Поэтика и поэтология: "Томас Бернхард и модернистский метароман"

Бесплатный доступ

В рецензии на монографию В. В. Котелевской «Томас Бернхард и модернистский метароман» (2018) поднимаются теоретические проблемы отношений поэтики и поэтологии, метаизации и метаромана, несовпадения авторской и критической терминологии. Книга Котелевской вписывается в контекст российских исследований метапрозы (О. С. Мирошниченко), метаромана (В. Б. Зусева-Озкан) и романа о романе (И. В. Суслова), а также исследований прозы Т. Бернхарда российскими германистами (Д. В. Затонский, Н. С. Павлова, А. В. Белобратов, С. П. Ташкенов, С. Ю. Новикова). Экспериментальная структура научного (поэтологического) трактата сопоставляется с экспериментальным характером объекта исследования - метароманов Бернхарда, в которых поэтика «замещается» поэтологией. В частности, отмечается, что монография Котелевской тоже подверглась «метаиза-ции», которая в произведениях Бернхарда выражается в редукции мимесиса в пользу творческой саморефлексии, а в книге Котелевской - в редукции описательной поэтики в пользу теоретических рассуждений и обобщений, литературно-философского контекста и интертекста. Обобщающие и конкретизирующие части работы меняются местами, границы между ними проблематизируются. Логика описания объекта (творчества Бернхарда) внешне нарушается, но во внутренней логике монографии прослеживается движение от музыки («Бетон», 1982) к архитектуре («Корректура», 1975), от содержания к форме, от «мысли-темы» к ее выражению и обратно. В центре внимания исследователя оказывается раннее произведение «Амрас» (1964), которому сам автор придавал особое значение. В монографии его анализ занимает полсотни страниц и соединяет роман «Стужа» (1963) с последним произведением «Изничтожение: Распад» (1986). Через акцентирование романтической традиции обосновывается жанровая специфика «романа» и «фрагмента», а также использование термина «роман» применительно к большинству произведений, хотя ни сам Бернхард, ни его герои так свои произведения не называют.

Еще

Поэтика, поэтология, метароман, австрийская литература, томас бернхард

Короткий адрес: https://sciup.org/147226940

IDR: 147226940   |   DOI: 10.17072/2037-6681-2018-4-97-102

Список литературы Поэтика и поэтология: "Томас Бернхард и модернистский метароман"

  • Баскакова Т. Послесловие // Бернхард Т. Племянник Витгенштейна. История одной дружбы / пер. и послесл. Т. Баскаковой // Иностранная литература. 2003.№ 2. С. 144-203.
  • Белобратов А. Томас Бернхард: двадцать лет спустя//Иностранная литература. 2010. № 2. С.4-10.
  • Белобратов А. В. Томас Бернхард: постижение//Бернхард Т. Все во мне.: Автобиография. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006. С. 558-574.
  • Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит., 1973. 568 с.
  • Бочкарева Н. С., Суслова И. В. История французской литературы: роман о романе на рубеже ХХ-ХХ1 веков: учеб. пособие. Пермь, 2011. 128 с.
  • Бочкарева Н. С., Суслова И. В. Роман о романе: Преодоление кризиса жанра (на материале русской и французской литератур 20-х годов ХХ века)/Перм. гос. ун-т. Пермь, 2010. 148 с.
  • Затонский Д. В. Томас Бернхард//Затонский Д. В. Австрийская литература в ХХ столетии. М.: Худож. лит., 1985. С. 369-401.
  • Зусева-Озкан В. Б. Поэтика метаромана: «Дар» В. Набокова и «Фальшивомонетчики» А. Жида в контексте литературной традиции. М.: РГГУ, 2012. 232 с.
  • Котелевская В. В. Томас Бернхард и модернистский метароман. Ростов н/Д; Таганрог: Изд-во Южного федер. ун-та, 2018. 352 с.
  • Ларионов Д. Книжная полка Дениса Ларионова: обзор//Новый мир. 2018. № 8. URL: http://www.nm 1925.ru/Archive/Journal6_2018_8/-Content/Publication6_6990/Default.aspx (дата обращения: 05.10.2018).
  • Мирошниченко О.С. Поэтика современной метапрозы (на материале романов Андрея Битова): автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2001. 25 с.
  • Новикова С. Ю. Автобиографическая проза Томаса Бернхарда: проблематика и поэтика: автореф. дис.. канд. филол. наук. СПб., 2018. 24 с.
  • Павлова Н. С. Реальность и жанр у Бернхарда//Павлова Н. С. Природа реальности в австрийской литературе. М.: Языки славянской культуры, 2005. С. 268-297.
  • Скубачевска-Пневска А. «Книги рождают книги». «В Эрмитаж!» Малькольма Брэдбери как роман-матрешка//Диалог согласия: сб. науч. ст. к 70-летию В. И. Тюпы/под ред. О. В. Федуниной, Ю. Л. Троицкого. М.: Intrada, 2015. С. 154-162.
  • Ташкенов С. П. Проза Томаса Бернхарда: кризис языка и проблема диалогического слова: автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 2009. 25 с.
  • Шлегель Ф. Фрагменты//Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: в 2 т./вступ. ст., сост., пер. с нем. Ю. Н. Попова. М.: Искусство, 1983. Т. 1. С. 290-316.
  • Bradbury M. To the Hermitage. L., Basingstoke and Oxford: Picador, 2001. XXXIII p. 498 p.
  • Kellman S. G. The Self-Begetting Novel. L.; Basingstoke: The Macmillan Press Ltd, 1980. X p.161 p.
Еще
Статья научная