Помещение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях: вопросы правовой природы и практики применения
Автор: Батанов А.Н.
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Актуальные проблемы адвокатской практики
Статья в выпуске: 5 (76), 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрена проблема правовой природы временного помещения лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, в медицинскую организацию, оказывающую помощь в стационарных условиях. Сделаны определенные выводы о том, что данное процессуальное решение и процессуальное действие следует рассматривать в качестве меры уголовно-процессуального принуждения. На основании исследования также внесены предложения по совершенствованию действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. Статья обладает научной ценностью и практическим значением, поскольку в ней впервые рассмотрены правовая природа временного помещения лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, в медицинскую организацию, оказывающую помощь в стационарных условиях, и его место в системе действующего уголовно-процессуального законодательства.
Уголовно-процессуальное право, уголовное право, производство о применении принудительных мер медицинского характера, временное помещение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях
Короткий адрес: https://sciup.org/140313157
IDR: 140313157 | УДК: 343.1 | DOI: 10.52068/2304-9839_2025_76_5_142
Текст научной статьи Помещение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях: вопросы правовой природы и практики применения
Действующее российское уголовно-процессуальное законодательство, а именно ст. 435 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривает возможность помещения лица, содержащегося под стражей и страдающего психическим расстройством, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях (ч. 1 ст. 435 УПК РФ).
Возникает вопрос: какова правовая природа помещения указанного лица в психиатрический стационар и его лечения?
Рассматривая данный вопрос, можно сделать однозначный вывод о том, что эту разновидность психиатрического лечения нельзя рассматривать в качестве принудительной меры медицинского характера. Согласно положениям главы 15 Уголовного кодекса РФ указанные меры в части стационарного принудительного лечения назначаются исключительно лицам, совершившим общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, либо лицам, у которых психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, наступило после совершения преступления, и только на основании вступившего в законную силу судебного решения.
Вместе с тем имеются и сходные черты. Так, временное помещение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, возможно только по решению суда, вынесенному на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы в рамках производства о применении принудительных мер медицинского характера. Более того, экспертное исследование в данном случае является обязательным, поскольку, как отмечает ряд авторов, «достоверные данные могут быть получены при проведении исследования только специальным субъектом – экспертом» [3]. Срок нахождения в данной организации также ограничен шестью месяцами, при этом предусмотрен порядок его продления, во многом соответствующий процедуре продления принудительных мер медицинского характера.
Помещение в психиатрический стационар в порядке, предусмотренном ст. 435 УПК РФ, также следует отличать от недобровольной госпитализации на основании ст. 29 ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Уголовно-процессуальное законодательство определяет возможность помещения в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, только в рамках возбужденного уголовного дела обвиняемого (подозреваемого) в совершении преступления, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Это подтверждается и решением Конституционного Суда РФ, установившего, что «регламентируемый Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» порядок госпитализации лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, существенно отличается от порядка перевода в такую медицинскую организацию содержащегося под стражей лица в ходе производства по уголовному делу на основании части первой статьи 435 УПК Российской Федерации; также по-разному определяется территориальная подсудность рассмотрения вопроса о дальнейшем пребывании лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях» [1].
Есть определенное сходство с помещением в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства судебной экспертизы (ст. 203 УПК РФ). В ч. 11 ст. 435 УПК РФ прямо указано, что «помещение лица, не содержащегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, производится судом в порядке, установленном статьей 203 настоящего Кодекса». Кардинальное различие заключается в целях этих решений. Перевод в психиатрический стационар не является следственным действием и не направлен на получение доказательств по уголовному делу, а напротив, является следствием выводов судебно-психиатрической экспертизы.
По мнению автора, перевод лица в медицинский психиатрический стационар ближе всего к мерам процессуального принуждения, предусмотренным разделом четвертым УПК РФ. Как отмечалось выше, это процессуальное решение принимается только в рамках уголовного судопроизводства к лицу, против которого осуществляется уголовное преследование. На стадии предварительного расследования ходатайство заявляется в форме постановления, в котором указываются характер и степень психического расстройства, доказательства, подтверждающие факт психического заболевания, мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость перевода данного лица в психиатрический стационар [2].
Основания помещения именно в стационарную психиатрическую больницу те же, что и основания для избрания меры пресечения в виде за- ключения под стражу. По смыслу ст. 435 УПК РФ данные основания должны сохраняться, несмотря на диагностику психического заболевания. В противном случае нет необходимости переводить больного в стационарное медицинское учреждение, а не отменять заключение под стражу, предоставив право данному гражданину лечиться самостоятельно в амбулаторных или стационарных условиях на общих основаниях.
Общие черты можно выделить в содержании и целях применения. По своей сути обе эти меры ограничивают основные права и свободы человека и гражданина, в частности, право на свободу и личную неприкосновенность, а также направлены на предупреждение возможности лица скрыться от следствия и суда, продолжать совершать новые общественно опасные деяния, препятствовать производству по уголовному делу.
Подобную позицию разделяет и Конституционный Суд РФ, отметивший в своем постановлении, что «перевод лица, в отношении которого избрано заключение под стражу, в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, не препятствует достижению целей применения данной меры пресечения (статья 97 УПК Российской Федерации). По своей юридической природе он представляет собой временную принудительную меру в рамках уголовно-процессуальных отношений, способствующую предупреждению совершения в дальнейшем лицом, психическое расстройство которого связано с возможностью причинения им существенного вреда самому себе либо окружающим и которое (как в силу им содеянного, так и вследствие своего заболевания) представляет опасность не только для себя, но для общества, общественно опасных деяний и, одновременно, – обеспечению необходимых условий для обследования и лечения этого лица, включая производство дополнительной судебно-психиатрической экспертизы, если его психическое состояние первоначально не позволяло дать ответ на все требующие специального исследования вопросы» [1].
В связи с этим представляется не совсем точной формулировка статьи 435 УПК РФ. Временное помещение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, можно трактовать только как определенное процессуальное решение, принимаемое судом на основании ходатайства следователя или по своей инициативе. Анализ рассматриваемой статьи приводит к убеждению в том, что в ней идет речь именно о процессуальной мере. Данная мера предусматривает не толь- 144
ко порядок ее назначения, изменения и отмены, но также и определенное содержание. Содержанием данной меры следует считать фактическое лишение свободы, психиатрическое лечение, ряд возможных ограничений, предусмотренных ч. 5 ст. 435 УПК РФ.
Применительно к психиатрической помощи возникает вопрос: является ли такое лечение обязательным или добровольным. Несомненно, принудительные меры медицинского характера предусматривают необходимость лечения больного независимо от его воли и желания. Аналогично следует рассматривать психиатрическое лечение при недобровольной госпитализации на основании Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В рассматриваемом же случае суд принимает решение по результатам судебно-психиатрической экспертизы, которая устанавливает наличие у лица «психического расстройства, требующего его помещения в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях»; при этом суд принимает это решение «в лечебных целях» (ч. 1 ст. 435 УПК РФ).
Вышеприведенная норма порождает правовую неопределенность. На наш взгляд, исходя из анализа закона, психиатрическое лечение все же следует считать добровольным. В рамках уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений существует только одна разновидность недобровольного лечения – применение принудительных мер медицинского характера. Необходимым условием назначения данных мер является установление факта совершения лицом общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. Это возможно только по результатам рассмотрения уголовного дела по существу вступившим в законную силу судебным решением. На предшествующих этапах уголовного судопроизводства подобное не предусмотрено.
При этом, конечно, нельзя не обратить внимание на некоторую абсурдность ситуации, при которой принудительное помещение больного в медицинское психиатрическое учреждение может сочетаться с его отказом от прохождения лечения.
Еще одним положением ст. 435 УПК РФ, требующим толкования, можно признать следующее. Часть 1 ст. 435 УПК РФ предусматривает, что суд, принимая решение о помещении лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, определяет также тип медицинской организации, соответствующий характеру и степени психического расстройства лица, определяемого на основании заключения экспертов, участвовавших в производстве судебно-психиатрической экспертизы.
Что же подразумевать под «типом медицинской организации»? Комплексный анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что это предусмотренные п. б и в ч. 1 ст. 99 УК РФ медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях. Однако непосредственно в ст. 435 УПК РФ отсылки к данной норме нет, что следует признать недостатком юридической техники.
Произведенное исследование позволило прийти к следующим выводам. Временное помещение в медицинскую организацию, оказывающую помощь в стационарных условиях, есть специфическая мера уголовно-процессуального принуждения, назначаемая лицам, страдающим психическим расстройством, в отношении которых ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера в связи с совершенным общественно опасным деянием, предусмотренным Уголовным кодексом РФ.
Данная мера применяется в рамках уголовного дела на основании судебного решения, вынесенного по результатам заключения судебно-психиатрической экспертизы.
Содержанием данной меры является изоляция лица от общества в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, указанных в ст. 99 УК РФ, а также его психиатрическое лечение.
Норма ст. 435 УПК РФ нуждается в совершенствовании. Следует раскрыть виды медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, либо непосредственно в данной статье, либо путем отсылки к соответствующей норме уголовного законодательства. Также следует уточнить критерий выбора типа медицинской организации (психиатрического учреждения).
Считаем, что рассмотренная статья должна содержать прямое указание на возможность при- нудительного лечения лица, временно помещенного в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.