Приоритеты патриотического воспитания детей в духовно-пространственной среде России
Автор: Яковлев Денис Евгеньевич, Шилова Галина Федоровна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Коммуникации и общество
Статья в выпуске: 9, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются приоритетные направления патриотического воспитания детей в современных условиях. Выделена особая роль семьи в духовно-пространственной среде России, обосновывается возрастающее значение учреждений дополнительного образования детей и профессиональной деятельности социальных педагогов. В качестве главного критерия патриотического воспитания детей и юношества рассматривается их готовность к созидательному профессиональному труду в будущем.
Отечество, ответственность, творчество, развитие, профессионализм
Короткий адрес: https://sciup.org/170168566
IDR: 170168566
Текст научной статьи Приоритеты патриотического воспитания детей в духовно-пространственной среде России
Современная Россия… Современное детство… Современные условия… Развитие, качественные изменения касаются всего и вся, налагают свой отпечаток на все существующее и происходящее. Переоцениваются привычные понятия, выходит на первый план то, что было сокрыто, находилось в тени, не было главным. Процесс обновления, перестановки и пересмотра приоритетов происходит, на наш взгляд, и в системе патриотического воспитания детей.
Патриотизм, являясь сложным духовно-нравственным и социальнополитическим явлением, представляет собой одновременно совокупность нравственного чувства и поведения. В современной России на первое место в воспитании детей-патриотов, граждан выходит, на наш взгляд, созидательно- деятельностная сторона, воплощенная в конкретных делах человека и в мыслях о будущем страны. Усиливается восприятие патриотизма как явления, стабилизирующего российское общество и организующего его на созидательное развитие. Конечно, традиционно начальным элементом в фундаменте патриотизма является чувство, выраженное в любви к Родине, к своему Отечеству, к своему народу. Объектом патриотизма является Родина, народ, природа, родной край, отчий дом, само детство и т.д. Но эта любовь – не абстрактное понятие, не возвышенноэмоциональное восприятие окружающего мира. Она должна побуждать человека к активным действиям и поступкам на благо своей Родины. Именно такая созидательная деятельность является критерием истинного патриотизма. Современный патриотизм должен иметь активно-деятельностную направленность, превращая чувства и эмоции в социальную деятельность человека на благо Отечества.
На протяжении последних десятилетий в стране активизируется научное направление, изучающее детство. В отличие от западных коллег, российские ученые рассматривают детство как целостное социальное явление, феномен, наполненный социальной сущностью, которая, в свою очередь, формируется в уникальных условиях российской духовно-пространственной среды [Безрогов, Келли 2008; Сальникова 2007].
Большой познавательный материал об особенностях российского детства и его развитии содержат научные труды историков, этнографов, психологов, статистиков [Ивашов 2015; Старостенков, Шилова 2008]. Изучая своеобразие российского менталитета в его традиции и эволюции, они исследуют, как в конкретных условиях России, ее климата, истории, культуры, хозяйственных, политических и других отношений в обществе формировалось и формируется отношение к детям и детству, семье как одной из главных ценностей российского мира.
Воспитание патриота фактически начинается с самого раннего детства как проявление интимно-личностных чувств, когда еще на биологическом уровне происходит восприятие Матери. На подсознательном уровне постепенно, с народными сказками и былинами, пословицами и поговорками, у ребенка складывается образ Родины-матери, героя-защитника земли Русской, развивается чувство товарищества и надежности, приходит глубокое понимание принадлежности к определенной общности с общими убеждениями, ценностями, культурой, традициями.
На протяжении многих столетий российские семьи были свидетелями и участниками важнейших событий и войн. Каждое взрослое поколение искало спасение и облегчение ситуации в народной мудрости: «Семья в куче – не страшны и тучи», «В семье и каша гуще». Коллективистское поведение и образ жизни помогали решать многие вопросы, сообща вырабатывалась позиция, отсутствующая в западном мире: «Жила бы страна родная». Позже стремление подсознательно сделать жизнь детей более безопасной, легкой развивалось порой в традицию уберечь ребенка (и в итоге – детство в целом) от проблем реальной жизни. Такой стиль семейных отношений бумерангом возвращается в общество инфантильностью, безответственностью молодых людей, с большим трудом социализирующихся в современной действительности. И тем не менее можно утверждать, что традиционный семейный уклад русской, российской семьи, семейные узы во многих поколениях являются главной ценностью российского цивилизационного мира.
В современных условиях затянувшегося и порой непонятного реформирования отечественной системы образования на первое место выходит система дополнительного образования детей. При всей внешней неброскости сочетания слов «дополнительное образование» именно здесь начинается формирование и развитие патриотических чувств и поведения детей [Яковлев 2011].
Роль педагога системы дополнительного образования детей существенно отличается от роли и функции учителя общеобразовательной школы. У учителей в современной школе не остается времени для общения с детьми. Педагог дополнительного образования в целом ряде проблем работы с детьми – первый. Именно он организатор-первопроходец в рабочей и одновременно праздничной атмосфере в детском коллективе. Он ближе, чем учитель в школе, стоит к сердцу и душе ребенка. Для многих детей социальный педагог – мужчина вообще является единственным мужчиной в окружении ребенка.
Значение воспитательной роли учреждений дополнительного образования возрастает в связи с тем, что сужается атмосфера, наполненная нравственными обязательствами и правилами жизни. Об этом свидетельствуют данные исследований, проведенных в 2016 г. Институтом книги. Около 10 млн соотечественников не читают книг вообще, 10% – очень редко. Треть опрошенных не имеют дома книг. Половина детей и подростков до 17 лет ни разу не были в театре, на концерте или в библиотеке [Микрюков 2016: 3]. В общеобразовательной школе из учебной программы изъято большое число произведений патриотической направленности. В школьную программу уже не входят «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого и «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Судьба человека» М. Шолохова и «Русский характер» А. Толстого, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Блокада» А. Чаковского. Литература о Великой Отечественной войне изучается в основном обзорно. Но зато рекомендована книга Г. Вадимова «Генерал и его армия», в которой восхваляются Гудериан и предатель Власов.
Качество исторического образования в школе признают низким даже сами педагоги (48%), лишь 4% педагогов считают его подобающим. Но… – учебная программа, производственная дисциплина, жесткий контроль. Тут уж не до патриотизма и героизма.
Изучение практики патриотического (тем более военно-патриотического) воспитания молодежи показывает, что порой оно ограничивается физической подготовкой юношества, освоением азов армейской службы. И реже составной (а лучше бы центральной) частью воспринимается формирование у детей желания и умения обеспечить в будущем личное участие в развитии Отечества, воспитывать личную ответственность за будущее страны, готовность принять на свои плечи ее судьбу. Не «кто-то», а «Я»! Уже в раннем детстве ребенок в форме «ролевых игр» должен окунуться в процесс такого духовного воспитания, когда прививается чувство ответственности за Родину. Важно, чтобы по мере взросления дети, юношество осознавали сложность эволюционного пути страны в будущее, а слово «развитие» воспринимали как процесс творчества, созидания, строительства. Важно, чтобы они были полны желанием и чувством личного участия и ответственности за достижение новой вершины на историческом пути Родины.
Формируя в сознании ребенка образ Родины в конкретной духовно-природной среде, важно не исказить прошлое, не стать Иванами, не помнящими родства, научиться черпать из исторического прошлого энергетику созидания, мужества, устойчивости системы.
Невозможно допустить, чтобы молодежь окунулась в атмосферу «от обратного», когда исторический путь страны измеряется такими оценками, как «стратегический просчет», «ошибки», «некомпетентность», «не реализовал», «не достиг». «Они не подсудимые, а мы не прокуроры», – заметил французский писатель Жорж Сименон. А великий российский историк В.О. Ключевский считал «безнравственным танцевать на гробах умерших: они ведь не встанут и не ответят».
Основу современного патриотического воспитания подрастающего поколения составляет знание того исторического факта, что Россия всегда возрождалась вновь, когда появлялись великие стратеги, развивающие процесс созидания, строительства, развития; когда время отсчитывало количество построенного, освоенного, изобретенного; когда идея развития проникала в сферу власти и народного сознания и превращалась в стержень движения в будущее; когда слово «стратегия» становилось главным в деятельности государства.
На наш взгляд, сущность патриотического, военно-патриотического воспитания молодежи очень точно выражена в призыве Петра I к солдатам, которым было так трудно подняться под Нарвой в рукопашную схватку: «Солдаты, вы сражаетесь не за Петра, а за Отечество, Петру врученное!»
«Отечество!», «Родина!», «Земля родная!», «Родина-мать!», «Родная кровь!», «Родимый отчий дом!» – в этих словах сущность всего того, что называется государственным и местным патриотизмом. Отмечая, что после 1991 г. в общеоб- разовательной школе воспитание ушло на второй план, председатель Совета Федерации РФ В. Матвиенко подчеркнула, что «жизнь не то что подталкивает, а настоятельно требует скорейшего и полного восстановления воспитательной миссии и общеобразовательной школы, и колледжей, и вузов»1. А вот факты. Потрясающую статистику привели академики С. Рогов и Е. Примаков. С 1992 г. из России эмигрировали более 3 млн специалистов. На Западе созданы специальные программы поиска молодых талантливых ученых в России, работает «пылесос по утечке мозгов» [Примаков 2014: 83]. Ежегодно страну покидают до 15% выпускников вузов [Рогов 2014: 169].
Известно, что рыба ищет, где глубже. Но так и хочется спросить вслед за академиками РАН: «А где же совесть, господа?» Неужели в действительности лишь армия и флот, как провозгласил когда-то император Александр III, являются союзниками России? А интеллект? Образование? Культура? Нравственнодуховное состояние? Мужество? Традиции? Героическая история России? Кто будет обеспечивать будущее страны? Не является ли это слабостью духа, интеллекта, совести? Не есть ли это результат отсутствия системы патриотического воспитания юношества?
Во многом проблема воспитания молодого поколения россиян уже давно при равнодушном самоустранении школы из педагогической превратилась в национальную трагедию. Зададим вопрос себе – учителям, педагогам, социальным педагогам, воспитателям, тренерам, руководителям кружков, клубов и секций! Себе – взрослым! Понимаем ли мы, какой тип человека, какой уровень сознания и социального поведения необходим развитию нашего общества и нашей культуры? Часто ли в качестве целей своей работы с детьми мы ставим воспитание чувства долга, ответственности, деятельности? Часто ли строчки, которые мы порой воспринимаем как детские стихи, являются сущностью нашей личной профессиональной деятельности: «Это я сделать должен, / В этом судьба моя. / Если не я, то кто же? / Кто же, если не я?»?
Если я, он, она «свалим» из России, то кто же поднимет ее на современный уровень развития? Сделает такой, какой нужно быть в XXI веке? Вернет к истокам могущества во всех сферах, превратит науку и инженерное дело в современную престижную сферу социально-экономической модели?
Интеллектуальная элита всегда была главным и устойчивым преимуществом России. Поэтому невозможно удержаться от вопросов и к органам власти: осознают ли они свою ответственность за создание стратегической программы развития страны? Знают ли они подлинные причины эмиграции ученых, инженерно-технических кадров из России? Понимают ли духовно-нравственную сущность понятий «государственный патриотизм», «стратегическое развитие»? Воспринимают ли они детство как завтрашний день и надежду России?
Но, возвращаясь к анализу деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере патриотического воспитания, поставим все эти вопросы на место: «А я, работающий с детьми в самом нежном, трепетном, благодатном времени – детстве, когда в моих руках душа, мысли, желания ребенка, ведь это я вместе с родителями должен пробудить у него то, что называется “любовь и, главное, ответственность, долг перед Родиной, за Родину”, должен подтолкнуть ребенка к деятельной, созидательной, ответственной любви к Родине. “Если не я, то кто же?”»…
Список литературы Приоритеты патриотического воспитания детей в духовно-пространственной среде России
- Безрогов В., Келли К. 2008. Городок в табакерке. -Детство в России от Николая II до Бориса Ельцина (1890-1990). В 2 т. М.; Тверь: Научная книга
- Сальникова А.А. 2007. Российское детство в ХХ веке: история, теория и практика исследования. Казань: Изд-во КазГУ. 256 с
- Ивашов Л. 2015. Битва за Россию. -Хроники геополитических сражений. М.: Изборский клуб, Книжный мир
- Микрюков В. 2016. Дважды убитые. -Военно-промышленный курьер. № 20(635). 17 июня
- Примаков Е. 2014. Искусство служения Отчизне. -В. Губарев. Убийство РАН. Новейшая история науки в России. М.: Алгоритм
- Рогов С. 2014. А где же совесть, господа? Комментарий. -В. Губарев. Убийство РАН. Новейшая история науки в России. М.: Алгоритм
- Старостенков Н.В., Шилова Г.Ф. 2008. Российская цивилизация в социальном измерении: Методология социально-гуманитарного знания. М.: Изд-во ЛКИ. 200 с
- Яковлев Д.Е. 2011. Становление, состояние и развитие учреждений дополнительного образования детей: монография. М.: ГОУ «Педагогическая академия». 155 с