Поликультурное образование учащихся: роман Л. Улицкой "Медея и ее дети" на уроках литературы

Бесплатный доступ

Современная школа работает над проблемой всесторонней поддержки личностного самоопределения учащихся, которое происходит через формирование ценностей. В форме ценностных ориентаций фиксируется существенное, наиболее важное для человека - его представление о смысле жизни, о ценности жизни, о связи с прошлым своего народа и ответственности за будущее. На проблему формирования ценностей направлена и концепции поликультурного образования, которой сегодня уделяется огромное внимание. Наиболее перспективно, на наш взгляд, рассматривать поликультурное образование как способ приобщения обучающихся к культуре с целью последующей интеграции в национальное и мировое культурно-образовательное пространство. В этой связи большее значение приобретает диалог культур, организованный с помощью художественного текста.

Еще

Современная школа, поликультурное образование, ценностные ориентации учащихся, художественный текст как диалог культур

Короткий адрес: https://sciup.org/148102425

IDR: 148102425

Текст научной статьи Поликультурное образование учащихся: роман Л. Улицкой "Медея и ее дети" на уроках литературы

Тема диалога по отношению к культуре впервые возникла в начале XX века в работах К.Ясперса, О.Шпенглера. В отечественной философии основные положения диалога культур разработаны М.М.Бахтиным и В.С.Библером. «Культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и … самосознание культуры есть форма ее бытия на грани с иной культурой» [1]. Современная беллетристика, отражая прежде всего бытовую сторону нашей жизни, разворачивает перед читателями калейдоскоп социальных связей и социальных отношений; изображение внутреннего мира человека посредством художественной образности, глубину и остроту проникновения писателя в душевный мир героев. Особая эмоционально-эстетическая сила художественного слова позволяет запечатлеть широкую картину мира – «видение писателем бытия как исполненного смысла, дающего пищу надеждам, душевной просветленности и радости, как отмеченного упорядоченностью и гармоничностью» [2]. Мир художественного произведения не только наиболее искренне и ненавязчиво помогает обнаружить сокровенные тайны человеческой культуры, но и выдвигает программные цели гармонизации взаимоотношений человека с миром, другими людьми и самим собой, стимулирует социальную активность личности.

образование; ценностные ориентации учащихся; худо-

Название романа Людмилы Улицкой «Медея и ее дети» (1996) выдвигает в качестве ведущей тему семейную, причем тему можно трактовать очень емко, потому что емко и широко представлен род главной героини романа: ее семья многочисленна, многопоколенна, многонациональна и расселена в разных концах Европы и Азии. Героиня романа, Медея Синопли, «последняя чистопородная гречанка в семье» [3], живет в Крыму. Зато многочисленные родственники Медеи разбросаны по всей земле. Сестры Анеля и Настя живут в Тбилиси, сестра Сандрочка – в Москве. Брат Федор поселяется в Средней Азии, в Ташкенте. Афанасий и Платон сначала уезжают в Болгарию, а затем в Югославию, а потом дальше углубляются в Европу. Младший брат Дмитрий обосновывается в Литве. Много лет подряд бездетная (!) Медея собирает в своем доме в Крыму многочисленных племянников и внучатых племянников. Эти ежегодные поездки в Крым представителей рода Синопли похоже на паломничество к святым местам – местам, которые дают силы, лечат раны, объединяют и определяют зачастую дальнейшую судьбу. Каждый новый член семьи обязательно приезжают сюда пожить рядом с Медеей, как будто проходят обряд некой инициации – приобщение к родовому корню и родовым традициям.

«Судьба» – центральное слово романа. Истории жизни многочисленных представителей рода Медеи не просты, нити судьбы «тянулись, соединялись, делали петли», но благодаря ежегодному повороту жизненного круга в Крым из этих переплетений складывался прекрасный узор, «который с годами делался все яснее» [3, с. 11]. Образ жизненного пути как узора, а не просто хаотического сплетения событий и поступков, – важный элемент художественной системы романа, ключ к пониманию его идейного смысла. Ведущий мотив этого узора – путь в Крым, где ждет своих родных и близких Медея. Крым – земля испокон веку многонациональная, «она была скифская, греческая, татарская… история от нее не уходила, витала в весеннем блаженстве и напоминала о себе каждым камнем, каждым деревом…» [3, с. 17].

Улицкая не дает нам детального описания дома Медеи. Мы узнаем только, что он стоял в верхней части Поселка, был удивительно вписан в крымский пейзаж, и все в нем было устроено просто: умная печурка, летняя кухня, низенькие окна, белоснежные занавески. Все было устроено Медеей, которая давала свет и тепло родовому гнезду. Дом пробуждал стойкость и силу во всех ее гостям, которые, напоенные энергетикой, разъезжались в большой мир, продолжая закручивать нить своей жизни в поисках счастливого узора, и через год приезжали назад к дому как внутреннему стержню их жизни.

Милое, радостное, счастливое время – жизнь в доме Медеи. У дома Медеи была особая в своем роде красота. Неброская красота неброской жизни хозяйки. Красота приобретает в контексте романа особое символическое значение как красота священного места, «вокруг которого происходит движение миров, звезд, облаков и овечьих отар» [3, с. 35]. Этот дом – храм, священная земля. Показателен эпизод из романа, в котором представители власти не решаются переступить порог дома, чтобы арестовать гостя Медеи – Рашида, участника движения за возвращение татар в Крым. Они простояли у дома всю ночь и арестовали мужчину только тогда, когда он вышел за пределы «священного места».

Многонациональность и география расселения семьи Медеи наталкивает на параллель с расселением древних народов. Образно это показано на примере того же дома: сначала огромный, стройный дом «в греческих колоннах» вызывает ассоциацию с античной цивилизацией, давшей начало европейской культуре, затем дом постепенно изменяется, теряет четкость очерта- ний и уже принадлежит не одной культуре, разрастается пристройками, т.е. новыми уникальными культурами. Все повествование проникнуто неким сакральным смыслом развития и взаимоотношения племен, народностей и наций. Дом продолжает разрастаться новыми детьми, имеющими и европейские, и восточные – азиатские и кавказские – корни. Но в крови всех этих людей различных культур и религий течет одна общая греко-иранская кровь как основа для возможного бесконфликтного сосуществования народов на земле. В представлении Медеи ничто так не связывает семью, как общие черты. С тихой радостью и гордостью подмечает она «родовые особенности»: рыжий цвет волос, укороченный мизинец, приросшую мочку уха, способность ночного видения. В контексте нашей темы эти черты приобретают особое символическое значение: для дружбы и согласия у народов должны быть общие черты, в том числе общая историческая память – общие события, которые прошли через судьбу народов и оставили в ней яркий, с годами не стирающийся след.

Бездетную Медею судьба наградила огромным количеством детей по всему свету. Парадокс? Нет, сакральная правда единства и родства людей, как говорят, не только «первой очереди родства». Сердце героини широко, в нем находится место каждому. Высоко на холме стоит ее дом, и тянутся к этому дому люди из Москвы, Сибири, Средней Азии, Северного Кавказа и Прибалтики, ибо «прожаренный солнцем и продутый морскими ветрами, дом притягивает все это разноплеменное множество» [3, с. 67]. Он не прячет человека от житейских бурь, он дает силу и наполняет красотой для продолжения жизни. Гречанка с грузинским именем в окружении русских, татар, евреев, армян как богиня-охранительница единого земного человечества, из корня общего вышедшего и в мире огромном разошедшегося. Кто же такие дети Медеи? Это представители разных культур, традиций, психологических и этнических типов, которые живут самобытно и которые только в результате открытого и свободного взаимодействия образуют поистине прекрасный узор, составляющий культуру человечества. С.И.Тимина в статье «Ритмы вечности» обращается к анализу мифопоэтической картины мира в романе «Медея и ее дети». Главный пафос романа, по мнению С.Тиминой, заключается в стремлении художественного мира романа к гармонии. Выделяя центральные бинарные оппозиции, исследовательница пишет о соседстве быта и вечности, простоты и величия, гармонии и дисгармонии, космоса и хаоса [4, с. 548].

Наш многонациональный мир представлен полиэтническими государственными сообществами, и каждое мультинациональное государство пытается разработать эффективную систему формирования межкультурной компетенции и развития в обществе этнической толерантности. Понимание полиэтничности общества базируется на том, что многие люди в современном мире более не принадлежат жестко к одной этнической группе, а являются членами двух и более общностей, носителями нескольких культур, которые соседствуют и взаимодействуют непосредственно и виртуально еще с практически бесконечным числом культур. Формирование толерантного сознания – составляющая культурной политики, реализуемая в комплексе законодательных актов и мероприятий. На когнитивном уровне формируются представления, понятия, усваиваются закономерности жизнедеятельности человека в многокультурном социуме. На ценностно-смысловом уровне воспитываются гражданственность, эмпатия, толерантность, уважительное отношение к другим культурам и их носителям. На поведенческом уровне развиваются умения и навыки конструк- тивного взаимодействия с людьми, представляющими иные ценности и модели поведения. Художественная литература также участвует в процессе культуролизации современного общества и воспитании его в направлении межкультурной и этнической толерантности, прежде всего на ценностно-смысловом уровне, и делает это присущими ей художественными средствами, воздействуя не только на ум, но и на чувства читателя. На страницах произведений Людмилы Улицкой проблемы межкультурного общения и взаимопонимания поставлены осознанно, весомо и современно. Роман «Медея и ее дети» представляет мир таких человеческих взаимоотношений, которые наполнены гармонией и уважением к культуре своего и соседнего народа, которые развиваются над и вне межнациональной розни и непонимания, потому что в основе их такие человеческие ценности, как уважение, достоинство, любовь и милосердие. Современная отечественная литература в лучших своих творениях поднимает и раскрывает важнейшие социокультурные вопросы и создает условия для осознания читателями важности культурного многообразия для общества в целом и необходимости уважительного отношения к другим культурам для каждой личности в отдельности.

  • 1.    Библер, В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. М., Прогресс,1991. 176 с. С. 85; Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М., Художественная литература, 1979. 412 с.

  • 2.    Введение в литературоведение / под ред. Л.В.Чернец. М., Флинта, 2000. 248 с. С. 85; Введение в литературоведение: учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, А.Я.Эсалнек и др.; под ред. Л.В.Чернец. М., Высшая школа, 2004. 680 с. http://www.easyschool.ru/books/literatura/vvedenie-v-literaturovedenie-chernets-halizev/

  • 3.    Улицкая, Л.Е. Медея и ее дети. М., Изд-во ЭКСМО, 2002. С. 7.

  • 4.    Тимина, С.И. Ритмы вечности: Роман Людмилы Улицкой «Медея и ее дети»// Русская литература XX века в зеркале критики: хрестоматия / сост. С.И.Тимина, М.А.Черняк, Н.Н.Кякшто. М., Академия; СПб., Филологический факультет СПбГУ, 2003. 656 с. С. 548; Русская литература ХХ века: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [С.И.Тимина, Н.Ю.Грякалова, О.А.Лекманов и др.]; под ред. С.И.Тиминой. М., Издательский центр «Академия», 2011.  368 с. http://www.academia-

    moscow.ru/ftp_share/_books /fragments/fragment_19096.pdf

MULTICULTURAL EDUCATION OF STUDENTS:L.ULITSKAYA'S NOVEL "MEDEA AND HER CHILDREN" AT LITERATURE LESSONS

Список литературы Поликультурное образование учащихся: роман Л. Улицкой "Медея и ее дети" на уроках литературы

  • Библер, В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. М., Прогресс,1991. 176 с. С. 85
  • Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. М., Художественная литература, 1979. 412 с.
  • Введение в литературоведение/под ред. Л.В.Чернец. М., Флинта, 2000. 248 с. С. 85
  • Введение в литературоведение: учебное пособие/Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, А.Я.Эсалнек и др.; под ред. Л.В.Чернец. М., Высшая школа, 2004. 680 с. http://www.easyschool.ru/books/literatura/vvedenie-v-literaturovedenie-chernets-halizev/
  • Улицкая, Л.Е. Медея и ее дети. М., Изд-во ЭКСМО, 2002. С. 7.
  • Тимина, С.И. Ритмы вечности: Роман Людмилы Улицкой «Медея и ее дети»//Русская литература XX века в зеркале критики: хрестоматия/сост. С.И.Тимина, М.А.Черняк, Н.Н.Кякшто. М., Академия; СПб., Филологический факультет СПбГУ, 2003. 656 с. С. 548
  • Русская литература ХХ века: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования/; под ред. С.И.Тиминой. М., Издательский центр «Академия», 2011. 368 с. http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_19096.pdf
Статья научная