Применение Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей в воспитательной и профилактической работе
Автор: Володин О. Н., Лузгина А. А.
Журнал: Вестник Прикамского социального института.
Рубрика: Наука и образование
Статья в выпуске: 1 (94), 2023 года.
Бесплатный доступ
В настоящей публикации предпринята одна из первых попыток ознакомиться с Основами государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также попытка переложить Основы в практическую плоскость для педагогов. Данные Основы призваны дать генеральный курс для формирования программ и отдельных занятий по воспитанию и профилактике правонарушений в образовательных организациях. Применены метод прямого логического толкования и критический метод, рассмотрены отдельные положения Основ, имеющие отношение к сфере образования. Выводы, содержащиеся в настоящей статье, должны помочь педагогам и работникам органов управления образованием в ежедневной работе по подготовке руководящих документов и в разработке сценариев воспитательных и профилактических мероприятий с позиций утвержденных государством направлений современной российской идеологии.
Государственная политика, воспитание, профилактика, идеология, духовно-нравственные ценности, патриотизм
Короткий адрес: https://sciup.org/14126478
IDR: 14126478
Текст научной статьи Применение Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей в воспитательной и профилактической работе
Довольно долгое время в российском обществе, в государственных институтах имела место дискуссия о «скрепах», неких объединяющих и руководящих началах, которые смогли бы играть в / для России роль современной, актуальной, действующей идеологии. После 90-х гг. со всей очевидностью стало понятно, что «деидеологизация» страны повлекла за собой тотальное разрушение тех основ, которые, во-первых, были бы приемлемы для общества в целом, во-вторых, являли бы собой точные ориентиры развития, поступательного движения российской цивилизации.
Указанные итоги деидеологизации и, как следствие, нарастание бездуховности и беспринципности стали возможны лишь в условиях заметной деградации ценностной повестки как на уровне государства, так и в ареале образования, прежде всего у подрастающего поколения. «В наименьшей степени сформированы у детей такие ценности, как патриотизм, любовь к чтению и интерес к художественной культуре . Причем с патриотизмом ситуация двоякая. С одной стороны, дети не очень ясно представляют, что означает это слово, и только некоторым известно, что речь идет о любви к Родине» [1]. Понятно, что подобное положение дел никого и никак не могло устроить.
И вот то, о чем так долго говорили, размышляли, спорили, не просто обрело свое реальное воплощение, а еще и увидело свет в виде нормативного (то есть обязательного к принятию и исполнению) акта. 9 ноября 2022 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ № 809, которым утвердил Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей1 (далее – Основы).
Указанные Основы обозначены как «документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности», базирующийся (а также уточняющий их отдельные положения) на Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основах государственной культурной политики, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы и немного подзабытых, но все еще никем не отмененных «майских указах» 2018 г.
Следует отметить прямую связь, вплоть до текстологических совпадений, содержания Основ с положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования2. Вышесказанное позволяет говорить о том, что рассматриваемые Основы не только имеют охранительный характер, но и охватывают максимально широкий спектр социокультурной практики, включая образование, обретая тем самым поистине общегосударственный и общественно значимый формат.
Рассмотрим некоторые исходные константы, которые должно понимать в качестве определяющих понятий.
Итак, «традиционные ценности – это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России». Само по себе перечисление множества признаков и характеристик не совсем полно дает картину сущности традиционных ценностей, больше носит характер эмоционально, даже пафосно окрашенных деклараций, безусловно, понятных, но малоконкретных для педагога-практика.
Обратимся к дефинициям, которые помогут нам более четко уяснить суть, содержание традиционных ценностей не просто как понятия, а как явления общественной жизни: «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»; «Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа и развитие человеческого потенциала».
Анализируя приведенные нормы, необходимо как в утвердительно-позитивном, так и в критическом ключе отметить несколько обстоятельств:
-
1. В целом понятие традиционных ценностей, несмотря на громоздкость формулы, вполне понятно и применимо к практическому руководству. Состав элементов традиционных ценностей (перечень ценностей) представляется достаточно ясным и исчерпывающим.
-
2. Несколько озадачивает заявленная в качестве традиционной российской ценности такая абстрактная величина, как «высокие нравственные идеалы». Что здесь конкретно имеется ввиду; насколько они «высоки»; отталкиваясь от какой границы, можно назвать идеалы «высокими»; каковы «высота» и направленность, «вектор» данных идеалов – скорее набор вопросов, чем объяснения формулировки.
-
3. Возникает вопрос: как в условиях текущей общественно-экономической формации можно понимать «приоритет духовного над материальным», как нужно учить ему? Для этого нужны хотя бы некие базовые примеры, причем современные, а не из «былого». Сама по себе заявленная ценность вопросов не вызывает, но при этом более чем очевидно, что капиталистический способ производства и капиталистические производственные отношения явно находятся в антагонизме с данной ценностью.
-
4. Как понимать «справедливость» при проектировании воспитательных и профилактических мероприятий? В любом обществе и в любом государстве «справедливость» – самая тенденциозная и самая субъективная категория. Достаточно сложно при проведении воспитательных и профилактических мероприятий оперировать «справедливостью» как четко определенной материей.
-
10. Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений…».
Как нам представляется, вполне объективным (к сожалению), следует считать вывод о закономерности переноса деструктивных элементов, органично присущих современной общественно-экономической модели, в сферы образования и культуры. «Разрушительные тенденции в духовно-нравственном развитии России можно объяснить отсутствием в обществе нравственного идеала, влиянием западной культуры и забвением своей культуры. В результате – четыре миллиона беспризорных детей, большая часть из которых перестала хо- дить в школу, “омоложение” преступности за счет втягивания в криминальный мир детей и подростков, поклонение новым кумирам – “крутым”, изменение человеческих отношений, которые из доверительных, дружеских становятся коммерческими» [2, с. 137–142]. В связи с этим декларативность ключевых аспектов в социокультурной практике недопустима и не менее вредна, чем отсутствие идеологии вообще.
Как нам представляется, устранять непонимание, неточности, недосказанности и декларативность в сферах воспитания и профилактики, построенных на базе традиционных ценностей, придется самим педагогам. Пожалуй, в этом следует видеть все-таки позитив, поскольку общая линия государством – главным регулятором общественных отношений в стране – дана, а дело педагогического сообщества как проводника государственной политики в сфере образования – дополнять, уточнять, творчески перерабатывать, следуя общим заданным курсом.
Еще одно обстоятельство нельзя обойти стороной. Государство в лице Президента России предлагает обществу, не грубо «спускает сверху», а именно «рассматривает» традиционные ценности в качестве повода для общего и широкого дискурса, то есть старается убедить общество в правильности своей позиции. С одной стороны, данный факт можно расценить как некую нечеткость линии государства в вопросе установления общероссийской идеологии . С другой стороны, вызывает позитивный отклик желание властей не просто навязать, а конструктивно подключить общественные институты к сформированной точке зрения.
Рассмотрим текст далее. «9. Государственная политика Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей <…> представляет собой совокупность скоординированных мер <…> для противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей.
Адресная диспозиция как перечисление сфер приложения усилий государства и институтов публичного управления не вызывает спора, она вполне логична. Да и вопрос противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности не является риторикой. «Очевидна явная тенденция отторжения молодежи от национального культурного наследия. Вытеснение феноменов самобытной социальной и культурной развитости россиян происходит под предлогом их рыночной нерентабельности, что существенно упрощает манипуляцию населением страны извне» [3]. При этом явно охранительный характер содержательной части государственной политики все же представляется излишним. Получается, что и педагоги в ходе планирования и реализации воспитательных и профилактических мероприятий также должны «противодействовать», то есть осуществлять контрактивность в отношении «социокультурных угроз», что несколько в стороне от педагогической деятельности, поскольку не содержит собственной позитивной, конструктивной повестки.
В целях «сохранения и укрепления традиционных ценностей, пресечения распространения деструктивной идеологии реформы в области образования и воспитания, культуры, науки <…> должны проводиться с учетом исторических традиций и накопленного российским обществом опыта при условии проведения широкого общественного обсуждения». Данная формула, заявленная в Основах, на первый взгляд носит позитивный и долгожданный характер. В то же время есть, по нашему мнению, скрытые аспекты, которые могут затормозить либо видоизменить ход процессов в социокультурной сфере.
Во-первых, речь идет все-таки о «реформах», то есть не о стабильном и фундаментальном состоянии социокультурного блока, в частности сферы образования. Иными словами, государство в лице Президента РФ фактически дает сигнал о продолжении практики реформ, но с одним условием – с учетом традиций и опыта, накопленного в указанной сфере. Во-вторых, должны приниматься во внимание итоги некоего «широкого общественного обсуждения». Как нам представляется, при планировании и проведении реформ в ключевых сегментах социокультурной жизни общества целесообразно было бы все-таки учитывать мнение профессионального сообщества. Не совсем понятно, чье «широкое общественное» мнение должно «заменить» мнение профессионалов, так же как и непонятно, как это мнение, даже если оно вполне конструктивно, будет учитываться.
Ниже по тексту читаем: «Решение проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей должно осуществляться по следующим основным направлениям <…> [в том числе]:
-
в) совершенствование системы государственной поддержки проектов в области культуры и образования с учетом целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
-
д) совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей».
Далее среди задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей обозначено в том числе «воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой инструмент государственной политики в области образования и культуры, необходимый для формирования гармонично развитой личности».
Главный посыл государства в лице Президента РФ вполне соответствует общей ситуации в стране в целом и в социокультурной сфере в частности. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 является хоть и неидеальной, но яркой, лидерской попыткой внести порядок и смысл в область идеологии.
Настоящая публикация является также попыткой ознакомить педагогическое сообщество с указанным нормативным актом. Дальнейшее применение в общеобразовательной, воспитательной и профилактической областях уже будет зависеть от желания и готовности самих педагогов.
Список литературы Применение Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей в воспитательной и профилактической работе
- Наталья Агре: «Ценности и смыслы современных детей: что дают семья и школа» // Вестник образования: электрон. период. журнал. 2021. Август. URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/natalia-agre-tsennosti-i-smysly-sovremennykh-detei-chto-daiut-semia-i-shkola (дата обращения: 27.12.2022).
- Лузикова Е. Н., Туркина Л. В. Педагогические условия формирования ценностей учащихся посредством обучения // Евразийская педагогическая конференция: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 137–142.
- Иванов В. М., Литвинов А. А., Хусаинов А. В. Система ценностей при воспитании школьников в современной школе // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. 2014. Спецвыпуск № 18. ART 14728. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-tsennostey-pri-vospitanii-shkolnikov-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 27.12.2022).