Презумпции, преюдиции и фикции как разновидность юридических фактов
Автор: Петенева Д.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 10-4 (49), 2020 года.
Бесплатный доступ
В работе рассматриваются особенности презумпции, преюдиции и фикции как разновидности юридических фактов, которые прямо не предусмотрены гипотезами правовых норм, но с которыми закон связывает наступление юридических последствий. Также презумпции, преюдиции и фикции нуждаются в дополнительном комплексе изучении нестандартных способов, для изучения нестандартных ситуаций.
Юридические факты, презумпции, преюдиции, фикции, правоотношения, правовое регулирование
Короткий адрес: https://sciup.org/170190680
IDR: 170190680 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11198
Текст научной статьи Презумпции, преюдиции и фикции как разновидность юридических фактов
Актуальность рассматриваемого вопроса обосновывается тем фактом, что в процессе осуществления правового регулирования общественных отношений можно наблюдать большое количество нестандартных ситуаций. Их урегулирование возможно только с помощью построения таких же нестандартных способов, к которым относятся правовые презумпции, преюдиции и фикции. Другими словами, основаниями возникновения правоотношений могут быть также обстоятельства, которые прямо не отражены в законе. Но по причине общих начал и смысла законодательства порождают права и обязанности (ст. 8 ГК РФ) [3].
Презумпции, преюдиции и фикции как разновидность юридических фактов - это специфические юридические обстоятельства, которые прямо не предусмотрены гипотезами правовых норм, но с которыми, однако, закон связывает наступление юридических последствий. Являясь результатом опыта, они выполняют регулятивную и организующую роль в сфере правотворчества, правового применения, судебной, прокурорской и следственной деятельности. А также оказывают влияние на становление и развитие правосознания, упрочение законности [9, с. 9-10].
Сфера применения презумпции, преюдиции и фикции как разновидности юридических фактов обширна. Другими словами, они выступают как социальные ре- гуляторы. Рассматривая их как приемы правового регулирования, презумпции, преюдиции и фикции оказываются полезными и необходимыми при возникновении различных нестандартных ситуаций. Однако пользоваться ими можно и при обычном функционировании правовой системы.
Активное исследование презумпции, преюдиции и фикции как разновидности юридических фактов в зарубежной и отечественной литературе началось еще в XIX веке. Однако, отметим, что на сегодняшний день в литературе отсутствует существование законченных концепций в отношении их рассмотрения.
В переводе с латыни, презумпция (praesumptio) означает предположение, которое основано на достаточно высокой степени вероятности. Данный термин означает признание того или иного явления достоверным, пока не будет доказано обратное. «Как правовой термин, – пишет З.М. Черниловский, презумпция несет в себе предположение, гипотезу, подтверждение или опровержение которой должно послужить средством установления искомых обстоятельств, юридических фактов и их последствий» [10, с. 84].
С точки зрения последствий, которые юридические презумпции могут вызывать, их подразделяют на две основные группы: презумпции позитивные и негативные. Негативные презумпции находят свое приме- нение в гражданско-правовых отношениях. Например, при невыполнении или при ненадлежащем его исполнении договора презюмируется виновность лица, на котором лежала обязанность исполнения. Презумпция виновности может признаваться также и на основе иной гражданско-правовой или семейно-правовой, как, например, в случаях ненадлежащего надзора. Например, в соответствии с такой презумпцией отец и мать отвечают за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми, опекуны - за вред, причиненный их подопечными.
Отметим, в уголовно-правовой системе признается такая позитивная презумпция, как презумпция невиновности (praezumptio bona viri). Данная презумпция обязывает суд ставить под сомнение недостаточно обоснованные положения предъявленного подсудимому обвинения, и перепроверять все подобного рода положения.
Полагаем целесообразным выделить существенные признаки презумпции:
-
- во-первых, презумпция это юридико-технический способ, который используется в законотворчестве;
-
- во-вторых, это вероятное предположение;
-
- в-третьих, презумпции имеют отношение к наличию или отсутствию определенных обстоятельств, имеющих правовое значение и влекущих правовые последствия [7, с. 22].
Видом юридического предположения также является юридическая фикция (fictio - вымысел), которая представляет собой нечто не явно существующее, но возможное и признаваемое таковым. Р. Иеринг рассматривал юридическую фикцию как «кажущийся акт», с помощью которого достигается известный результат [11, с. 17]. Р. Иеринг рассматривал юридическую фикцию как «юридическую ложь, освященную необходимостью», которая дает возможность избегать трудностей, а не преодолевать. Другими словами представляет собой «технический обман».
Выделяют договорные фикции (призваны устранить некоторые пробелы при заключении договоров) и фикции обстоятельств и фактов (устанавливают заведомо ложные юридические факты, которые невозможно доказывать, состоящие в признании несуществующего факта существующим или, наоборот).
Преюдиции (от лат. praejudicio - предрешение) рассматриваются как юридическое предрешение наличия или отсутствия определенных фактов. Преюдиционными являются те факты, которые правоприменительный орган установил, проверил и оценил в установленном порядке [9, с. 12]. Следствием этого является признание данных фактов законом истинными, не подлежащими пересмотру и не требующими новой проверки. Например, преюдициальное значение вступившего в законную силу решения суда состоит в том, что заключающиеся в нем выводы об определенных судом по делу фактах, выступают обязательными для судов, рассматривающих обстоятельства в порядке гражданского судопроизводства, и других органах. Таким образом, в отношении решения суда, вступившего в законную силу, действует презумпция его истинности. Решение суда имеет непререкаемое юридическое значение, с которым должен считаться каждый, к кому оно направлено.
Заметим, на сегодняшний день, ряд ученых предлагает отказаться от понятий «презумпция» и «фикция» как непонятных человеку до тех пор, пока непосредственно в законе отсутствуют конкретные нормативные правила, раскрывающих их содержание. Однако, есть и противоположные мнения, касающиеся того, что вряд ли существует необходимость введения в нормативно-правовые документы положения, позволяющие ознакомление с ними всего населения.
Итак, подведем итог в рассмотрении данных понятий. Правовые презумпции прямо или косвенно нашли свое отражение в нормативно-правовых актах, обусловлены потребностями юридического опосредования общественных отношений и функционируют только в правовой сфере. Правовые фикции представляют собой положения, которые в действительности не существуют, но которым право придало значение юридического факта. Правовые преюдицици рассматриваются как свойст- ва решения, означающие, что установлен- щими в деле лицами оспорены в другом ные вступившим в законную силу решени- деле и не нуждаются в доказывании.
ем суда факты не могут быть участвую-
Список литературы Презумпции, преюдиции и фикции как разновидность юридических фактов
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Российская газета. - 2009. - 21 января; 2014. - 07 февраля; 23 июля.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // СЗ РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3012.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 12.05.2020 № 23-П) // СЗ РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 24.04.2020 № 131-ФЗ) // СЗ РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // СЗ РФ, 01.01.1996, № 1, ст. 16.