Повесть Ф.М. Достоевского "Вечный муж" и инсценировка И.Л. Щеглова "Господин с крепом на шляпе"

Автор: Одесская Маргарита Моисеевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (59), 2021 года.

Бесплатный доступ

«Господин с крепом на шляпе» - инсценировка, написанная И.Л. Леонтьевым-Щегловым по повести Достоевского «Вечный муж». Хотя Достоевский не предназначал свои романы и повести для постановки в театре, а в письмах корреспондентам подчеркивал различия в поэтике эпических и драматических произведений, еще при жизни писателя делались немногочисленные попытки перевести его прозу на язык драмы. Сценична ли проза Достоевского? Настоящая сценическая жизнь произведений Достоевского началась после смерти писателя и к сегодняшнему дню имеет долгую историю. До недавнего времени повесть «Вечный муж» оставалась в тени и не была так же активно востребована режиссерами отечественных театров, как другие произведения классика. «Господин с крепом на шляпе», пьеса, написанная современником Достоевского, писателем и драматургом второго ряда, была первым опытом инсценировки повести. Однако эта инсценировка воплощения в театре не получила. Почему? Стремясь приспособить пьесу для сцены, Щеглов изменил композиционную структуру повести, систему персонажей, что привело к нарушению художественно-стилистической уникальности произведения. Цель данной работы состоит не только в том, чтобы представить пьесу Щеглова, которая была опубликована в журнале «Пробуждение» (1911), но также и в том, чтобы путем сопоставления двух произведений разного жанра выявить особенности архитектоники повести Достоевского. Хотя Щеглов бережно относился к слову Достоевского, ему не удалось сохранить авторский стиль оригинала.

Еще

Достоевский, щеглов, инсценировка, проза, сценичность, театр

Короткий адрес: https://sciup.org/149139045

IDR: 149139045   |   DOI: 10.54770/20729316_2021_4_125

Список литературы Повесть Ф.М. Достоевского "Вечный муж" и инсценировка И.Л. Щеглова "Господин с крепом на шляпе"

  • Алексеев М.П. О драматических опытах Достоевского // Творчество Достоевского. Сборник статей и материалов статей / под ред. Л.П. Гроссмана. Одесса: Всеукраинское государственное издательство, 1921. С. 41-62.
  • Белинский В.Г. Русский театр в Петербурге // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 6. М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. С. 76.
  • Бем А.Л. Развертывание сна ("Вечный муж" Достоевского) // А.Л. Бем. Достоевский. Психоаналитические этюды. Прага: Петрополис, 1938. С. 54-76.
  • Битюгова И.А. И.Л. Леонтьев-Щеглов и Ф.М. Достоевский // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 11. СПб.: Наука, 1994. С. 271-290.
  • Скороход Н.С. Как инсценировать прозу. Проза на русской сцене: история, теория, практика. СПб.: Петербургский театральный журнал, 2010. 344 с.
  • Фокин П.Е., Борецкий И.О. Первая постановка романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" на сцене парижского театра "Одеон" в оценке русских корреспондентов (по материалам собрания А.Г. Достоевской) // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2019. № 3 (7). С. 186-209.
  • Щеглов И.Л. Господин с крепом на шляпе // Пробуждение. 1911. № 13, 15. С. 407-411; 469-473.
  • Щеглов И.Л. Три мгновения // Ф.М. Достоевский в забытых и неизвестных воспоминаниях современников. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. С. 217-220.
Еще
Статья научная