Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса Президента: конституционно-правовое исследование

Автор: Шерипов Н.Т., Максат Алтынбек

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 5-2 (104), 2025 года.

Бесплатный доступ

В статье автор провел конституционно-правовое исследование понятия конституционно-правового статуса президента и особенностей его основных элементов. В ходе исследования был проведен институциональный анализ элементов конституционно-правового статуса президента. Были даны предложения по совершенствованию всех механизмов конституционно-правового статуса президента. По результатам исследования были обозначены наиболее актуальные проблемы, определяющие место правового статуса в реализации полномочий президента.

Президент, глава государства, правовой статус, конституционный статус, конституционно-правовой статус, полномочия, ответственность

Короткий адрес: https://sciup.org/170209388

IDR: 170209388   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2025-5-2-330-334

Текст научной статьи Понятие и основные элементы конституционно-правового статуса Президента: конституционно-правовое исследование

Одним из основных элементов конституционно-правовых отношений является субъект. Субъект - это человек, обладающий правосубъектностью, который имеет конституционные права и участвует в конституционноправовых отношениях, выполняя конституционные обязанности. Обычно правосубъектность включает в себя два основных элемента: правоспособность и дееспособность. В некоторых случаях в качестве третьего элемента отмечается деликт способность.

Эти понятия в правоведении основываются на принципиальном юридическом равенстве всех субъектов и диспозитивном методе правового регулирования. В то время как субъект конституционно-правовых отношений - это не просто субъект, обладающий правоспособностью, но в большинстве случаев субъект, обязанный реально участвовать в конституционно-правовых отношениях. То есть субъекты конституционно-правовых отношений обладают правами, установленными основным законом, и несут конституционную ответственность за свои действия или бездействие, выполняя соответствующие юридические обязанности. Таким образом, как указано выше, правосубъектность органов государственной власти в основном отражается через их компетенцию, установленную в основных законах. Однако, приходя к такому выводу, возникает вопрос, достаточно ли рассматривать только компетенцию для всестороннего описания конституционно-правового статуса главы государства. На наш взгляд, рассмотрение на таком уровне недостаточно для полного раскрытия особенностей правового статуса главы государства.

Термин «статус» в переводе с латинского языка обозначает положение субъекта в правовых отношениях [1, с. 59]. Следовательно, правовой статус чаще всего определяется как правовое положение субъекта. Некоторые субъекты могут обладать несколькими статусами одновременно, в то время как другие характеризуются только некоторыми из них. Одним из основных видов статуса является конституционно-правовой статус субъекта, основой которого является конституционный статус.

Выдающийся российский ученый С.С. Алексеев отмечает, что «понятие правового статуса имеет более широкое значение, чем понятие правосубъектности» [2, с. 77]. Однако в юридической литературе встречаются и другие точки зрения ученых. Например, административист, профессор Д.Н. Бахрах справедливо отмечает, что «правосубъектность включает в себя правоспособность, дееспособность и правовой статус субъектов. Правовой статус - это совокупность неотъемлемых прав и обязанностей субъекта, закрепленных конституцией или законами, а также полномочий органов государственной власти и должностных лиц. Что касается правового статуса государственного органа, то он ограничивается его компетенцией, закрепленной законом. Полномочия, прямо указанные в законах, выражают их правовой статус» [3, с. 70].

По нашему мнению, связывание понятий «правосубъектность» и «правовой статус» субъектов конституционно-правовых отношений вызывает значительные трудности. Следовательно, можно прийти к выводу, что правосубъектность включает в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособ-ность субъектов конституционно-правовых отношений, а также их правовой статус, или что правосубъектность рассматривается как основной элемент структуры правового статуса.

Российский ученый Д.Н. Бахрах делит субъекты административного права на два вида: индивидуальные и коллективные. По мнению Д.Н. Бахраха, «составляющими элементами административно-правового статуса индивидуального субъекта являются его фактические права и обязанности, полученные в соответствии с нормами административного права. В то время как структура административно-правового статуса коллективного субъекта более сложная, и её основным элементом является компетенция» [3, с. 184].

Правоспособность органа государственной власти определяется соответствующим законом как правовое средство, влияющее на объем его прав и обязанностей. Поэтому правоспособность субъектов властных конституционно-правовых отношений, в которых участвует глава государства, непосредственно отражается через правовой статус.

Российский ученый С.Э. Несмеянова отмечает, что «в отношении государственных органов правовой статус в узком смысле можно понимать, как определяемый компетентностью, а в широком смысле – как совокупность элементов, характеризующих орган со всех возможных сторон» [4, с. 7]. На наш взгляд, более правильным кажется рассмотрение правового статуса в широком смысле. Поскольку, ограничиваясь только рассмотрением компетенции президента, мы будем рассматривать лишь его правоспособность. В то время как такие важные аспекты, как порядок рассмотрения вопросов ответственности президента и организация его деятельности, останутся без внимания.

Причины для широкого рассмотрения правового статуса президента, среди прочего, связаны с его основополагающей ролью в конституционном праве. Поскольку в научных трудах правовой статус рассматривается как один из основных инструментов конституционного права, влияющих на общественные отношения. Поэтому отмечается, что правовой статус может рассматриваться как основной инструмент систематизации конституционных норм, относящихся к участникам конституционно-правовых отношений.

Как отмечено в трудах ученых, статус можно рассматривать как нормативный, фактический и доктринальный [5, с. 14].

Нормативный статус закрепляет правовое положение субъектов конституционноправовых отношений. Фактический статус – это реальное положение субъектов конституционно-правовых отношений, связанное с применением норм конституционного права в конкретных социально-политических условиях. Доктринальный статус – это теоретическая конструкция, объединяющая нормативные характеристики, теоретические концепции и практики реализации правовых положений.

Нормативные, фактические и доктринальные статусы, в свою очередь, можно разделить на конституционный статус, конституционно-правовой статус, отраслевой статус и правовой статус. Также статус можно разделить на общий и специальный.

Русский ученый Н.А. Богданова подчеркивает, что конституционно-правовой статус имеет ряд характерных признаков: «устойчивость» (формализация в виде комплекса конституционно-правовых норм), «относительная устойчивость» (определенная устойчивость содержания отношений по форме), «внутренняя согласованность» (взаимосвязь и взаимозависимость элементов статуса) и связь между уровнями статуса (рассмотрение различных субъектов конституционно-правовых отношений) [6, с. 49].

Именно поэтому конституционно-правовой статус играет важную интегрирующую роль, так как объединяет все элементы, входящие в его состав, в единую систему, выступая нормативной основой отраслевых статусов и общеправового статуса конкретного субъекта. Поскольку конституционно-правовой статус представляет собой совокупность элементов, характеризующих субъект конституционноправовых отношений со всех возможных сторон. Кроме того, категория конституционноправового статуса позволяет дополнить функционально-субъектную дифференциацию конституционно-правовой деятельности предметным разделением отрасли конституционного права.

По этому вопросу в юридической литературе существуют различные точки зрения. Советский ученый Б.Н. Габричидзе предложил структуру конституционно-правового статуса государственного органа. По его мнению, в структуру конституционно-правового статуса входят политическое и правовое положение государственного органа в государственной системе, административно-правовые основы взаимосвязи между органами государственной власти и организации работы органа, компетенция, правовые акты и другие важные вопросы [7, с. 11].

Выдающийся ученый М.А. Крутоголов в одной из своих научных работ четко определил элементы правового статуса президента. По его мнению, основными элементами конституционно-правового статуса президента являются порядок выборов, срок мандата, досрочное прекращение полномочий, временное исполнение обязанностей президента и конституционная ответственность [8, с. 3].

Также ученый С.Е. Несмеянова включила в основные элементы конституционно-правового статуса государственного органа конституционно-правовую характеристику, порядок создания и организации работы органа, принципы и гарантии деятельности органа, компетенцию и ответственность, взаимодействие органа с другими государственными органами [4, с. 7].

Теоретические взгляды, предложенные учеными, кажутся сбалансированными. Поскольку такие элементы конституционноправового статуса позволяют охарактеризовать деятельность государственного органа со всех возможных сторон и занимают особое место в формировании конституционноправового статуса Президента.

Таким образом, я хотел бы отметить, что нет единой позиции в выделении элементов правового статуса субъекта и соотношении президентского конституционно-правового института с конституционно-правовым статусом президента. В соотношении института и статуса существуют две основные точки зрения, однако при этом авторы сходятся во мнении о тесной связи этих явлений. Кроме того, обычно авторы выделяют функции и компетенцию органа государственной власти как основные элементы конституционноправового статуса органа государственной власти. В нормативных актах статус Президента раскрывается с двух сторон: через совокупность функциональных ролей и через совокупность элементов компетенции.

Соответственно, по нашему мнению, основные элементы структуры конституционноправового статуса Президента можно определить следующим образом: конституционно -правовые характеристики; срок полномочий, порядок и условия передачи полномочий; гарантии деятельности; компетенция и порядок ее осуществления; ответственность и досрочное прекращение полномочий; взаимодействие с другими государственными органами. Предлагаемая классификация уточняет содержание остальных элементов конституционно-правового статуса главы государства с момента начала фактического осуществления президентом своих полномочий.

Например, в нормативно-правовых актах Кыргызской Республики и Республики Казахстан также содержатся определения статуса, на основании которых можно определить его элементы. Следует отметить, что в конституционном законе о Президенте Республики Казахстан сначала указано, что данный закон определяет правовой статус Президента, а затем в тексте используется слово «статус». Таким образом, существуют различные методы определения правового статуса субъекта и состава его элементов. Однако общее определение дается через правовую норму, центральными элементами которой являются права и обязанности, а также другие дополнительные элементы.

Принято также различать понятия конституционного и правового статуса президента государства в узком и широком смысле. В широком смысле конституционно-правовой статус президента - это его положение и роль в государстве, организационные вопросы деятельности самого президента и его вспомогательных органов, объем полномочий, порядок их прекращения, ответственность и гарантии, связанные с особенностями военной службы, определенные как конституционными, так и иными нормами в системе государственной власти. В узком смысле это его позиция в системе государственных органов. В целом, для теории права и государства такие подходы являются традиционными, и конституционноправовой статус высшего должностного лица государства в данном случае не остается в стороне. Такие подходы позволяют определить и дополнить особенности конституционно-правового статуса конкретного высшего государственного должностного лица.

Кроме того, в структуре конституционноправового статуса Президента можно выделить два основных компонента: статистический и динамический. К статистическому компоненту конституционно-правового ста- туса можно отнести конституционноправовую характеристику Президента, срок полномочий, порядок и условия передачи полномочий, гарантии деятельности, компетенцию и порядок её осуществления, консти- туционную ответственность и досрочное прекращение полномочий. Динамический компонент конституционно-правового статуса включает элементы, раскрывающие реализа- цию статических элементов в условиях реального взаимодействия главы государства с другими органами государственной власти. Статический компонент отвечает за конституционно-правовой институт президента, а динамический – за институт президента.

Таким образом, в заключение можно сказать, что конституционно-правовой статус субъекта конституционно-правовых отношений представляет собой совокупность элементов, характеризующих субъект со всех возможных сторон. Следует отметить, что президент, безусловно, является независимым участником конституционно-правовых отношений и обладает своим, зачастую уникальным, конституционно-правовым статусом. Следовательно, конституционно-правовой статус президента можно понимать, как совокупность элементов, характеризующих дея- тельность президента со всех возможных сто рон, обладающую нормативной опосредова нией в рамках конституционно-правового ин ститута главы государства.

Статья научная