Право на голос: образ мигранта в современной русской поэзии

Автор: Барковская Нина Владимировна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Ссылка, изгнанничество, эмиграция (материалы конференции)

Статья в выпуске: 3 (50), 2019 года.

Бесплатный доступ

Задача статьи: рассмотреть, как актуальная русская поэзия осваивает культурные проблемы, порожденные широким распространением трудовой миграции. Согласно мнению автора статьи, основная цель обращения современных поэтов к образам мигрантов - противостоять этническому негативизму, проявлениям ксенофобии. На материале творчества К. Чухров, А. Родионова и Е. Троепольской, Е. Джаббаровой демонстрируются некоторые из возможных стратегий в освоении опыта «чужести». Театр.док (спектакли Вс. Лисовского, Т. Баталова) предоставил слово самим мигрантам. Эффект правдивости эго-монологов побуждает зрителей к сочувствию. Поэтические пьесы К. Чухров и А. Родионова, Е. Троепольской, выдержанные в стиле гротеска, сатирически показывают высокомерие и претензии на культурную монополию представителей «принимающей стороны»: чиновников УФМС, работодателей и др. Главным средством создания зрелища выступает речь, «властный дискурс», отчужденный от субъекта. Пьесы Чухров и Родионова, Троепольской гротескны, их стиховая форма ломает законы классической лирики. Из произведений авторов-медиаторов следует, что проблемы гастарбайтеров являются отражением внутреннего неблагополучия российского общества. Для молодого поэта Еганы Джаббаровой опыт мигрантов есть одно из проявлений общего экзистенциального трагизма современного человека. В статье делаются наблюдения над особенностями поэтического языка в такого рода произведениях, особое внимание уделено явлению «гибридной идентичности». Авторы с гибридной идентичностью транслируют в русскую поэзию культурный опыт «другой», но - не «чужой» и не «чуждый», меняя наш взгляд на реальность и формируя тем самым «третье пространство» - пространство контакта, смешения, промежутков и пересечений пограничных зон и ситуаций.

Еще

Современная русская поэзия, докупоэзия, гротеск, к. чухров, а. родионов, е. троепольская, е. джаббарова, гибридная идентичность, ксенофобия

Короткий адрес: https://sciup.org/149127197

IDR: 149127197   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00085

Список литературы Право на голос: образ мигранта в современной русской поэзии

  • Абашин Н.С. О советской и постсоветской Средней Азии: интервью. URL: http://caa-network.org/archives/10400 (дата обращения 12.08.2018).
  • Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре / пер. с нем. С. Ташкенова. М., 2017
  • Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 гг. М., 2004
  • Джаббарова Е. Позы Ромберга. Серия Craft. СПб., 2018
  • Дрейзис Ю.А. Билингвизм vs мультикультурализм: феномен творчества австрало-китайского поэта Оуян Юя // Критика и семиотика. 2015 № 1 С. 295-315.
  • Дубин Б. Россия нулевых: политическая культура, историческая память, повседневная жизнь. М., 2011
  • С метлой и микрофоном: гастарбайтеры на сцене Большого театра // Lenta. ru. Театр: Культура. URL: https://lenta.ru/articles/2014/04/22/a kyyn_opera/ (дата обращения 11.08.2018).
  • Лехциер В.Л. Исследования "практик надежды" в медицинской антропологии Черил Маттингли // Журнал исследований социальной политики. 2016 Т. 14 № 4 С. 623-630.
  • Муратханов В. Записки змеи. Опыт натурализации // Дружба народов. 2007 № 8 URL: http://magazines.russ.ru/druzhba/2007/8/mu11.html (дата обращения 24.12.2018).
  • Плеханова И.И. О зрелищности современной поэзии // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2018 № 3. Вып. 19 С. 68-81.
  • Родионов А., Троепольская Е. Оптимизм: поэтические пьесы. М., 2017
  • Статус документа: окончательная бумажка или отчужденное свидетельство? / под ред. И.М. Каспэ. М., 2013
  • Тюпа В.И. Дискурсные формации: очерки по компаративной риторике. М., 2010
  • Угаров М. Мигранты на сцене к толерантности через театр: интервью // Эхо Москвы. 2013 19 ноября. URL: https://echo.msk.ru/p rograms/poehali/1200643- echo/ (дата обращения 24.12.2018).
  • Художник всегда умнее. Талгат Баталов: о театре, истории, свободе слова. URL: http://www.krsk.aif.ru/culture/1200779 (дата обращения 11.08.2018).
  • Чухров К. Просто люди: драматические поэмы. Серия Craft. СПб., 2010
Еще
Статья научная