиться в выборе своего жизненного пути - ответы на эти вопросы неутешительны. Если мы хотим сделать наши школы передовыми центрами воспитания и просвещения, чем нам может помочь положительный зарубежный опыт?
Система образования, общеобразовательная школа, учебный процесс, зарубежный опыт, модернизация школы
Короткий адрес: https://sciup.org/140241559
IDR: 140241559
Текст научной статьи Перспективы применения зарубежного опыта в совершенствовании современной российской школы
В настоящее время люди, вовлеченные в образовательный процесс, отмечают тот факт, что нынешняя школа не выполняет свои фундаментальные функции – воспитание личности, обучение дисциплинам, формирование критического мышления и приобщения к здоровому образу жизни. В то же время отмечается и снижение качества образования, когда успеваемость падает, а мотивация ходит в школу отсутствует вовсе. Именно критика содержания знаний стала самой масштабной с конца 20, начала 21 века. Составляющая данного аспекта связана с концепцией резкого устаревания знаний в динамично развивающемся мире, где каждый год появляются новые профессии, а старые постепенно становятся невостребованными. Так в исследовании, организованном Московской школой управления Сколково и проведенном более 2500 экспертами, в том числе такими компаниями как, ГК РОСАТОМ, Ростелеком, IBM, Intel, Татнефть, Газпром, Роснефть, РЖД, Аэрофлот, Роскосмос, ГК «РОСНАНО» и др. был составлен «Атлас новых профессий», который наглядно показывает, что уже к 2030 году такие профессии как бухгалтер, сметчик, статистик, библиотекарь, турагент, нотариус, банковский операционист логист если не исчезнут вовсе, то будут крайне мало востребованы. Напротив, возникнут такие новые профессии как ИТ-медик, архитектор медоборудования, биоэтик, генетический консультант, консультант по здоровой старости, оператор медицинских роботов, проеторитровщик интерфейсов беспилотной авиации, тренер творческих состояний. Такие кардинальные изменения в структуре профессий требуют воспитания совершенно нового типа учеников, которые помимо усвоения фундаментальных знаний также будут способны адекватно оценивать рынок труда, с которым им предстоит столкнуться после окончания ВУЗов, а также уже со школьной скамьи намечать для себя те области деятельности, на которые они сделают ставку.
Нынешняя школа, задумывавшаяся еще в индустриальную эпоху, не способна воспитать таких учеников и требуются глубокие изменения, чтобы разрешить эту ситуацию. Здесь может пригодиться опыт стран, которые смогли преодолеть эту проблему. Признанными лидерами в сфере школьного образования являются Сингапур, Южная Корея, Австралия, Нидерланды, Гонконг, Бельгия, США, Финляндия. Особое место из этого списка занимает Финляндия, которая будучи нашим ближайшим соседом также связана с Россией своей культурой, экономикой и историей. Из черт, присущих жителям Финляндии можно выделить склонность к труду, восприимчивость к инновациям, разумное потребление и внимательное отношение к образованию своих граждан. Современное финское образование строится на концепции «обучаемого общества», которая была принята в конце прошлого века. Главные принципы концепции – непрерывность образования и возможность обучаться в разных возрастах, в том числе и на пенсии. Все граждане должны иметь равный доступ к знаниям и образованию, вне зависимости от их навыков, возраста, материального положения. Здесь реализуется политика равенства. Рассмотрим данный аспект подробнее:
-
• Образование является полностью бесплатным, исключены всевозможные сборы денег с родителей на ремонт класса, учебники или питание. Дети имеют доступ к бесплатным учебникам, бесплатному транспорту, 3-х разовому питанию, услугам медучереждений.
-
• Отсутствует оценочная система и экзамены до девятого класса.
-
• Если у ученика возникли проблемы с успеваемостью, поведением, рассеянным вниманием, то таких детей объединяют в отдельные группы не более десяти человек. Им уделяют внимание учитель и 2 ассистента, которые ищут индивидуальный подход к каждому и помогают преодолеть трудности. Когда проблема решена, ученик возвращается в свой класс. Учителя, занимающиеся в подобных группах, проходят дополнительную подготовку.
Обучение в школе осуществляется только в форме уроков. Кружки, факультативы здесь предусмотрены только с 7 класса, причем выбор их очень велик. Здесь и иностранные языки, и ораторское искусство, театр, музыка. Длительность базового школьного образования в Финляндии составляет 9 лет, по окончанию этого срока ученики проходят выпускные экзамены, также они могут пройти их через год, подготовившись более основательно и выбрав будущую профессию. После окончания базового обучения ученики поступают в высшую среднюю школу , которая организована в форме лицея или учреждения профессиональной подготовки. Где некоторые предметы изучаются ими по выбору, а некоторые является обязательными. У выпускников учреждений профессионального образования после получения опыта работы есть возможность продолжить обучение по рабочей специальности для получения более высокой квалификации или дополнительной квалификации. Кроме того, выпускники этих учебных заведений имеют возможность без дополнительной подготовки продолжить свое образование в высшей школе.
Высокий уровень финского образования во многом обусловлен системой подготовки кадров. Финляндия входит в число стран с эффективнейшими методами подбора педагогов. Допускаются обучать детей только выпускники, имеющие магистерскую степень, полученную ими в классических университетах. Соискатель работы учителя также должен пройти ряд испытаний: экзамены и тесты на навыки счета, грамотность и решение проблем. Соискатели с самыми высокими показателями допускаются ко второму раунду, где их тестируют на выявление коммуникативных навыков, готовность учиться, академические способности и мотивацию к учительской работе. Третий раунд осуществляет наниматель. Он проводится в школе, где хочет работать соискатель, и включает собеседование, в режиме которого проверяется пригодность к профессиональной мотивации, коммуникативные навыки, эмоциональная отзывчивость, гибкость. Такая жесткая процедура отбора компенсируется последующей достаточно «спокойной» профессиональной деятельностью школьного учителя, который пожизненно который пожизненно обеспечен ставкой и заработной платой: в Финляндии нет понятия аттестации и переаттестации, подтверждения квалификации, участия в профессиональных конкурсах; достаточно пройти ежегодное 35-дневное обучение на курсах ПК (как правило, при университетах) по интересному для педагога направлению. Школьному учителю гарантирована высокая заработная плата, причем стартовая ставка достаточно высока, в то время как последующие повышения заработной платы невелики, по сравнению с другими странами ОЭСР: разница между начальной и максимальной учительской зарплатой составляет всего 18 %. Тем самым Финляндии удалось привлечь к учительской профессии сильные молодые кадры, так как для принятия решения стать учителем начальная заработная плата важнее, чем перспектива ее дальнейшего роста. Важную роль играет привлекательность учительской профессии и тот статус, который она имеет в финском обществе. С одной стороны, это исторически высокое уважение населения к профессии учителя, с другой -высокий уровень образования и качество полученной подготовки.
Финский опыт в сфере школьного образования является ценным, однако какие его элементы можно переносить в российские реалии -вопрос открытый. Понятно, что современное образование требует современного материально-технического оснащения, которое позволяет сделать обучение практико-ориентированным. Парикмахеров и косметологов учат в аудитории, которая оборудована как современный салон, в распоряжении учащихся все необходимые косметические средства. Будущие химики получают профессиональные навыки на станции очистки воды при университете, будущие автослесари и автомеханики - в автомастерской, причем самой крупной в городе, будущие плотники - в столярном цехе, где есть все: от дощечки до робототехники. Будущие специалисты по противопожарной безопасности учатся большую часть времени не в аудитории, а на специальном полигоне, в их распоряжении гараж, где около двух десятков машин скорой помощи и пожарных. Подчеркнем, что благодаря такому оснащению учащихся и студентов погружают не в квазипрофессиональную, а настоящую профессиональную деятельность: они обслуживают клиентов в парикмахерском или косметическом салоне, ремонтируют машины, тушат пожары и т. п.
Полезный для россиян урок - это отношение к учителю и к его подготовке в финском обществе. Только когда учительская профессия будет востребована и поддержана высоким материальным статусом, когда учитель перестанет чувствовать себя нищим, по сравнению с родителями своих учеников, можно будет ждать позитивных сдвигов в нашем образовании. Главное, в чем еще раз убеждает опыт Финляндии: позитивные изменения в сфере образования возможны лишь тогда, когда оно станет общенациональной ценностью и приоритетом, а возможно такое только в социально ориентированном государстве.
Список литературы Перспективы применения зарубежного опыта в совершенствовании современной российской школы
- Воробьев Н. Е., Бессарабова И.С. Особенности системы образования в Финляндии//Педагогика. 2017. № 2. С. 112-117.
- Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения//Вопросы образования. 2018. № 4. С. 7-60.
- Поздеева С. И. Начальная школа -пространство совместной деятельности//Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2018. Вып. 2. С. 58-67.