Принципы гуманистического воспитания в концепции либерального образования Дж.Г. Ньюмена
Автор: Тимофеева Анна Анатольевна
Журнал: Грани познания @grani-vspu
Рубрика: Педагогика и методика обучения
Статья в выпуске: 7 (27), 2013 года.
Бесплатный доступ
Рассматриваются основы педагогического процесса в концепции либерального образования английского мыслителя XIX столетия Дж.Г. Ньюмена, основные идейно-теоретические положения ученого относительно средств и методов гуманистического обучения и воспитания.
Антисциентизм, история педагогики, либерализм, ньюмен дж. г, педагогика, принципы образования
Короткий адрес: https://sciup.org/14821994
IDR: 14821994
Текст научной статьи Принципы гуманистического воспитания в концепции либерального образования Дж.Г. Ньюмена
Принципы гуманизации и демократизации образования в контексте современных реформ образования невозможно научно и теоретически осмыслить без историко-логической репрезентации и многоаспектного обращения к историческому прошлому решения данных проблем. Вместе с тем, педагогическое наследие выдающегося английского мыслителя, педагога, политического, общественного и религиозного деятеля, социального реформатора Дж.Г. Ньюмена (1801 – 1890), относящиеся к классике зарубежной гуманистической педагогической мысли, содержит значительный гуманистический ценностный потенциал, значимый для современной педагогической действительности. Однако к настоящему времени педагогическая концепция либерального образования Ньюмена малоизучена и практически неизвестна ни в академической науке, ни в массовой педагогической практике.
Концепция специфического либерального образования , разработанная Дж.Г. Ньюменом, имела своими категориальными и идейными основами педагогическое наследие античности. Античная школа, как квинтэссенция свободного сообщества ученых и учащихся, являлась идеалом образования для Ньюмена. Свободное либеральное образование (Liberal Education), ученый называл выдающимся достижением Западной Цивилизации [2, р. 49].
Свобода в учении Ньюмена – это непременное условие развития личности, в особенной степени духовно-нравственного аспекта ее совершенствования. Всякое занятие, в том числе и образование, является свободным только при условии, если оно определяется внутренними, а не внешними целями субъекта. При этом оно обладает характером самодостаточности и полноты (self-sufficient and complete) [Ibid].
Равным образом в научно-педагогических работах Дж.Г. Ньюмена встречаются только классические трактовки категории образования (англ. education), восходящего к немецкой классической философии, и, в первую очередь, к Гердеру (Bildung) [2, р. 31]. Одновременно, либеральное образование в нью-меновской трактовке имеет универсальное парадигмальное значение – это всеобщее интеллектуальное воспитание для всех цивилизаций, народов, классов и религий, призванное восстановить вновь утраченную целостность западной культуры. Согласно Дж.Г. Ньюмену, либеральнее образование есть «процесс подготовки, посредством которого интеллект, вместо того чтобы быть сформированным или посвященным какой-либо частной или привходящей цели, особому занятию или профессии, предмету или науке, обучается ради себя самого, для достижения собственных целей, для собственной высшей культуры, называется Свободным Образованием» [6, p. 109].
Ньюмен разрабатывал свою педагогическую концепцию исходя из собственного видения разрешения противоречия между светским и религиозным началом в образовании. Данное противоречие к началу XIX в. стало в высшей степени обсуждаемой по причине значительного усиления материалистических тенденций в духовно-нравственном развитии западноевропейского общества рассматриваемого периода. Дискуссии о религиозной составляющей в системе образования обсуждались в различных общественных и политических сферах, и именно они явились отправной точкой начала разработки оригинальной модели либерального образования Дж.Г. Ньюменом. Более того, вопрос о принци- пиальном различии религиозного и светского знания (Religious and Liberal knowledge), и, в целом Церкви и светской Цивилизации, являлся центральным во всем научно-философском творчестве английского ученого [Ibid].
Следует напомнить, что политика религиозного обновления викторианского правительства в XIX в. сводилась во многом к тому, что учащимся общеобразовательных учебных заведений предоставлялось полное право выбора обучения основам той или иной религии [1, с. 107]. При том, что религиозное образование в английской школе тех лет не было обязательным, фактически оно являлось повсеместным [9, р. 46].
Следовательно, производным интенции к рациональному обоснованию сущности христианской веры в собственном философском учении явилась концепция либерального образования, основанием которой служило диалектическое сочетание религиозного и научного знания. В целом, педагогическая концепция «либерального образования» имеет синкретический характер , сочетающий богословскую и рационально-научную парадигму [Ibid].
Согласно Дж.Г. Ньюмену, в реальности наука и религия не противоречат друг другу, наука не противоречит божественной истине, т. к. «истина не может противоречить истине». Однако в современную эпоху, отмечает педагог, существует пагубная по своей природе тенденция абсолютизации научного знания, или, как он называет данный феномен – специфическая «тирания» науки, имеющая следствием именно искажение истины. Этот научный фундаментализм пагубен в первую очередь для самого развития научного знания в современном мире, что ученый именует опасностью «тирании» или «эксклюзивности» науки. Так, законы механики, абсолютизируясь, имеют своим следствием механистические интерпретации законов общественного развития и ложную интерпретацию феноменов социально-экономический жизни общества.
Дж.Г. Ньюмен отвергает научный материализм в принципе, и считает, что всякая научная дисциплина имеет свои уникальные принципы и методы научного познания, которые, однако, не единичны и не универсальны. Одновременно любая научная область имеет свой предмет, и, соответственно, пределы своей компетенции. В связи с этим, частные науки неспособны к обоснованию целостной картины мира. Тем не менее в том случае, когда наука выходит за границы своего предмета и ученые нарушают законные области своих компетенций, она теряет качества своей объективности и истинности, превращаясь, тем самым в некий псевдонаучный субстрат, противоречащий религии. В качестве иллюстрации собственных выводов Дж.Г. Ньюмен описывает анатома, занимающегося анатомическими исследованиями материальной, физиологической стороны человеческого организма и приходящего к выводу о не существовании души. Подобные, «несмиренные», по словам автора, ученые-специалисты пытаются учить тому, что они не знают [6, р. 81].
Подобный подход продуцирует конфликт религиозной истины и науки. С начала ХIХ в. по причине возобладавшего строго научного детерминизма возросла интенция к объяснению законов духовной жизни человечества при помощи только современных научных методов различных научных областей, стремление создать секулярную позитивистскую научную физическую теологию, часто именуемую индуктивной наукой [Ibid, р. 97]. Подобные подходы, по мнению английского философа, неминуемо влекут за собой искажение, а затем и полное отрицание духовных принципов эволюции человеческой природы.
Примером этому могут служить некие научные интерпретации христианства, свойственные общественной мысли XIX в. Их итогом становится половинчатое истолкование религиозных истин, а «половина истины есть ложь», – утверждает писатель. Примером этого может служить появление ложного евангелия (false gospel), а концептуально описанный учеными Бог не имеет ничего общего с христианскими представлениями о нем, и подобный псевдонаучный концепт может стать новым ложным идолом. Новая физическая теология, по сути, является разновидностью наивного пантеизма, подменяющего трактовки персонифицированного и суверенного Бога абстрактными субъектами («Закон» или «Природа») [7].
Таким образом, противоречия религиозной истины и научного знания возможны только при условии абсолютизации и догматизации одной из них. Концепция либерального образования, по мнению ее автора, призвана разграничить предметные области веры и науки. Дж.Г. Ньюмен использует категорию свободного либерального знания (Liberal Knowledge), отличного по своей сути от религиозного знания (Religious Knowledge) [Ibid].
Образование, доказывает ученый, есть категория исключительно научная, основанная исключительно на научных принципах и обеспечивающая приобщение человека к миру науки. Либеральное образование не противоречит образованию религиозному, оно, как и религиозное, воспитание делает людей лучше. Его цель заключается в себе самом. Оно культивирует интеллект, дает знание, формирует особую красоту ума (beauty of intellect), одновременно, как и цель религиозного образования заключается в воспитании добродетели (знание – одно, а добродетель – другое): «Такой тонкий инструмент как человеческое знание и человеческий разум не всегда способен противостоять этим великим гигантам – страстям и гордости» [6, p. 89–90].
Одновременно с этим имеет место, по мысли Дж.Г. Ньюмена, и иная пагубная по свой сути тенденция развития образования в Европе XIX в. – односторонний радикальный сциентизм, постулирующий культивирование научного знания ради него самого. Сциентистский, научно-исследовательский университет не в меньшей степени, чем университет строго профессиональный или строго религиозный, редуцирует задачи воспитания нравственной личности.
Концептуальная разработка основных идей и принципов либерального образования Дж.Г. Ньюменом константно куммулировалась в обоснование ученым свободных либеральных средств и методов педагогического процесса, что составляет значительный аспект его педагогического наследия.
Сам педагогический процесс согласно концепции либерального образования представляет свободное общение преподавателя и студента, их совместное интеллектуальное движение и исследовательский поиск. Либеральное образование – это воздействие на умственную природу и формирование характера, в противоположность профессионализированному образованию, основанному на механической зубрежке, выучке и инструктаже пишет Ньюмен [6, p. 85].
Принцип свободы – главенствующий в концепции либерального образования. Подлинное образование должно иметь исключительно свободный характер, иначе оно теряет свое высокое нравственное содержание. Всякое образование, в том числе и духовно-нравственное воспитание становиться несвободным, если оно мотивировано надсубъектными целями (такое, по мнению Дж.Г. Ньюмена случается во время обязательной проповеди или катехизации).
Таким образом, английский педагог был принципиальным противником механического подхода в преподавании предметов, поверхностного схоластического книжного обучения, результаты которого легко забываются, которое он называл фактологическим собиранием разнообразных сведений об окружающем мире и заполнением умов обилием бессистемной информации: «То, что паровая машина делает с материей, печатный станок делает с умом», – отмечает ученый [6, p.103]. Подобное механическое обучение, методично загружающее память, не способствует формированию самостоятельно мыслящей личности, как главной цели либерального образования [6, p.107–108].
Вместо этого либеральное образование предполагает так называемое «живое обучение», имеющего итогом формирование полноценных, систематизированных сведений об окружающем мире и целостное гуманистическое мировоззрение личности. Ясность, точность и строгость (clearness, accuracy, precision) – главные принципы подлинного образования, в своем единстве соответствующие «целостному факту единого мира» [Ibid, р. 118].
Психологическая основа процесса обучения всегда составляет внутреннее усилие, внимание и труд самого учащегося. Соответственно, истинное обучение предполагает индивидуальный подход.
По Дж.Г. Ньюмену существует дедуктивный (основанный на самостоятельном поиске истины учащимся) и авторитетный (поиск истины осуществляется при помощи преподавателя) подходы к организации педагогического процесса. Исходя из этого, педагог определяет интеллектуальный или фило- софский метод обучения. Первый из них, предполагает последовательное решение логических задач сократического типа по определению конкретных и определенных умозаключений. Второй – сводится к философическим ответам на неопределенные вопросы науки.
Кроме того, Дж.Г. Ньюмен подчеркивает значимость установления межпредметных связей, что обеспечивает более системное и практико-ориентированное обучение. Так, изучение истории должно в обязательном порядке включать основы хронологии и географию, а курс поэзии – изучение основ композиции [10].
Таким образом, синкреизм, либерализм, христианский гуманизм, антисциентизм, научность и практикоориентированность выступают доминантными принципами обучения и воспитания в концепции либерального образования Джона Генри Ньюмена, концепции, оказавшей существенное влияние на процесс формирования мировой научной гуманистической педагогики.
Список литературы Принципы гуманистического воспитания в концепции либерального образования Дж.Г. Ньюмена
- Савин, М.В. Государственные реформы и нравственный прогресс общества: феномен викторианской культурной революции»//Историко-педагогический ежегодник/под. ред. Г.Б. Корнетов. АСОУ. Сер. «Историко-пед. знание». 2012. Вып. 49.
- Лобье, де П. Три града. Социальное учение христианства/пер. с фр. Л.А. Торчинского. СПб.: Алетейя, 2000.
- Barry W. John Henry Newman//The Catholic Encyclopedia. N. Y.: Robert Appleton Company, 1911. Vol. 10.
- Cardinal Newman’s works. L.: Oxford University Press, etc., 1889-1921. Vol.1-38.
- Chadwick O. A History of the Popes 1830-1914. Oxford: Oxford University Press, 1998.
- John Henry Cardinal Newman. The Idea of a University/ed. by Martin J. Svaglic. San Francisco: Rinehart Press, 1960.
- Jordan W.K. The Development of Religious Toleration in England. L.: ISVR, 1932. Vol. 1.
- Ker I. John Henry Newman: a Biography. Oxford: Oxford University Press, 2009.
- King Benjamin J. Newman and the Alexandrian Fathers: shaping Doctrine in Nineteenth-Century England. Oxford: Oxford University Press, 2009.
- Lash N. Newman on Development: the Search for an Explanation in History. L.: London Press, 1975.