Полномочия прокурора в рамках прокурорского надзора на стадии предварительного следствия и дознания
Автор: Рогава И.Г., Романова Е.Д.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 11-1 (38), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуются полномочия прокурора при осуществлении надзора за следствием и дознанием. Прокурор представляет собой гарант обеспечения законности на всех стадиях уголовного судопроизводства. Делается вывод о том, что прокурору не были в полной мере возвращены полномочия, необходимые для эффективного осуществления надзора на стадии предварительного следствия и дознания права.
Прокурор, надзор, полномочия, соблюдение законов, предварительное следствие, дознание
Короткий адрес: https://sciup.org/170185642
IDR: 170185642 | DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11730
Текст научной статьи Полномочия прокурора в рамках прокурорского надзора на стадии предварительного следствия и дознания
Одним из приоритетных направлений деятельности законодательных органов, следственных подразделений и прокуратуры является повышение качества предварительного следствия и дознания. Прокурор представляет собой гарант обеспечения законности на всех стадиях уголовного судопроизводства. В связи с этим он должен быть наделен реальными и действенными полномочиями по выявлению, пресечению и устранению нарушений закона, допущенных при расследовании преступлений [5].
Надзор за соблюдением законов органами следствия и дознания является основным из направлений деятельности прокуратуры, и согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» выделяется в самостоятельную отрасль прокурорского надзора. Кроме того, в соответствии со ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом рассматриваемого надзора является порядок разрешения заявлений о готовящихся или совершенных преступлениях, соблюдение прав и свобод человека, законность решений, принятых органами дознания и предварительного следствия [3].
Процессуальный статус прокурора в досудебном производстве подвергся серьезной корректировке в связи изменениями, произошедшими в УПК РФ. Они регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ «О внесении из- менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия». Указанный акт значительно расширил процессуальный статус прокурора на данном этапе судопроизводства [4].
Все полномочия прокурора на стадии предварительного следствия и дознания в общем виде определены в ст. 37 УПК РФ. Он уполномочен:
– требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений закона, допущенных на данной стадии судопроизводства.
– давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий.
– давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.
– истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение.
– рассматривать информацию, предоставляемую руководителем следственного органа, о несогласии следователя с требованием прокурора.
– рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.
– участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения.
– при наличии оснований заявлять перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, домашнего ареста или срока содержания под стражей.
– разрешать заявленные дознавателю отводы и его самоотводы.
– отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования при нарушении им требований УПК.
– изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, обязательно указывая основания передачи.
– утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу.
– утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу.
– возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков [2].
Отличительной чертой деятельности прокурора на стадии предварительного следствия является то, что он не связан никакой ведомственной заинтересованностью в исходе дела. В отличие от руководителя следственного органа у него не существует процессуальных интересов кроме обеспечения законности судопроизводства.
Отметим, что предельно четкая регламентация полномочий прокурора на стадии предварительного следствия и дознания в УПК РФ, вовсе не гарантирует отсутствие проблем в правоприменительной практике. Большинство из них связаны, в первую очередь, с изменениями, внесенными в 2010 году Федеральным законом № 404-ФЗ. Возникло противоречие между полномочиями прокурора и руководителя следственного органа [6]. Так, например, прокурор может вернуть дело на дополнительное следствие, но руководитель следственного органа может отклонить такое требования. Законодательство защищает действия прокурора тем, что он имеет право отменить и решение руководителя следственного органа. Однако ч. 4. ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса РФ гласит, что и руководитель следственного органа может вынести мотивированный отказ на действия прокурора.
Вопросы вызывает также ситуация с предоставлением прокурору постановления о возбуждении уголовного дела и материалов дела. При условии, что постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно, материалы дела могут быть переданы по усмотрению следователя. Кроме того, уголовно-процессуальным законодательством не определен срок передачи прокурору материалов проверки сообщений о преступлении. Согласно п. 12 ст. 37 Уголовнопроцессуального кодекса РФ прокурор вправе передавать данные материалы от одного следственного органа другому [2]. Положение указанной нормы, казалось бы, дает прокурору возможность дать реальную оценку ситуации обеспечения применения максимально эффективных мер для раскрытия преступления. Препятствием к этому является непредставление следователем требуемого материала для ознакомления.
На наш взгляд, в первую очередь, должно быть обязательными для следователя требования прокурора о предоставлении материалов проверки сообщения о преступлении, расследуемых, приостановленных, прекращенных уголовных дел. Не подвергается сомнению право следователя обжаловать решения и постановление прокурора вышестоящему прокурору. В то же время, любые действия по данным материалам должны быть приостановлены до принятия соответствующего решения.
Анализируя вышеперечисленные поло- жения, в целом можно отметить, что прокурор практически лишен реальных и действенных мер реагирования при выявлении и устранении им нарушений закона на предварительном следствии. Он не имеет права самостоятельно отменять незаконные и необоснованные постановления следователя, возбуждать уголовное дело, отстранить следователя от ведения уголовного дела. Все названные вопросы прокурор может решать только с согласования с руководителем следственного органа.
Представляется целесообразным вер- или производстве каких-либо процессуальных действий. Наша позиция обусловлена тем, что именно прокурор по смыслу закона должен обладать полномочиями, которые позволяют обеспечить обоснованность и законность мер процессуально- го принуждения, так как именно они ограничивают конституционные права и свободы участников судопроизводства.
Подводя итог, отметим, что с момента возникновения уголовно-процессуального законодательства права прокурора постоянно подвергались значительным изменениям. Полномочия рассматриваемой процессуальной фигуры не раз как расширялись, так и сужались. Однако же, на наш взгляд, до сих пор прокурору не были в полной мере возвращены необходимые для эффективного осуществления надзора нуть прокурору право на дачу согласия на стадии предварительного следствия и следователю на обращение в суд с хода- дознания права.
тайством, об избрании меры пресечения
Список литературы Полномочия прокурора в рамках прокурорского надзора на стадии предварительного следствия и дознания
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
- О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (в ред. от 26.07.2019) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия: Федеральные закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 16.
- Баринова Е.В. Роль прокурора на стадии предварительного расследования // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1239-1241.
- Шабанова А. К. Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания, расследующих уголовные дела // Молодой ученый. - 2018. - № 23. - С. 56.