Правовое регулирование экологических проблем угледобычи в Кемеровской области - Кузбассе

Автор: Мороз Елена Владимировна

Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 5, 2023 года.

Бесплатный доступ

Экологические проблемы - вызов современному миру. Кемеровская область - Кузбасс - один из самых сложных с точки зрения безопасности окружающей среды регионов России. Важную роль в решении проблемы снижения негативного воздействия процессов угледобычи на экологию Кузбасса, как и в целом в России, играет правовое регулирование угледобывающей отрасли. Современное экологическое законодательство имеет немало существенных недостатков, содержит недостаточно действенных механизмов, обеспечивающих эффективную реализацию основных направлений государственного регулирования. В статье рассмотрены варианты совершенствования экологического законодательства: повышение эффективности существующих форм уголовной ответственности за нарушение и неисполнение экологического законодательства, пересмотр и доработка существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей охрану экосистемы. Дальнейшая детальная разработка правового механизма регулирования экологических проблем в угольной промышленности должна быть основана на системном подходе, обеспечивающем функциональное взаимодействие норм гражданского, энергетического, экологического, налогового законодательства на основе их сбалансированного и высокоэффективного соотношения и взаимосвязи.

Еще

Правовое регулирование, экология, законодательство, угледобыча, недропользование, кузбасс

Короткий адрес: https://sciup.org/149142699

IDR: 149142699   |   DOI: 10.24158/pep.2023.5.21

Текст научной статьи Правовое регулирование экологических проблем угледобычи в Кемеровской области - Кузбассе

Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия, ,

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia, ,

циала государства. Кемеровская область –Кузбасс представляет собой основной угледобывающий район Российской Федерации. Лидирующее положение Кузбасса в этой отрасли заложено в Программу развития угольной промышленности России на период до 2035 года1.

Однако интенсивное развитие отрасли сдерживается старением производственных фондов и используемых технологий, а также социальной напряженностью, связанной с недостаточностью качества и уровня жизни горняков (Batievsky et al., 2021). Кроме того, увеличение объемов добычи угля не только ведет к значительному ухудшению экологической ситуации на угледобывающих территориях страны, но и разрушает благоприятные природные условия для проживания в расположенных рядом регионах России (Выпханова, 2020: 67).

Государство, с одной стороны, экономически заинтересовано в развитии угольной промышленности, но вместе с тем должно заботиться и о сохранении благоприятной для человека окружающей среды и экосистемы в целом. Решение этих, зачастую взаимоисключающих задач является одним из приоритетов государственного регулирования в сфере угольной промышленности.

Поставленная правительством задача увеличения объемов добычи угля с необходимостью требует и совершенствования существующей законодательной базы в части отражения природоохранной деятельности. Установленные в настоящее время санкции за нарушение экологических требований явно малоэффективны и не имеют объективных путей реализации. Не предусмотрено законодательством и действенных мер, с необходимостью обязывающих угольные предприятия минимизировать потенциальный и возмещать уже причиненный ущерб окружающей среде.

Процессы угледобычи и недропользования регулируются со стороны государства нормативными документами и актами. В рамках нашего исследования мы рассмотрим и проанализируем, насколько эффективным является данное регулирование и какие вопросы остаются бесконтрольными со стороны государства. Для этого в работе используются методы системно-структурного анализа и правового прогнозирования.

Концептуальными основами данного исследования являются системный подход и классический институционализм. Первый ориентирован на изучение объекта – отношений в области правового регулирования экологических проблем угольной промышленности (на примере Кемеровской области – Кузбасса). Важнейшими элементами данной системы являются правовые источники разных уровней: международного, федерального, регионального.

Международный уровень правового регулирования вопросов, связанных с некоторыми аспектами угледобычи и переработки, представлен:

– Конвенцией Международной организации труда (1993)2;

– Киотским протоколом (1997)3;

– Парижским соглашением по климату (2015 г.), принятым взамен Киотского протокола4.

Основными российскими нормативно-правовыми актами федерального уровня по данной проблеме являются Федеральные законы РФ № 81–ФЗ5, № 2395–16, № 96–ФЗ7.

Помимо них, регулирование проблем угледобычи, углепереработки и связанных с этими процессами экологических проблем осуществляется на уровне субъектов РФ. В Кемеровской области – Кузбассе принята специальная программа8.

Несмотря на многообразие правовых документов, основой экологического законодательства РФ является Федеральный закон «Об охране окружающей среды»1. Первая редакция его вызвала многочисленные критические оценки. С учетом этого и на основе правоприменительной практики закон постоянно совершенствуется, к настоящему времени в него внесено 50 поправок. Тем не менее этот закон и сегодня не лишен недостатков. В нем не урегулирован ряд таких важных вопросов, как порядок осуществления экологического контроля, основания и механизм ответственности за неисполнение закона, вопросы страхования и другие. Закон содержит много отсылочных норм к другим нормативным актам.

В настоящее время на всех уровнях признается опасность «нефтяной зависимости» экономики и необходимость охраны окружающей среды. Однако для государства и угледобывающих холдингов экологические проблемы не являются главными, приоритеты остаются за наращиванием угледобычи, а следовательно, за увеличением прибыли и собираемых налогов.

Экологические проблемы, связанные с разработкой месторождений, крайне негативно отражаются на экосистеме Кемеровской области. Из-за расширения территорий угольных разрезов и появления новых шахт происходят отрицательные по своим последствиям изменения ландшафта, появляются эрозии, загрязняется воздушный бассейн, имеет место обеднение биологического разнообразия. Значительные экологические проблемы возникают и после закрытия шахт и разрезов. Для восстановления нарушенных экосистем необходимо проводить рекультивацию земель, ликвидировать породные отвалы и шламоотстойники, тушить шахтные отвалы.

Необходимо своевременно обновлять и совершенствовать существующие в стране правовые экологические требования к горнодобывающим компаниям и предприятиям. Вводимые меры должны быть направлены в первую очередь на комплексное и высоко рациональное использование полезных ископаемых, а также сопутствующих природных компонентов. Горнодобывающими компаниями должно обеспечиваться полное выполнение тех нормативов и требований, которые установлены законодательно и содержатся в экологических нормах смежных отраслей об использовании земельных и водных ресурсов.

Анализ эколого-правового регулирования недропользования в угольной промышленности позволяет говорить о том, что в настоящее время предоставление прав пользования недрами осуществляется через соединение разрешительного и договорного порядка недропользования. Выдаваемая лицензия содержит условия недропользования в форме исключительно публичноправового договора, являясь, по сути, разрешительным документом.

Позиция государства при решении экологических проблем, связанных с угледобычей, в ряде случаев неоднозначна. С одной стороны, оно заинтересовано в развитии угледобычи с целью пополнения федерального бюджета через дополнительное налогообложение. С другой -государство должно защищать права и интересы своих граждан, в том числе и экологические. Такая противоречивая позиция находит свое отражение в правовой сфере, в которой одновременно применяются властно-административные средства и диспозитивные методы правового регулирования. Однако использование таких взаимоисключающих инструментов не дает ни экономического, ни социального эффекта в вопросах правового регулирования угледобычи. Необходимо обратить внимание на нормирование взаимоотношений государства как собственника недр и их пользователей при реализации последними своих имущественных прав.

В процессе добычи угля следует выделить основные причины возникновения экологических проблем: специфика химического состава добываемого угля, технологические особенности используемых методов и способов добычи угля, способы обогащения и разработки месторождений.

Неблагоприятные факторы при добыче и использовании угля можно свести к следующим: - в воздухе концентрируется значительное количество вредных продуктов, сопровождающих добычу, переработку и сжигание угля: частицы золы и различные токсичные микроэлементы;

  • -    постоянные сбросы сточных вод, приводящие к усугублению экопроблемы и ощутимому ущербу для окружающей среды, а также к засолению почв;

  • -    постоянное негативное, а если говорить конкретнее, то разрушающее влияние на целостность земной поверхности и недр;

  • -    неблагоприятное воздействие различного рода и происхождения токсичных веществ на водную и воздушную среду, а также твердые почвы, в результате происходящих в отвалах самых неблагоприятных для экологии физико-химических процессов;

  • -    образование твердых отходов в огромных количествах, сопровождающее угледобычу и углепереработку;

  • -    уничтожение земельных участков, которые используются для размещения отходов от угледобычи и углепереработки;

  • – постоянные выбросы в атмосферу метана в процессе добычи и токсичных газов при сжигании угля.

Федеральный закон РФ № 81–ФЗ определил условия, предъявляемые к процессам угледобычи и углепереработки в целях законодательного закрепления принципов обеспечения безопасности работ и социальной защиты работников в данной отрасли1. В результате такими принципами стали следующие важные аспекты угледобычи: приоритетность безопасности человека и экологии, обеспечение со стороны государства соблюдения компаниями норм и правил ведения такого рода деятельности, создание на рабочих местах условий труда, безопасных для здоровья и соответствующих установленным нормативам.

Одним из недостатков этого закона является отсутствие отсылочных норм к законодательству о недрах, водному законодательству, требования которых должны соблюдаться при производстве работ по угледобыче. Существенным недостатком Федерального закона № 81–ФЗ является то, что в отношении экологических аспектов добычи угля сформулированы лишь общие положения о приоритете экологии в составе основополагающих принципов обеспечения безопасности работ с углем без какой-либо конкретизации. Частично этот недостаток устранен принятым в 2014 г. Федеральным законом № 219–ФЗ2. Одной из главных норм его является предоставление налоговых льгот при проектировании и строительстве природоохранных объектов, уменьшающих негативное воздействие угледобычи на окружающую среду.

Представляется, что для устранения отмеченных недостатков экологического законодательства существует настоятельная потребность в разработке и принятии Экологического кодекса РФ, который должен содержать нормы охраны окружающей среды, уголовного, гражданского, налогового, административного и иных отраслей права. Подобные кодексы есть в ряде стран, например, во Франции3, Швеции4, Казахстане5. Предложения по созданию российского экологического кодекса РФ поступают как от отдельных ученых (Анисимов, 2012), так и от организаций, в частности, от Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП)6, однако до сих пор в этом направлении ничего не сделано.

Считаем, что существенным фактором уменьшения экологического вреда, наносимого угольной промышленностью природе, является повышение эффективности (не говоря уж о разработке новых) предусмотренных форм уголовной ответственности за нарушение и неисполнение экологического законодательства. Одним из таких правонарушений, имеющих место в Кемеровской области, является незаконная (безлицензионная) добыча угля, при которой в большинстве случаев грубо попираются все экологические нормы и окружающей среде наносится значительный ущерб. Воспрепятствовать этому, хотя бы частично, могла бы квалификация незаконной добычи как «нарушения правил охраны и использования недр», то есть как преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ7. Однако судебные органы Кемеровской области при рассмотрении таких правонарушений исходят из того, что данная статья не применима к нарушениям, имеющим место при добыче полезных ископаемых.

В целях координации всех направлений государственной политики в угольной отрасли Правительство РФ утвердило Программу развития угольной промышленности России до 2035 г.8

Хотя главной целью этого документа является создание российским угольным компаниям условий для повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, развития производственных мощностей, в ней не обойдены вниманием и вопросы экологии.

Важнейшей особенностью и новеллой данной программы является включение в число важнейших (всего их 7) подпрограммы «Обеспечение экологической безопасности угольной промышленности», предусматривающей совершенствование нормативно-правовой и нормативнометодической базы в направлении предоставления налоговых льгот и льгот при проектировании, строительстве и эксплуатации природоохранных объектов и систем экологического контроля; изменение системы нормирования выбросов и размещения отходов и др. Также в данной подпрограмме предусмотрены мероприятия, направленные, в частности, на внедрение безотходных и малоотходных технологий и оборудования, реконструкцию действующих очистных сооружений, рекультивацию отвалов и отработанных земель и др. Конкретные мероприятия включены в государственные программы «Охрана окружающей среды»1 и «Развитие энергетики»2. Ожидается, что к концу третьего этапа выполнения программы (2035 г.) уровень сброса загрязненных сточных вод должен снизиться до 30–35 против 69,2 % в 2018 г., уровень выброса в атмосферу загрязняющих веществ – до 20–30 против 69,4 %, уровень размещения отходов в отвалах – до 20– 25 % против 42,4 %. Уровень рекультивации земель, напротив, должен повыситься и составить 66–90 % в противовес современным 5,5 %. Не вызывает сомнения, что реализация мероприятий программы, пусть даже и в не полном объеме, приведет к заметному улучшению экологической ситуации в угледобывающих районах России, в том числе и в Кузбассе.

Таким образом, ключевая роль в решении экологических проблем, создаваемых угледобывающей промышленностью, принадлежит законодательным и нормативно-правовым актам, регулирующим экологические аспекты угледобычи и проблемы защиты экосреды. Национальное законодательство, регулирующее данные проблемы, имеет ряд существенных недостатков – во многих случаях принятые положения носят декларативный характер, отмечается их слабая взаимосвязанность, недостаточно четкие нормы их применения. Для устранения таких недостатков и повышения эффективности правоприменения существующих регламентирующих документов необходим постоянный процесс их совершенствования путем внесения поправок. Значительную положительную роль в решении проблемы минимизации ущерба, наносимого окружающей среде в результате деятельности угледобывающих предприятий, должна сыграть «Программа развития угольной промышленности России на период до 2035 года», в которой предусмотрены соответствующие мероприятия и определены итоговые целевые показатели.

Список литературы Правовое регулирование экологических проблем угледобычи в Кемеровской области - Кузбассе

  • Анисимов А.П. Экологический кодекс: каким ему быть? // Современное право. 2012. № 2. С. 49-55.
  • Выпханова Г.В. Правовые проблемы обеспечения экологической и энергетической безопасности угольной отрасли // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. № 3 (67). С. 66-76.
  • Batievsky V., Sokolovsky M., Moroz E. Problems of Improving the Quality of Life of Miners in Mining Regions on the Example of the Kemerovo Region (Kuzbass) and Ways to Solve Them // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 278. Р. 02001.
Статья научная