Первые шаги реформирования организационно-экономической системы отечественной кинематографии в эпоху перестройки
Автор: Косинова Марина Ивановна
Журнал: Сервис plus @servis-plus
Рубрика: Культура и цивилизация
Статья в выпуске: 3 т.14, 2020 года.
Бесплатный доступ
Предметом исследования является начальная стадия реформирования киноотрасли, включающая в себя период с 1986 по 1989 год. В статье анализируется ход «революционного» V съезда Союза кинематографистов, состоявшегося в мае 1086 года. Рассматривается деятельность нового секретариата Союза кинематографистов СССР (возглавленного опальным ранее режиссером Э. Климовым), направленная на перестройку работы советской кинематографии. Автор изучает процесс разработки кинематографистами базовой модели рыночного кинематографа, а также дальнейшее ее внедрение в жизнь. В статье анализируются вопросы новой кадровой и репертуарной политики в сфере кинематографии. Цель данного исследования - проанализировать ход тех процессов, которые протекали в кинематографе в первые годы перестройки, выявить их основные тенденции и сделать выводы. Статья была написана с использованием следующих качественных методов: метод историко-генетического анализа, дескриптивный анализ литературы, архивных и других материалов, качественный контент-анализ документов, докладов и других материалов, сравнительный анализ, вторичный анализ статистических данных.Результаты статьи могут быть использованы для проведения более глубокого анализа процессов реформирования киноотрасли в эпоху перестройки. Они вполне применимы и к нынешним реалиям. Ошибки, перекосы и деформации, имевшие место по ходу реформирования, не остались в прошлом они сказываются и по сию пору. Именно в перестройку закладывался фундамент нынешнего российского кинематографа, и сейчас стало очевидно, что этот фундамент, возводимый «на скорую руку», непоследовательно и с некоторыми просчетами при самом его проектировании, создал после крушения СССР весьма неблагоприятные условия для развития кинематографа новой России.
Перестройка, кинематограф, реформы, союз кинематографистов, v съезд, тематический план, базовая модель
Короткий адрес: https://sciup.org/140249911
IDR: 140249911 | DOI: 10.24411/2413-693X-2020-10313
Список литературы Первые шаги реформирования организационно-экономической системы отечественной кинематографии в эпоху перестройки
- Демин В.П. Не для печати. - М.: Лексика. 1996. 430 с.
- Демин В.П. Широким взглядом. - М.: Союз кинематографистов, 1989. 219 с.
- Донец Л.С. Слово о кино. - М.: Вагриус, 2000. 397 с.
- История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат // ред. Фомин В.И. - М.: ВГИК, 2014. 2758 с.
- Кокарев И.Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим. - М.: Российский фонд культуры, 2001. 520 с.
- Косинова М.И. История отечественной кинофикации и кинопроката. Часть 2. М.: ГУУ, 2019. 459 с.
- Кино России 90-е годы. Цена свободы. Сборник / Сост. Т. Москвина-Ященко, Т. Немчинская. - М.: Атланта, 2001. 366 с.
- Медведев А.Н. Территория кино. - М.: Вагриус, 2001. 287 с.
- Милосердова Н. Цена свободы. Независимое кино: вчера, сегодня, завтра. - М.: НИИ киноискусства, отдел современного отечественного кино. 1997. 157 с.
- Новейшая история отечественного кино 1986-2000. Кинословарь. Кино и Контекст. Т. 4 / Сост. Л. Аркус. - - Санкт-Петербург, 2002. 890 с.
- "О ситуации в кинематографии и совершенствовании организации кинодела" // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2944. Оп.1. Д.1997. Л. 84-89.
- Отечественное кино: стратегия выживания. Научный доклад / Ред. Д. Дондурей. - М.: НИИ киноискусства, 1991. 154 с.
- Павленок Б.В. Кино: Легенды и быль: Воспоминания; Размышления. - М.: РИК Галерея, 2005. 200 с.
- Полюса кинопроцесса: притяжение и отталкивание / Ред. М.И. Жабский. - М.: Федеральное агентство по культуре и кинематографии, НИИ киноискусства, 2007. 438 с.
- Российское кино: парадоксы обновления. / Ред. А.Г. Дубровин, М.Е. Зак, В.С. Листов. - М.: НИИ киноискусства, 1995. 140 с.
- Толстых В. Размышления по поводу и без повода // Искусство кино. 1986. № 8. С. 77-86.
- Яковлев А. Сумерки. - М.: Материк, 2005. 674 с.
- Demin, V.P. (1996). Not for print. Moscow: Leksika. (In Russ).
- Demin, V.P. (1989). Wide gaze. Moscow: Union of Cinematographers. (In Russ).
- Donets, L.S. (2000). A word about the movie. Moscow: Vagrius. (In Russ).
- Fomin, V.I. (2013) History of the film industry in Russia: management, film production, distribution. Moscow: VGIK. (In Russ).
- Kokarev, I.E. (2001). Russian cinema: between the past and the future. Moscow: Russian Cultural Foundation. (In Russ).
- Kosinova, M.I. (2019). The history of domestic cinema and film distribution. Part 2. Moscow: GUU. (In Russ).
- Moskvina-Yashchenko, T., Nemchinskaya, T. (2001). Cinema of Russia 90 years. Price of freedom. Collection. Moscow: Atlanta. (In Russ).
- Medvedev, A.N. (2001). The territory of the cinema. Moscow: Vagrius. (In Russ).
- Miloserdova, N. (1997). The price of freedom. Independent movie: yesterday, today, tomorrow. Moscow: Research Institute of Cinema, department of modern domestic cinema. (In Russ).
- Arkus, L. (2002). The latest history of domestic cinema 1986-2000. Film Dictionary. Cinema and Context. Vol. 4. St. Petersburg. (In Russ).
- Russian State Archive of Literature and Art (RGALI) (1997). On the situation in cinematography and the improvement of the organization of filmmaking. 2944 (1), 84-89.
- Dondurey, D (1991). Domestic cinema: survival strategy. Scientific report. - Moscow: Research Institute of Cinema. (In Russ).
- Pavlenok, B.V. (2005). Cinema: Legends and Stories: Memories; Reflections. Moscow: RIK Gallery. (In Russ).
- Zhabsky, M.I. (2007). Poles of the film process: attraction and repulsion. Moscow: Federal Agency for Culture and Cinematography, Research Institute of Motion Picture Arts. (In Russ).
- Dubrovin, A.G., Zak, M.E., Listov, V.S. (1995). Russian cinema: paradoxes of renewal. Moscow: Research Institute of Cinema. (In Russ).
- Tolstoy, V. (1986). Reflections on and without reason. The Art of Cinema. No. 8. S. 77-86.
- Yakovlev, A. (2005). Twilight. Moscow: Mainland. (In Russ).