Правовые механизмы, обеспечивающие эффективное использование в российской экономике труда лиц пожилого возраста
Автор: Дутта К.Н.
Журнал: Пермский юридический альманах @almanack-psu
Рубрика: Трудовое право и право социального обеспечения
Статья в выпуске: 7, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается вопрос о возможности и необходимости использования труда лиц пожилого возраста в условиях современного состояния рынка труда в России. У рынка труда есть запрос на квалифицированную рабочую силу, в чем сегодня имеется дефицит. Лица пожилого возраста сталкиваются со сложностями при реализации своего права на труд. Предлагается изучить обе проблемы во взаимосвязи и предложить возможные решения. Акцент сделан на необходимости поддержки пожилых как уязвимой категории населения. Рассмотрены такие механизмы, как гибкие (нестандартные) формы занятости, наставничество, индексация пенсий, выдвинуто предложение принять государственную программу по стимулированию занятости лиц пожилого возраста.
Занятость населения, лица пожилого возраста, старение населения, гибкие (нестандартные) формы занятости, наставничество, работник, работодатель
Короткий адрес: https://sciup.org/147244287
IDR: 147244287
Текст научной статьи Правовые механизмы, обеспечивающие эффективное использование в российской экономике труда лиц пожилого возраста
Одним из общемировых трендов современности является старение населения. Согласно последним исследованиям ООН, ожидается удвоение количества лиц в возрасте 65 лет и старше в следующие 30 лет. По прогнозу организации это количество составит 1,6 миллиарда человек. Таким образом, в структуре всего населения мира лица пожилого возраста будут составлять 16%1.
Данные Всемирной Организации Здравоохранения говорят о том, что к 2030 году каждый шестой человек в мире будет в возрасте 60 лет и старше. При этом доля населения старше 60 лет увеличится с 1 миллиарда в 2020 году до 1,4 миллиарда в 2030 году. К 2050 году население мира в возрасте 60 лет и старше удвоится (до 2,1 миллиарда человек). Ожидается, что число людей в возрасте 80 лет и старше утроится в период с 2020 по 2050 год и достигнет 426 миллионов человек2.
Рассмотрим современную демографическую ситуацию в нашем государстве. Население России на 2023 год составило 146,4 миллиона человек. По данным Росстата, каждый четвертый житель России (35,8 млн человек по данным на конец 2022 г.) находится в возрасте старше трудоспособного. Превышение численности людей старшего возраста в общей структуре населения имеет место в большинстве субъектов Российской Федерации. В общей сложности лиц от 60 лет и старше в России около 34 миллионов человек1.
Таким образом, наше государство также испытывает влияние процессов старения населения. Это отражается на всех сферах жизни.
Говоря о рынке труда, стоит отметить, что в процессе старения рабочей силы растет нагрузка на трудоспособное население. Если обратиться к данным исследований, то можно увидеть, что эта тенденция актуальна для Российской Федерации уже несколько десятилетий2.
Процесс старения рабочей силы в ближайшие десять лет будет только ускоряться, это подтверждают, например, эксперты Высшей школы экономики. Во-первых, в активные трудоспособные возраста перемещаются поколения 1990-х и начала 2000-х годов рождения, которые являются очень немногочисленными. Во-вторых, трудовая жизнь старших поколений работников продлевается. Доля возрастов до 40 лет в рабочей силе сократится с 42,0% в 2019 г. до 37,4% в 2030 г3. Как следствие, ожидается увеличение количества лиц предпенсионного и пенсионного возрастов.
Рынок труда в России подвержен влиянию и других факторов и событий – пандемия COVID-19 в 2020 году, введение санкций и отток рабочей силы в 2022 году. В 2023 году, как отмечают и ученые, и специалисты, главной проблемой рынка труда стал кадровый голод. Причем в данном случае имеются в виду квалифицированные кадры. Для работодателей главная проблема – недостаточная квалификация работников, особенно в ряде отраслей промышленности – в первую очередь, военно-промышленный комплекс, отрасли которого, помимо прочего, в последние годы испытывают высокую нагрузку. Кроме этого, похожая сложность имеет место в строительных отраслях, IT-сфере и легкой промышленности. Разными исследователями отмечается, что рынок труда в России на сегодняшний день находится в кризисе. Также отмечается, что эта тенденция сохранится и на 2024 год и, вполне вероятно, на следующие несколько лет4.
Очевидно, ввиду всего вышесказанного, что потребность использовать трудовой потенциал лиц пожилого возраста в настоящее время очень высока. При этом пожилые готовы продолжать трудиться, однако могут сталкиваться с определенными сложностями в сфере труда, в результате чего у них нет возможности реализовать в полной мере свое право на труд.
Исследования ученых и данные статистики подтверждают готовность и заинтересованность указанной категории лиц в продолжении трудовой деятельности1, но также и не слишком высокий спрос на такую потенциальную категорию работников со стороны работодателей2. Главной причиной низкого спроса является возраст работника и связанные с этим последствия и стереотипные представления, существующие в обществе.
Важным аспектом, который значительно затрудняет трудоустройство лиц пожилого возраста, является эйджизм – дискриминация работников по возрасту со стороны работодателей.
Нельзя обойти вниманием и такой аспект: пожилые могут уступать более молодым работникам по характеристикам здоровья, то есть по уровню фактической работоспособности. Это также становится препятствием для пожилых людей в процессе реализации права на труд.
Таким образом, попытаемся рассмотреть две проблемные ситуации – кризисное состояние рынка труда (прежде всего, здесь стоит говорить о промышленности) и потребность в работниках с одной стороны и значительное количество лиц пожилого возраста, которые имеют желание продолжать трудовую деятельность, но не всегда могут – во взаимосвязи и предложить некоторые варианты решений обеих.
Для решения необходимы, в первую очередь, государственные меры. Представляется, что поддержка нужна и лицам пожилого возраста, желающим продолжать трудовую деятельность, и работодателям, испытывающим сложности с поиском квалифицированных работников.
Нельзя не упомянуть, что законодатель уже ранее отреагировал на старение населения и увеличение нагрузки на трудоспособную его часть. Это повлекло за собой повышение пенсионного возраста в России, 3 октября 2018 года был принят Федеральный закон № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вступивший в силу 1 января 2019 года. Данным законом также введено понятие «гражданин предпенсионного возраста» Безусловно, данные меры позволили увеличить коли- чество трудоспособного населения страны в общей массе, но количество лиц в возрасте старше трудоспособного все еще его превышает.
Рассмотрим механизмы, которые позволяют эффективно использовать труд лиц пожилого возраста. В первую очередь, с позиции стимулирования занятости пожилых.
Традиционным ответом на запрос рынка труда в отношении квалифицированной рабочей силы можно считать обучение населения по необходимым программам. Однако образование – долгосрочный процесс, и он однозначно не гарантирует того, что подготовленные кадры смогут закрыть существующий дефицит. Таким образом, можно обратиться к лицам, которые уже обладают нужной квалификацией, и попробовать привлечь их к труду. Лица пожилого возраста в России, чаще всего, обладают хорошим образованием и могут обладать нужной работодателям профессиональной квалификацией.
В отношении пожилых можно более активно применять гибкие (нестандартные) формы занятости, современное российское законодательство это не запрещает, более того, на данный момент они активно развиваются. В категорию нестандартных форм занятости включают временную занятость, занятость на условиях неполного рабочего времени, дистанционную (удаленную) работу, надомный труд, самозанятость (отнесение данного вида занятости к категории «нетипичных» может быть предметом научной дискуссии, однако углубление в нее не является целью данной статьи) и др.
Наиболее подходящими формами гибкой занятости в контексте рассматриваемой проблематики можно считать временную занятость, занятость на условиях неполного рабочего времени, а также дистанционную (удаленную) занятость. На наш взгляд, данные формы позволяют сочетать интересы как работника-лица пожилого возраста, так и работодателя. Работники смогут удовлетворять свои материальные и социальные потребности с учетом возможностей своего здоровья, когда это необходимо. Работодатели же, которым требуется квалифицированная рабочая сила, могут принимать на работу таких работников с учетом их потребностей, возникших ввиду пожилого возраста.
Отметим, что такой подход используется в ряде зарубежных государств, прежде всего, европейских, которые столкнулись со схожими проблемами немного раньше Российской Федерации и предпринимают различные способы их решения.
Стоит обратить внимание также на такой институт, как наставничество. Для Российской Федерации тема наставничества сейчас актуальна, 2023 год был объявлен годом педагога и наставника. В государственной политике выделено такое направление для реализации в разных сферах, но, на- пример, в Трудовом кодексе РФ данный институт не закреплен. При этом, даже в отсутствие трудоправового регулирования по данному вопросу, нет непреодолимых препятствий к внедрению таких практик более активно. Если организация заинтересована в квалифицированном работнике, являющимся пожилым, представляется возможным заключить такой трудовой договор, в котором будет зафиксирована трудовая функция, наиболее подходящая по содержанию к наставнической деятельности.
Таким образом, пожилой работник с высокой квалификацией сможет обучать молодых работников прямо на рабочем месте. Это можно сочетать с гибкими формами занятости, например, с занятостью на условиях неполного рабочего времени.
Известно, что, например, на промышленных предприятиях наставничество развивается. Однако, в большей степени, и наставник, и наставляемый – молодые работники. В данном случае хочется обратить внимание на аспект включения пожилых, желающих работать и приносить пользу обществу, в трудовую деятельность.
Стоит подчеркнуть, что рассмотренные выше механизмы соответствуют приоритетным направлениям Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р. Так, в данном документе закреплено, что направление, связанное со стимулированием занятости лиц пожилого возраста, включает в себя, наряду с иными положениями, развитие форм надомной, временной, гибкой и дистанционной занятости для граждан старшего поколения и развитие наставничества посредством использования трудового потенциала граждан старшего поколения.
Хотелось бы предложить для обсуждения вопрос будущего возможного включения в Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» норм о наставничестве над молодыми специалистами. Российское законодательство о занятости в последнее время подвержено активным изменениям, что говорит о динамике развития данной сферы. Кроме того, в последней редакции закона, вступившей в силу 1 января 2024 года, особое внимание уделено занятости инвалидов. Поэтому вполне возможно предположить, что занятости лиц пожилого возраста тоже целесообразно уделить внимание.
Предлагается также рассмотреть принятие краткосрочной государственной программы, целью которой будет обеспечение трудовой занятости лиц пожилого возраста. Целевую аудиторию такой программы можно сузить, в связи с потребностью рынка труда, сформулировать как «лица пожилого возраста, обладающие необходимой квалификацией» с указанием сфер промышленности, где вопрос о кадрах стоит наиболее остро.
Еще одним механизмом стимулирования занятости пожилых может стать индексация пенсий работающим пенсионерам. Вопрос индексации пенсий является дискуссионным в науке и практике трудового права и права социального обеспечения. Кроме того, это требует расходов из бюджета Социального фонда России. Однако, если обратить внимание на размеры пенсий (которые не являются достаточными для поддержания привычного образа жизни) и на основной мотив пожилых к продолжению трудовой деятельности – материальный, то очевидно, что данная мера необходима.
Хочется обратить внимание на то, что в аспекте рассматриваемого вопроса нельзя упускать и работодателей.
Напомним, что одним из препятствий, которые возникают у лиц пожилого возраста при реализации права на труд, является дискриминация по возрасту (эйджизм) со стороны работодателей. На данный момент российский законодатель защищает данную категорию лиц от эйджизма посредством закрепления норм об административной и уголовной ответственности за подобные действия.
Выше уже упоминалось о введении в 2019 году в законодательство категории «граждане предпенсионного возраста». Стоит добавить, что в связи с этим в Уголовном кодексе РФ появилась статья 144.1, запрещающая необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, равно как и необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам. Эффективность действия данной статьи до сих пор остается предметом дискуссий.
На наш взгляд, важно не только вводить меры ответственности за ненадлежащие действия, но и стимулировать работодателей в вопросах принятия лиц пожилого возраста на работу. Эту точку зрения поддерживает ряд ученых, например, Ю.В. Васильева и С.В. Шуралева в одной из своих статей также отметили, что защищать граждан от дискриминации только мерами уголовного преследования работодателя вряд ли будет эффективно1.
Мерами стимулирования, например, могут стать частичное освобождение от уплаты налогов за таких работников, выделение субсидий на создание рабочих мест для лиц пожилого возраста или компенсация за выплату заработной платы. Данные практики также распространены в ряде зарубежных государств.
Старение населения – комплексная проблема, которая требует перестройки экономики. На сегодняшний день это очевидно. Чтобы ответить на этот вызов, от государства требуется комплексный подход, включающий в себя законодательные и организационные меры. Безусловно, это мо жет повлечь за со бой увеличение расходов из бюджета.
Однако не стоит забывать, что лица пожилого возраста – это особая, уязвимая категория населения. Российская Федерация, будучи социальным государством, обязана поддерживать такие категории и направлять свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. Особое значение для позиционирования государства как социального имеют меры, направленные на повышение степени вовлеченности в общественные отношения по поводу труда групп населения, которые недостаточно конкурентоспособны на рынке труда.
Это соответствует Рекомендации Международной организации труда № 162 «О пожилых трудящихся», принятой в г. Женеве 23.06.1980 на 66-й сессии Генеральной конференции МОТ. Рекомендация закрепляет, что «проблемы занятости пожилых работников следует рассматривать в рамках всеобщей и сбалансированной стратегии полной занятости и — на уровне предприятий — в рамках всеобщей и сбалансированной социальной политики, уделяя должное внимание всем группам населения и обеспечивая тем самым, чтобы проблемы занятости не переносились с одной группы на другую».
Таким образом, подводя итог, стоит еще раз подчеркнуть, что рынок труда в Российской Федерации находится в сложном положении. Такое положение можно называть кризисным. Старение населения серьезно повлияло на рабочую силу – количество лиц, находящихся в возрасте старше трудоспособного, едва ли не превышает количество трудоспособного населения. Повышение пенсионного возраста значительно не повлияло на данное соотношение. При этом обострились вопросы, связанные с правом лиц пожилого возраста на труд – они сталкиваются с дискриминацией по возрасту, им сложнее найти работу, если по какой-то причине они ее потеряли, хотя стремление трудиться у них по-прежнему достаточно высоко. Следовательно, встает вопрос о роли государства в защите прав данных лиц и в стимулировании их занятости.
Важно отметить, что защита от эйджизма – это не только введение мер юридической ответственности, но и комплекс правовых и организационных мер, направленных на изменение стереотипных представлений о лицах пожилого возраста, а также на поддержку данной категории населения.
Рынок труда заинтересован в квалифицированной рабочей силе по ряду важных отраслей промышленности. Однако серьезного внимания на лиц пожилого возраста как на потенциальных работников, способных, по крайней мере, частично и в относительно сжатые сроки закрыть данный дефицит, работодатели не обращают. Представляется, что стоит менять данную ситуацию.
В статье были предложены варианты того, как с помощью правовых механизмов можно эффективно использовать труд пожилых, чтобы ре- шить проблемы рынка труда, при этом учитывая уязвимость данной категории населения. Хочется подчеркнуть, что трудовое законодательство России уже содержит такие механизмы, которые можно и, на наш взгляд, необходимо применять.
Основными механизмами должны стать гибкие (нестандартные) формы занятости и активное внедрение института наставничества. В отношении пожилых данные механизмы сегодня широко не используются.
В качестве нововведения предлагается принятие специальной государственной программы по стимулированию занятости лиц пожилого возраста. Можно утверждать, что существование такой программы будет соответствовать интересам и работодателей, и рынка труда в целом.
Индексация пенсий, различные способы финансового стимулирования работодателей также являются важными способами решения обозначенных проблем, но требуют расходов из государственного бюджета.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть социальный характер нашего государства и вытекающие из этого его обязательства по поддержке населения, в том числе на рынке труда.
Список литературы Правовые механизмы, обеспечивающие эффективное использование в российской экономике труда лиц пожилого возраста
- World Health Organization. Ageing and health. URL: https://www.who.int/news-room/factsheets/detail/ageing-and-health.
- World Social Report 2023: Leaving No One Behind In An Ageing World. URL: https://desapublications.un.org/publications/world-social-report-2023-leaving-no-one-behind-ageing-world.
- Васильева Ю. В., Шуралева С. В. Возраст как фактор уязвимости работника в трудовом праве // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. Вып. 49. C. 550-575. EDN: IIIEQA
- Денисенко М.Б., Мкртчян Н.В. Демографические изменения и предложение рабочей силы в регионах России // Научный дайджест. 2022. № 5 (10). С. 8. URL: https://www.hse.ru/data/2022/05/30/1872644620/Human_Capital_NCMU_Digest_10_Demographic..Ssupply_in_Russian_Regions_2022.pdf. EDN: UIDYFI
- Доброхлеб В.Г. Занятость пожилых людей в России: причины и последствия // Миграция и социально-экономическое развитие. 2017. Т. 2. № 2. С. 79-90. EDN: ZUPSTJ
- Доклад Центра трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ "Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения". URL: https://clms.hse.ru/news/204207392.html.
- Иванова М.А. Спрос на пожилых работников и дискриминация по возрасту: международный опыт и российские реалии // Вопросы экономики. 2019. Вып. 6.С. 100. EDN: AFMHPZ
- Кадровый голод и рост зарплат: как поменялся рынок труда и что его ждет. URL: https://www.rbc.ru/economics/05/01/2024/6589738d9a794798dc106898.
- Российский статистический ежегодник / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994.