Понятие функционально-семантической категории в функциональной грамматике и роль среды в теории системной лингвистики
Автор: Сюткина Надежда Павловна
Журнал: Евразийский гуманитарный журнал @evrazgum-journal
Рубрика: Общие вопросы языкознания
Статья в выпуске: 1, 2018 года.
Бесплатный доступ
В настоящей статье рассматривается специфика функционального подхода в лингвистических исследованиях в рамках функциональной грамматики, базирующейся на понятии функционально-семантического поля. Представлен обзор основных направлений исследования языка с точки зрения функционирования языковой системы. С позиций функциональной граммтатики грамматические единицы, классы и категории должны изучаться в рамках той среды, которая их окружает и с которой они взаимодействуют.
Функциональная грамматика, функционально-семантическая категория, функционально-семантическое поле, языковая система, грамматическая единица
Короткий адрес: https://sciup.org/147229769
IDR: 147229769
Текст научной статьи Понятие функционально-семантической категории в функциональной грамматике и роль среды в теории системной лингвистики
В современной лингвистике функционализм занимает ведущие позиции, поскольку данный подход к языку и его средствам позволяет изучать механизмы языковой системы в действии. Функциональное направление занимается и динамическими исследованиями и функционированием языковой системы как средства общения и как инструмента познания, так что можно говорить об интеграции данного направления в русло когнитивистики [Бацевич, Космеда, 1997, с. 7]. В отечественной лингвистике к представителям функционализма относятся А.А. Кибрик, В.А. Плунгян [Кибрик, Плунгян, 1997], В.Б. Касевич [Касевич, 1988]. Под руководством основателя Санкт-Петербургской школы функциональной грамматики А.В. Бондар ко [Бондар ко, 1984, 2001] разрабатываются теоретико-методологические основания данного направления. ГА. Золотова [Золотова, 2005] внесла важный вклад в разработку вопросов функционального синтаксиса и коммуникативной грамматики, М.В. Всеволодова [Всеволодова, 2000] разрабатывает аспекты функционально-коммуникативного синтаксиса. Вопросы системы и системности находятся также в фокусе внимания Шустовой С.В. [Шустова, 2014]. В зарубежной лингвистике функциональное направление представлено работами С. Дика [Dik, 1989], М А К. Хэллидея [Halliday, 1994], Р. Ван Валина, У. Фоли [Foley, Van Valin, 1984], А. Мустайоки [Мустайоки, 2006].
Основная часть
О функциональной сущности языка писал еще С.Д. Кацнельсон, подчеркивая тот факт, что функции и общие принципы языковой структуры повсюду одинаковы, будучи созвучны общей природе людей. Функциональный подход к языку невозможен без проникновения в основную функцию языка как орудия общения [Кацнельсон, 2001, с. 23-24]. Язык, по его мнению, это не только система знаков, служащая целям выражения мысли, это вместе с тем и специфическая система знаков, которая служит целям формирования мысли. Основу грамматического строя составляют мыслительные категории. Каждая мыслительная категория представлена в строе языка двояко: в виде категориальной характеристики лексического значения, определяющей принадлежность данного значения к определенному грамматическому классу, и в виде особых синтаксических функций, уточняющих грамматическую функцию полнозначного слова в предложении. Мыслительные категории организованы иерархически, связаны между собой прямо или косвенно. Рассматривая вопрос соотношения грамматических форм с единицами плана содержания, ученый говорит о семантико-грамматических полях, в которые организованы скрытые в формах значения. Сопоставления структуры определенных семантико-грамматических полей со всей совокупностью тяготеющих к данному полю единиц плана выражения должно помочь понять сложные взаимодействия и общие закономерности распределения элементов поля [Кацнельсон, эл. ресурс].
Представители функциональной грамматики (Бондарко А.В., Шубик С. А., Пупынин Ю.А., Недялков И.В, Войекова М.Д., Храковский В.С. и др.) рассматривают языковую единицу с точки зрения взаимодействия формы, содержания и функции. «Каждой языковой единице, помимо формы и значения, присуще имманентное свойство - функция, тот способ, которым она служит построению коммуниката. Характеристика каждой единицы определяется взаимообусловленностью ее формы, значения и функции. Этот комплексный критерий, более объективно отвечающий сущности языковых явлений, позволяет переориентировать грамматику от классификационных задач к объяснительным» [Золотова, 2001, с. 108].
А.В. Бондарко специфику функционального подхода видит в том, что «объект изучается с точки зрения его функций, закономерностей его функционирования, его связью с окружающей средой». Под функцией языковой единицы понимается свойственная ей в языковой системе способность к выполнению определенного назначения и к соответствующему функционированию в речи; вместе с тем функция результат функционирования, то есть реализованное назначение, достигнутая в речи цель [Бондарко, 1987, эл. ресурс].
В функциональной грамматике доминирует системно-языковой аспект, язык рассматривается с точки зрения функционирования его элементов и структур в процессе реализации их предназначения. «По своему существу эта грамматика является категориальной: она направлена на описание системы семантических категорий в их языковом выражении. Вместе с тем, в этой грамматике представлены и коммуникативно-речевые аспекты, тесно связанные с ее системно-языковой доминантой» [Бондарко, 2002, с. 15]. Специфика функциональной грамматики может быть выявлена только на основе принципа единства системно-структурного и функционального аспектов грамматики как целого [Бондарко, 1984, с. 3].
Г.А. Золотова подчеркивает важность исследования языковой единицы именно с позиций функционализма: «<...> на смену двустороннему критерию языковых единиц фор-ма/значение предложен более надежный критерий с вершинами значение, функция и форма с более четким определением самих понятий. Важно при этом не разделение «уровней», а их необходимое для реализации взаимодействие [Золотова, 2006, с. 15]. Такой подход дает возможность исследовать язык как средство общения, ведь коммуникативная функция является ведущей. «Каждый элемент языка существует для реализации в речи, в тексте, и свойством каждого является, помимо значения и формы, также его функция, или способ участия в построении коммуниката» [Золотова, эл. ресурс].
М.Д. Войекова выделяет три основных отличительных признака функциональной грамматики. Первым является направление анализа от семантики к средствам ее выражения. Грамматика функционально-семантических полей и категориальных ситуаций ориентируется на моделирование речевой деятельности говорящего, который выбирает адекватные выражения из целого набора возможных. Второй признак функционального направления - учет широкого контекста и ситуации общения, то есть исследование языка в его реальном употреблении, опираясь на зафиксированные образцы речи, связанные определенными семантическими отношениями, а не изолированные предложения. Третья особенность функциональных грамматик заключается в том, что они рассматривают язык как орудие формирования мысли, а не просто исследуют соответствия между семантикой и языковыми средствами его выражения [Войекова, 2015, с. 6-7]. В задачу грамматического описания включается как анализ потенциальных семантических функций языковых единиц, так и описание типичных контекстов их употребления, то есть системы таких синтагматических последовательностей, которые чаще всего связаны с реализацией данной семантики [Войекова, 2015, с. 10].
А.В. Бондарко определяет функционально-семантическое поле (ФСП) как «группировку разноуровневых средств данного языка, взаимодействующих на основе общности их семантических функций и выражающих варианты определенной семантической категории». ФСП проецируются как на систему языковых средств, так и на закономерности их функционирования в высказывании и речи. ФСП характеризуется определенными связями с категориями мышления и через них, с отношениями внеязыкового мира, однако сами по себе рассматриваемые единства являются собственно языковыми - не только по их формальному выражению, но и по языковому содержанию каждого из средств [Бондарко, 2002, с. 15].
«Специфика функционально-грамматического исследования, основанного на понятии ФСП, заключается в том, что это понятие отражает языковое функционально-семантическое единство. Компоненты ФСП - это языковые категории, классы и единства с их языковыми значениями, связанными с конкретными средствами формального выражения в данном языке. Связи между компонентами - это также конкретные языковые явления» [Актуальные проблемы современной лингвистики, 2009, с. 72].
Данный подход открывает большие возможности для группировки языковых единиц в пределах семантической полевой структуры, так как языковой знак имеет асимметричную природу, одним знаком можно выразить несколько значений и вместе с тем единое заданное экстралингвистическое понятие передается разнообразными разноуровневыми средствами языка [Полянский, 2015, с. 86].
«ФСП представляет собой двустороннее (содержательно-формальное единство), охватывающее конкретные средства данного языка со всеми особенностями их формы и содержания. Вместе с тем в основе каждого ФСП лежит определенная семантическая категория, представляющая собой тот семантический инвариант, который объединяет разнородные языковые средства и обусловливает их взаимодействие. Каждый семантический вариант в рамках данного ФСП связан с определенными средствами формального выражения» [Актуальные проблемы современной лингвистики, 2009, с. 71-72].
Основная коммуникативная функция языковых единиц реализуется в высказываниях и целостном тексте. Высказывание - это микросреда функционирования языковых единиц, макросредой является целостный текст. Высказывание и целостный текст представляют собой обладающие признаком целостности упорядоченные множества взаимосвязанных элементов с определенной внутренней структурой. В высказывании функции и средства низших уровней интегрируются на основе их взаимодействия. Функции грамматических единиц существуют в форме постоянного и регулярного межкатегориального взаимодействия. Соответственно, грамматические единицы, классы и категории должны изучаться вместе с той средой, которая их окружает и с которой они взаимодействуют.
«В реализации системных значений грамматических категорий роль среды выполняют элементы контекста и речевой ситуации; к среде относятся лексические значения и лексикограмматические разряды слов, влияющие на данную категорию, а также элементы "категориального окружения" - другие грамматические категории, взаимодействующие с категорией, рассматриваемой как исходная система <...> Среда по отношению к отдельному высказыванию - это все речевые элементы его окружения в целостном тексте и все элементы дискурса, которые взаимодействуют с исходной речевой (текстовой) системой и влияют на ее свойства.
Применительно к высказыванию (как речевой реализации предложения или сверхфразового единства) среду в ее вербальном выражении составляют взаимодействующие с ним элементы более крупных фрагментов текста и текста в целом. В этих пределах размещаются элементы ближней и дальней среды с постепенными переходами между ними. Невербальная среда охватывает все то, что в окружении вербального текста как речевого произведения относится к сфере дискурса и взаимодействует с языковым содержанием текста в процессе порождения и восприятия смысла текста. В частности, к невербальной среде относятся такие элементы, как социальные факторы - социальный статус автора текста и потенциального адресата, типы дискурса - художественное произведение (разных типов), репортаж, интервью, политический, публицистический, философский, научный дискурс, мнения и установки участников коммуникации, фоновые знания, политическая и культурная обстановка порождения и восприятия текста и т.д » [Бондарко, электронный ресурс].
Заключение
Исследования языка с позиций когнитивной лингвистики также предполагает учет взаимодействия различных факторов. «Структура и содержание человеческого сознания, его знания и мнение о мире, в котором он живет, его стереотипы и представления о норме, а также система коллективных и индивидуальных ценностей и оценок оказывают непосредственное влияние на структуру и содержание языковых форм и выражений в их коллективном (система языка) и индивидуальном (конкретные высказывания и тексты) аспектах, на структуру и содержание самих языковых функций и их реализацию» [Болдырев, 2013, с. 7]. Функциональный подход ориентирован на исследования языковых явлений в «живом языке», в его реальном употреблении. Подобный подход рассматривает факторы формирования сложных систем языка, состоящих из разноуровневых элементов. Перспективность функционального подхода обусловлена также возможностями корпусных исследований.
Список литературы Понятие функционально-семантической категории в функциональной грамматике и роль среды в теории системной лингвистики
- Актуальные проблемы современной лингвистики. Учебное пособие сост. Л.Н. Чурилина. 4-е изд. Москва: Флинта: Наука, 2009. 416 с.
- Бацевич В.С., Космеда Т.А. Очерки по функциональной лексикологии. Львов: Из-во «Свит» 1997. 392 с.
- Болдырев. Н.Н. Теоретические и методологические принципы когнитивного исследования языка // Вестник Челябинского государственного университета. 2013 № 24 (315) С. 7-13.
- Бондарко А.В. Введение. Основания функциональной грамматики. 1987. URL: http://iling.spb.ru/grammar/bondarko_1987.pdf (дата обращения 28.05.2017)
- Бондарко А.В. Функциональная грамматика. Ленинград: Наука,1984. 134 с.