Понятие ценности в структуре художественного сознания (аналитический обзор)
Автор: Бондаренко Александр Иванович
Рубрика: Гуманитарные науки
Статья в выпуске: 1 т.19, 2017 года.
Бесплатный доступ
В настоящее время в научной терминологии закрепилось понятие «ценностное сознание», которое выражает систему ценностных отношений [2]. Тем не менее, ценностный фактор в структуре художественного сознания в сравнительной характеристике с категориями этики, морали и нравственности, исследован недостаточно полно. В системе категорий эстетики, раскрывающих художественный образ, ценность отношений показывалась совершенно в иной форме - в плоскости философской категории «всеобщности», тогда как категории этики в данном случае выступают как «единичность», поскольку могут менять свое смысловое значение в историческом пространстве времени [8]. Художественное сознание апеллирует именно к «всеобщности», к ценностям, которые в любом историческом диапазоне являют собой максимальное гуманизирующее действие, независимо от социальной структуры общества. В методологическом плане мы имеем два основных предмета исследования : современное состояние художественной индустрии и самые древние исходные артефакты искусства, которые явились источником зарождения уникального явления - художественного сознания человека. Оба предмета, тесно перекликаясь между собой, подтверждают основную гипотезу о функции искусства: гуманизации практического действия.
Категории понятий художественного сознания, ценностные отношения, нравственность, мораль как социальная природа всеобщего, этика как единичное, во всеобщем, художественное сознание
Короткий адрес: https://sciup.org/148102457
IDR: 148102457
Список литературы Понятие ценности в структуре художественного сознания (аналитический обзор)
- Алексина Т.А. Прикладная этика. М., РУДН, 2004. 210 с.
- Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., Российская Академия наук, Институт философии, 1995. 353 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.
- Бондаренко А.И. Искусство как жизнесохраняющий вид человеческой деятельности//Известия Самарского научного центра РАН. (Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки). Т.12, №3(2), 2010. С. 514-518.
- Гильдебранд Д. Этика. СПб., Алетейя, 2001. 569 с.
- Кант И. Критика практического разума. СПб., Наука, 1995. 528 с.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре/пер. с немецкого. М., Республика, 1998. 413 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время. СПб., Наука, 2002. 452с.
- Шрейдер Ю.А. Этика. М., Текст, 1998. 271с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д., изд-во Феникс, 1998. С. 11-31; 37-87; 278-308
- Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., Изд-во Искусство,1985. С. 42-87; 96-180; 211-226.