Преддоговорные отношения по действующему гражданскому законодательству
Автор: Колесова М.А.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Актуальные вопросы политики и права
Статья в выпуске: 8 (75), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются основания возникновения преддоговорных отношений в современном гражданско-правовом обороте. Анализируются нормы, регулирующие указанные отношения, а также их генезис в российском гражданском праве. Делается вывод о необходимости дальнейшего развития законодательства в соответствии со сложившейся практикой.
Преддоговорные отношения, переговоры, добросовестность, заверения об обстоятельствах, свобода договора
Короткий адрес: https://sciup.org/140252935
IDR: 140252935
Текст научной статьи Преддоговорные отношения по действующему гражданскому законодательству
Одним из основных начал гражданского законодательства является принцип свободы договора (п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ). В соответствии с этим принципом граждане и юридические лица самостоятельно решают вопрос о необходимости заключения какого-либо договора. Принудительное заключение договора допускается лишь как исключение.
Принцип свободы договора проявляется также в том, что стороны вправе заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п.п. 2, 3 ст. 421 ГК РФ).
Свободны стороны и в выборе контрагента по договору. По общему правилу граждане и юридические лица, намеревающиеся заключить договор, не обязаны осуществлять какие-либо процедуры выбора контрагента по такому договору, проверять или запрашивать информацию о нем и т.п. Исключение установлено только для закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, в рамках которых процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) регламентированы специальными законами (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ). Тем не менее для минимизации гражданско-правовых и налоговых рисков (имея в виду, что неосмотрительность при выборе контрагента может повлечь за собой негативные налоговые последствия) представляется целесообразным перед заключением договора во всех случаях принимать возможные меры для того, чтобы убедиться в дееспособности потенциального контрагента, в его способности исполнить обязательство по договору, в наличии у органа юридического лица или представителя юридического либо физического лица, с которым планируется заключить договор, необходимых полномочий и т.д. Порядок выбора контрагента, включая проверку той или иной информации о нем, может быть регламентирован внутренними документами организации (приказом, положением и т.п.).
С учетом закрепленного в гражданском законодательстве принципа свободы договора и того обстоятельства, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 421 ГК РФ), контрагент, как правило, не обязан предоставлять о себе какую-либо информацию. Однако заинтересованное лицо не лишено возможности получить определенную информацию о контрагенте из общедоступных источников.
На стадии переговоров с потенциальным контрагентом нужно иметь в виду, что отрицательный результат таких переговоров (решение не заключать договор по их итогам) сам по себе не влечет негативных последствий для участника таких переговоров. Однако законодательство требует от участников переговоров добросовестности в связи с их проведением. Нарушение этого требования может повлечь за собой обязанность одной из сторон переговоров возместить другое стороне причиненные убытки (ст. 434.1 ГК РФ).
Как на этапе заключения договора, так и в ходе его исполнения ответственность может наступить и за предоставление контрагенту недостоверных заверений об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения. Сторона, давшая такие заверения, обязана возместить другой стороне убытки, причиненные недостоверностью этих заверений, или уплатить предусмотренную договором неустойку (ст. 431.2 ГК РФ).
Преддоговорные отношения представляют собой стадию согласования условий договора, когда стороны ведут между собой переговоры о заключении договора.
Основные положения о ведении переговоров (преддоговорной стадии) установлены в ст. 434.1 ГК РФ, согласно п. 2 которой стороны на преддоговорной стадии должны действовать добросовестно, не допускать вступления в переговоры о заключении договора или их продолжения при заведомом отсутствии намерения достичь соглашения с другой стороной.
Порядок проведения переговоров о заключении договора, основания применения мер ответственности, которые установлены за предоставление недостоверных заверений, могут быть предусмотрены соглашением сторон (п. 4 ст. 421, п. 5 ст. 434.1 ГК РФ).
Переговоры по заключению договоров (особенно когда речь идет о дорогостоящих контрактах) могут стоить не только временных, но и значительных финансовых затрат для бизнеса.
На необходимость введения положений о преддоговорной ответственности в Гражданский кодекс РФ было указано в пункте 7.7 раздела V Концепции развития гражданского законодательства РФ. Цель такого дополнения – «предотвращение недобросовестного поведения на стадии переговоров о заключении договора».
При этом в концепции особо было отмечено, что необходимо «предусмотреть специальные правила о так называемой преддоговорной ответственности (culpa in contrahendo), ориентируясь на соответствующие правила ряда иностранных правопорядков». В итоге соответствующие правила с 1 июня 2015 года появились в пункте 3 статьи 434.1 Гражданского кодекса РФ (п. 79 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ»).
Следует отметить, что в редакции Гражданского кодекса РФ до 1 июня 2015 года уже было несколько норм, связанных с ведением переговоров и установлением ответственности за необоснованное их прерывание. Их нужно учитывать при работе, так как они по отношению к Гражданского кодекса РФ являются специальными. К таким нормам, например, относятся следующие: ст. 455 ГК РФ «Заключение договора в обязательном порядке», ст. 507 ГК РФ «Урегулирование разногласий при заключении договора поставки».
Кроме того, стоит обратить внимание на следующее. Если одна сторона при ведении переговоров действует недобросовестно (например, для того чтобы другая сторона не заключила договор с третьим лицом), то такие действия можно квалифицировать как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ) . Это дает возможность применить пункт 4 статьи 10 Гражданского кодекса РФ и потребовать возмещения причиненных убытков. То есть преддоговорная ответственность была возможна и при редакции Гражданского кодекса РФ, действовавшей до вступления статьи 434.1 в силу.
Законодатель в пункте 3 статьи 434.1 Гражданского кодекса РФ указал: «Сторона, которая ведет или прерывает переговоры о заключении договора недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные этим убытки». Однако тот факт, что с 1 июня 2015 года в Гражданском кодексе РФ появилась новая статья 434.1, не исключает применения к отношениям, возникшим при установлении договорных обязательств, правил главы 59 Гражданского кодекса РФ (п. 8 ст. 434.1 ГК РФ) . Пленум Верховного суда РФ уточнил этот тезис в абзаце 1 пункта 19 постановления от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств». Он указал, что к отношениям, связанным с причинением вреда недобросовестным поведением при проведении переговоров, применяются именно нормы главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса РФ. А статья 434.1 содержит лишь исключения из общих правил. Она – частный случай деликтной ответственности. Представляется, что существует необходимость отдельного закрепления в законодательстве такого уточнения, поскольку на практике нередко возникают связанные с этим трудности.
Список литературы Преддоговорные отношения по действующему гражданскому законодательству
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020) // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. № 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств" // СПС КонсультантПлюс