Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в российском и зарубежном законодательстве

Автор: Шамсутдинов Н.Н., Усманова Е.Ф.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 9-2 (84), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется право на охрану здоровья как одно из основных социальных прав человека и как общепризнанная норма международного и российского права. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения. Авторами рассмотрен отечественный и зарубежный опыт в правовом аспекте закрепления права на охрану здоровья. Отмечается, что данное право обеспечивается гарантиями, установленными законодательством РФ.

Здоровье, право на охрану здоровья, законодательство, медицинская помощь, здравоохранение

Короткий адрес: https://sciup.org/170200412

IDR: 170200412   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-9-2-146-148

Текст научной статьи Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в российском и зарубежном законодательстве

Права и свободы человека и гражданина признаются большинством современных развитых государств высшей ценностью, правительства берут на себя обязательства по их признанию, защите и соблюдению. Эти положения закрепляются в нормативных правовых актах стран, определяющих основы их политической, правовой, экономической систем, что подчеркивает значимость данных положений.

В Конституции РФ регламентируется охрана здоровья граждан. Так, в ст. 41 отмечается, что граждане могут получить бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, осуществляется финансовая поддержка федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, развивается государственная, муниципальная, частная системы здравоохранения. Закрепление права на охрану здоровья на уровне документа, обладающего высшей юридической силой и определяющего государственный строй, показывает осознание государством значимости данного права для жизни и благополучия граждан и стабильности и процветания страны.

После Конституции основным актом, регламентирующим это право является Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федера- ции» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее – ФЗ «Об охране здоровья»), который вводит понятие «здоровья», под которым понимается состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма. Под охраной здоровья граждан понимается «система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи» [1].

Право на охрану здоровья включает в себя: право на медицинскую помощь, право на экологическое, санитарно- эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность, право граждан на лекарственное обеспечение, право граждан на информацию о состоянии своего здоро- вья; право матери и детей на охрану здоровья [2].

Все перечисленные в ст. 41 Конституции РФ и ст. 18 ФЗ «Об охране здоровья» положения имеют равную ценность и в своей совокупности и гармоничном сочетании формируют максимально благоприятную для улучшения здоровья человека среду.

Прежде чем перейти к опыту отдельных зарубежных стран, хотелось бы рассмотреть международно-правовую регламентацию права на охрану здоровья. Данное право закрепляется в различных формулировках во Всеобщей декларации прав человека, Преамбуле Устава ВОЗ, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Нюрнбергском кодексе (1947); Женевских конвенциях (1949); Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966) и т.д.

Переходя к рассмотрению конституционно-правового аспекта права на охрану здоровья в зарубежных странах, целесообразным считается, помимо изучения регламентации этого права, группировать Конституции разных стран в зависимости от того, каким образом в них закрепляется право на получение медицинской помощи как одного из основных элементов права на охрану здоровья.

Так, например, Конституции Португалии, Молдавии, Латвии, Италии определяют минимальный уровень медицинского обеспечения или объем бесплатной медицинской помощи основывается на материальном положении лиц.

Конкретизируя вышесказанное, можно отметить статью 36 Конституции Молдавии и статью 111 Конституции Латвии, в которых говорится о минимуме медицинской помощи, статью 64 Конституции Португалии, которая гласит, что при реализации права на охрану здоровья учитывается материальное и социальное положение граждан и статью 32 Конституции Италии, которая гарантирует бесплатное лечение для неимущих. Помимо этого, в Конституции, например, Португалии (статья 64) прописано, что все имеют право на охрану здоровья, а реализуется оно через службу здравоохранения путем создания и обеспечения всех условий, необходимых для защиты здоровья граждан, улучшения условий жизни и труда, способствования развитию физической культуры и спорта, санитарного просвещения и т.д.

В следующую группу можно определить Конституции Таджикистана и Республики Беларусь, которые, подобно Конституции РФ гарантируют бесплатное оказание медицинской помощи в государственных медицинских учреждениях вне зависимости от категории граждан, не определяя её минимум или максимум.

Конституции Казахстана и Туркменистана наряду с бесплатным здравоохранением на конституционном уровне закрепляют и платные медицинские услуги. Статья 29 Конституции Казахстана дает право получать гарантированный объем медицинской помощи и определяет, что получение платной медицинской помощи производится на основаниях и в порядке, установленных законом. То же самое закрепляет и статья 52 Конституции Туркменистана. Кроме того, статья 53 последней определяет право каждого на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии.

Конституции, к примеру, Монголии, Болгарии, Польши, Грузии содержат положения о праве на охрану здоровья, а подробную регламентацию предоставляют законам, делая на них отсылку. Конституция Болгарии говорит так же о том, что государство, заботясь о здоровье граждан поощряет развитие спорта и туризма, запрещает принудительно подвергать человека лечению и санитарным мерам, контролирует медицинские учреждения, а также производство лекарств и биопрепаратов.

Подытожив все вышесказанное касаемо регламентации права на охрану здоровья, хотелось бы отметить различия в способе закрепления данного права в конституциях разных стран. Однако во всех рассмотренных конституциях и международноправовых актах право на охрану здоровья закреплено, и это показывает значимость данного права как на государствен- ном, так и на международном уровнях. В Конституции Российской Федерации (равно как и в Конституциях, например, Таджикистана и Республики Беларусь) право на охрану здоровья регламентируется наиболее социально-направлено, не обговариваются ни минимальный гарантированный уровень помощи (говорит о том, что будет оказан необходимый человеку объем медицинской помощи), ни отдельные категории граждан, которым должна эта помощь оказываться (каждый может бесплатно в государственных учреждениях получить необходимый объем медицинских услуг).

Список литературы Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в российском и зарубежном законодательстве

  • Алексеевская Т.И., Сирин С.А. Конституционные права граждан на охрану здоровья, медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду. - Иркутск: ИГМУ, 2022. - 103 с.
  • Усманова Е.Ф., Гусева Д.А. Правовые аспекты оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями // Социальные нормы и практики. - 2022. - № 4 (6). - С. 15-23. EDN: WKEHSP
Статья научная