Пристенная модель переноса напряжений Рейнольдса на основе данных прямого численного моделирования

Бесплатный доступ

Решается задача калибровки модели тройных корреляций скорости из состава дифференциальной модели для напряжений Рейнольдса на основе данных прямого численного моделирования (DNS) развитого турбулентного течения в канале. С использованием известных моделей тройных корреляций составляется тензорный базис. На основе изучения корреляции векторов тензорного базиса и вектора турбулентного переноса выделяются три калибровочные области. Предлагается процедура модификации коэффициентов модели для уменьшения их зависимости от числа Рейнольдса. Проводится сравнение профилей тройных корреляций скорости из данных DNS с профилями, полученными с помощью новой модели турбулентного переноса и одной из стандартных моделей.

Еще

Пограничный слой, дифференциальная модель для напряжений рейнольдса, турбулентный перенос пульсациями скорости

Короткий адрес: https://sciup.org/142236622

IDR: 142236622

Текст научной статьи Пристенная модель переноса напряжений Рейнольдса на основе данных прямого численного моделирования

Дифференциальные модели для напряжений Рейнольдса. (Differential Reynolds stress models — DRSM), впервые появившиеся в литературе в середине XX века. [1, 2], являются сегодня одним из самых перспективных классов моделей турбулентности [3]. Главным образом, это связано с потенциалом DRSM-моделей в описании отрывных течений, повсеместно встречающихся на. практике, и осознанием ограничений популярных моделей турбулентности, основанных на гипотезе Буссинеска [4].

Рассмотрим уравнения Навье-Стокса для несжимаемой жидкости, осредненные по Рейнольдсу (здесь и далее по повторяющимся индексам ведется суммирование):

эи _ 0 эи у dUi _ 1 эр Эии v d^Ui дхі , dt j Эх j р дхі Эх j Эх j Эх j

Здесь Ui — средняя скор ость жидкости, Р — среднее давление, р — плотность (константа), и — коэффициент вязкости (константа), Ui — пульсация скорости, черта — символ осреднения по Рейнольдсу. Тензор UiUj называется тензором напряжений Рейнольдса и описывает средний эффект турбулентного переноса импульса.

В моделях класса DRSM напряжения Рейнольдса определяются из решения уравнений в частных производных, структура которых точно выводится из уравнений Навье-Стокса. Эти уравнения содержат члены, требующие дополнительных замыкающих соотношений. Один из таких членов, который является объектом исследования для данной работы, — это тензор тройных корреляций скорости UiUjи^ • Он описывает средний эффект турбулентного переноса напряжений Рейнольдса пульсациями скорости.

В литературе можно найти несколько работ, посвященных моделированию турбулентного переноса напряжений Рейнольдса [5-12]. Одни из наиболее известных — модель Ханьялича и Лаундера [5] и модель Меллора и Херринга [6]. Эти модели были объединены и дополнены членами, содержащими градиенты средней скорости, в работе [13], где помимо прочего вводится глубоко математически обоснованная теория использования тензорных величин для адекватной начальной формулировки модели. Результаты последнего исследования были расширены в работе [14], посвященной моделированию турбулентного переноса скалярного параметра. Несмотря на все усилия, уровень точности моделей тройных корреляций скорости оставляет желать лучшего [4], и любые продвижения в этой области представляют интерес с точки зрения практического моделирования турбулентности.

Данная статья продолжает это направление исследований. Внимание уделяется моделированию тройных корреляций скорости в турбулентном течении вблизи стенки по современным данным прямого численного моделирования (Direct Numerical Simulation — DNS) течения в канале [15] в диапазоне чисел Рейнольдса 180 < ReT< 5200. Здесь ReT = UTh/v — число Рейнольдса, вычисленное по динамической скорости UT = ( t w /р)1/ и полувысоте канала h,Tw — трение на стенке. Интерес к пристенному моделированию турбулентности связан с активным развитием гибридных методов расчета турбулентных течений, в которых вблизи стенок решаются осредненные по Рейнольдсу уравнения Навье-Стокса, а в развитой турбулентности — уравнения метода крупных вихрей (Large Eddy Simulation — LES) [16].

Структура данной статьи следующая. В разделе 2 на основе [13] и [14] формулируется «базовая» модель. В разделе 3 к базовой модели добавляется тензорный член иной физической и математической природы, а также производится выделение нескольких расчетных областей на основе изучения коллинеарности вектора турбулентного переноса и векторов выбранного ранее тензорного базиса. Раздел 4 посвящен описанию нового метода калибровки, направленного на снижение зависимости калибровочных коэффициентов от числа Рейнольдса и придание модели большей универсальности. В разделе 5 приводится сравнение профилей тройных корреляций, полученных с помощью априорно откалиброванной по данным DNS модели, с данными DNS и одной из стандартных моделей турбулентного переноса [17]. На основе полученных результатов предлагается несколько вариантов дальнейшего развития модели.

2.    Описание и исследование базовой модели

Точное уравнение для тензора напряжений Рейнольдса в несжимаемой среде имеет следующий вид [4]:

du-iUj     O

Ot    Oxk

____тт . _______ vuiu j UiUjUk + UiUjuk -т,"^ ^^s—' 2 OX^

гз k

___OU ,

"/'Д '

Oxk

-

__OU

Uj "k

Oxk

-

1 U^ X+U,    - (2, p у Ох,     Oxi) у

⏟⏞  ⏟

Oui Ou, Oxk Oxk

-

v O2UiUj

2 OxkOxk

)

Рал

Г гз

П із

e h. ^гз

В это уравнение входят:

Pi, — производство напряжений (не требует полуэмпирического замыкания);

П і, — корреляция «скорость - градиент давления»;

Е^- — «однородная» часть тензора скоростей диссипации напряжений;

Tijk — тензор турбулентных потоков напряжений Рейнольдса под действием пульсаций скорости.

Обратимся к тензору Ti,k = UiUjUk. Следуя работе [14], начнем с модели этого тензора вида k2 OUiUj         к____OUiUj

і ' + CHL-rUk ui -^- + Е^ Oxk         Е^      Oxi

UiUjUk =

-

^ ( cmh

{ i ^ j ^k} X

к    OuUj    , Р    OuinJ \

+ C gu S "охр + C gu i^^ki "OXT) ■               (1)

Здесь символ X, { i ^ j ^ k } Aijk = Ai,k + Ajki + A^, обозначает суммирование по циклическим перестановкам индексов, к = UiUi/2 — кинетическая энергия турбулентности, е һ = ЕД2 — «однородная» скорость ее диссипации, Si, и Uj — тензоры скоростей деформации и ротации соответственно:

Sij =

1 оип + оид     = i (up - оид

2 Ох ,    Oxi , ij 2 Ох ,    Oxi

Модель (1) содержит эмпирические коэффициенты C mh ,C hl ,C gu ,C' gu, которые могут быть константами либо функциями инвариантов введенных выше тензоров [4]. В данной работе калибровка модели проводилась по данным DNS о развитом турбулентном течении в канале [15]. Это — строго тонкослойное течение, направленное вдоль оси х, средние параметры которого зависят только от у. В таком случае в уравнения для UiUj входят лишь 4 из 10 возможных тройных корреляций скорости:

U2V, v3,vw2,uv2.

В тензорах скоростей деформации и ротации ненулевыми являются два компонента:

0

1 dU

2 Әу

0

0

1 8U

2 Әу

0

Sij =

I 1 9U

2 Әу

0

0 1

^ij =

1    1 әи

2 ду

0

0

0

0

0

0

0

0

Это делает невозможным независимую калибровку коэффициентов Cgu и C' G u- выражения при этих коэффициентах пропорциональны друг другу. Поступим, как предлагается в [13]: приравняем C gu и C'G u друг другу. Тогда модель примет вид, который назовем «базовым»:

UiUjUk =

-

^  /      k2 Ouiu,       к    Ouiu, гк OUk Ouiuj \     z9x

(Cmh 7"X7T + C hl 7*UkUi"aXT + C gu (U"XP ' (2) { i ^ j ^ k }

Здесь первое слагаемое позаимствовано из модели Меллора и Херринга (далее — МН) [6], второе - из модели Ханьялича и Лаундера (далее — HL) [5], а третье было предложено в работе [13] и связано с градиентами средней скорости (далее — GU). В приведенной формуле сомножители перед тензорными величинами имеют смысл масштабных коэффициентов, подобранных исходя из физических соображений: они содержат в себе характерные величины, связанные с крупномасштабной турбулентностью, которая и определяет турбулентный перенос.

Если подставить в (2) все величины из DNS для некоторой точки у+ = const в пограничном слое, то получится переопределенная система из 4 уравнений на 3 неизвестных: Смн ,C hl ,C gu- Ее можно решить, например, методом наименьших квадратов. Однако расчеты по базовой модели выявили два существенных недостатка такого подхода.

Первый из них связан с особенностью поведения компонент пульсаций скорости при у+ ^ 0 [4]:

и ~ у+, ,v ~ (у+)2, ш ~ у+.

Исходя из этого можно ожидать, что тройные корреляции при у+ ^ 0 имеют следующую асимптотику:

и2г ~ (у+)4, v3 ~ (у+)6, vw2 ~ (у+ )4, иг2 ~ (у+)5.                 (3)

Эта асимптотика была проверена по данным DNS течения в канале при ReT = 2000. Была построена аппроксимация зависимости ln uiUjUk от ln у+ в диапазоне 0 < у+ < 1, которая показала, что и2г ~ (у+)3'90, v3 ~ (у+)5'60, гш2 ~ (у+ )3’93, иг2 ~ (у+ )4’81.

Это близко к теоретически ожидаемым степеням. Значит, асимптотики (3) можно считать верными и использовать их для изучения поведения коэффициентов Смн ,C hl ,C gu пРи у+ ^ 0.                              ___

Рассмотрим теперь уравнение для u2v:

u2v ~(у+)4

к2 ди2

МН ;., Е^ ду ⏟⏞

~<У+)5

к \^Эи2   __диг!         к3    ЭС диг

- hl У v Уу + иг - gu (Z^y • 2 ау^У . ⏟   ⏞       ⏟⏞

~(у+)7

~(У+)8

Здесь помимо (3) на основании [4] используется также асимптотика кинетической энергии турбулентности: к ~ (у+)2, и «однородной» скорости ее диссипации: е ^ ~ (у+)0- Видно, что при у+ ^ 0 хотя бы один из коэффициентов должен иметь асимптотику

Смн ~

1 у+’

Chl ~ Ул' Cgu ~ (у+)4'

то есть неограниченно расти при у+ ^ 0. Аналогичные результаты получаются и для остальных компонент тензора Tijk- Попытки калибровки базовой модели подтвердили эту гипотезу, а именно, показали сингулярность коэффициентов вблизи стенки.

Устранить подобную сингулярность позволяет изменение масштабных коэффициентов при тензорных величинах в (2). Идея состоит в том, чтобы достаточно сильно понизить степень этих коэффициентов по у+. Это может позволить повысить степень Смн , C hl , C gu по у+ вблизи стенки до неотрицательной. Заметим, что в развитой турбулентности к/Е^ — характерный масштаб времени крупных вихрей. Вблизи стенки величина к/Еһ может стать меньше временного масштаба Колмогорова ( у/е^ )1/2, что делает к/Еһ непригодным выражением для определения масштаба времени. Чтобы избежать этой проблемы, в [14] предлагается использовать «гибридный» масштаб:

T = max

( -Ст        •

где Ст = 6 — эмпирическая константа [18]. Ctj эемясь избежать излома в профиле Т. порожденного функцией max, мы решили определить характерное время крупных вихрей как корень из суммы квадратов величин k/eh и временного масштаба Колмогорова:

Т =

+ СТ £.

Покажем, что «гибридный» масштаб времени может позволить избавиться от проблемы сингулярности, если включить его в модель (2) следующим образом:

u2v ~(у+)4

-Смн kT— - C hl Т оу

⏟⏞

~(у + )3

du2  „__дин н2—--+ 2uv —— ду       ду

- C gu кТ 2 • 2

~($/+) 5

⏟⏞

~(-у+')4

OU дин ду ду

Видно, что при у+ ^ 0 хотя бы один из коэффициентов должен иметь асимптотику:

С мн ~ у+,

Chl ~ УЙ ■

C gu ~ 1.

Модель может обеспечить регулярность коэффициентов за счет членов при Смн и C gu- Однако уверенности в том, что коэффициент C hl будет при этом регулярным, по-прежнему нет. Решение системы (2) с новым временным масштабом Т дает профили коэффициентов, представленные на рис. 1 (течение в канале, ReT = 2000). Видно, что теперь сингулярности при у+ ^ 0 не наблюдается.

Рис. 1. Поведение коэффициентов модели (2) с «гибридным» масштабом (4) вблизи стенки канала.

Однако на рис. 1 виден второй недостаток базовой модели. В области вблизи у+ = 100 наблюдается странное поведение коэффициента C gu^ а именно, весьма резкое, нефизич-ное изменение значения на. почти противоположное. Это могло быть связано с тем, что в рассматриваемой области наблюдалась сингулярность коэффициента C gu^ которая сглаживалась за. счет решения системы уравнений методом наименьших квадратов.

Проблему можно попытаться решить введением новых независимых слагаемых в модель (2). Поиск привел к включению в модель члена, вида.

Ui Uj Uk = ...

-

∑︁

{ i ^ j ^ k }

CGekkT ujuk

д д$і

( к ))

Влияние такого расширения модели будет рассмотрено в следующем разделе.

3.    Формулировка окончательной модели

Идея введения члена вида (5) состоит в том, что в него входит градиент не от тензорной, а от скалярной величины, то еств он имеет иное физическое и математическое значение. По этой причине данный член потенциально может скомпенсировать недостатки базовой модели в тех областях, где они имеются.

Решение системы уравнений модели (5) дало профили коэффициентов, изображенные на рис. 2. При этом система уравнений из четырех уравнений с четырьмя неизвестными по-прежнему решалась методом наименьших квадратов, поскольку точное решение не допускала существующая в какой-то области сингулярность. Из полученных профилей видно, что поведение коэффициента C gu пРи члене с градиентами средней скорости немного улучшилось, но все еще существует необъяснимо резкий переход через ось абсцисс в области у+ = 100.

Рис. 2. Поведение коэффициентов модели (5)

Поскольку основная проблема связана с некорректным решением системы линейных уравнений в некоторых областях, то для более глубокого понимания причин этого явления мы решили изучить «коллинеарность» векторов левой и правой частей. А именно, четырехмерного вектора, состоящего из компонент турбулентного переноса (шТй, vvv, wwv, Uvv) с базисными векторами:

Список литературы Пристенная модель переноса напряжений Рейнольдса на основе данных прямого численного моделирования

  • Chou P. Y. On the velocity correlations and the solution of the equations of turbulent fluctuation 11 Quart. Appl. Math. 1945. V. 3. P. 38-54.
  • Rotta J. Statistische Theorie nichthomogener Turbulenz // Z. Phvs. 1951. V. 129. P. 547572.
  • Differential Reynolds Stress Modeling for Separating Flows in Industrial Aerodynamics / Ed. By B. Eisfeld — Springer Tracts in Mechanical Engineering, 2015. P. 101.
  • Modelling turbulence in engineering and the environment: second-moment routes to closure / Ed. By Hanjalic K., Launder B. Cambridge university press, 2011.
  • Hanjalic K., Launder B. A Reynolds stress model of turbulence and its application to thin shear flows 11 Journal of fluid Mechanics. 1972. V. 52, N 4. P. 609-638.
  • Mellor G.L., Herring. H.J. A survey of the mean turbulent field closure models // AIAA journal. 1973. V. 11, N 5. P. 590-599.
  • Cormack D.E., Leal L.G., Seinfeld J. H. SAn evaluation of mean Reynolds stress turbulence models: the triple velocity correlation //J. Fluids Eng. 1978. V. 100, N 1. P. 47-54.
  • Lumley J.L. Computational modeling of turbulent flows // Advances in applied mechanics. 1979. V. 18. P. 123-176.
  • Yoshizawa A. Statistical evaluation of the triple velocity correlation and the pressure-velocity correlation in shear turbulence // Journal of the Physical Society of Japan. 1982. V. 51, N 7. P. 2326-2337.
  • Magnaudet J. Modelling of inhomogeneous turbulence in the absence of mean velocity gradients // Advances in Turbulence IV. Springer : Dordrecht, 1993. P. 525-531.
  • Hanjalic K. Advanced turbulence closure models: a view of current status and future prospects // International Journal of Heat and Fluid Flow. 1994. V. 15, N 3. P. 178-203.
  • Craft T.J. Developments in a low-Reynolds-number second-moment closure and its application to separating and reattaching flows // International Journal of Heat and Fluid Flow. 1998. V. 19, N 5. P. 541-548.
  • Younis B.A., Gatski T.B., Speziale C.G. Towards a rational model for the triple velocity correlations of turbulence // Proceedings of the Royal Society of London. Series A: Mathematical, Physical and Engineering Sciences. 2000. V. 456, N 1996. P. 909-920.
  • Younis B.A., Speziale C.G., Clark T.T. A rational model for the turbulent scalar fluxes // Proceedings of the Royal Society A: Mathematical, Physical and Engineering Sciences. 2005. V. 461, N 2054. P. 575-594.
  • Lee M., Moser R. D. Direct numerical simulation of turbulent channel flow up to Rer = 5200 11 Journal of fluid mechanics. 2015. V. 774. P. 395-415.
  • Chaouat B. The state of the art of hybrid RANS/LES modeling for the simulation of turbulent flows // Flow, Turbulence and Combustion. 2017. V. 99, N 2. P. 279-327.
  • Jakirlic S., Hanjalic K. A new approach to modelling near-wall turbulence energy and stress dissipation //J. Fluid Mech. 2002. V. 539. P. 139-166.
  • Durbin P.A. Near-wall turbulence closure modeling without «damping functions»// Theoretical and computational fluid dynamics. 1991. V. 3, N 1. P. 1-13.
  • Deshpande R., Monty J.P., Marusic I. Active and inactive components of the streamwise velocity in wall-bounded turbulence // Journal of Fluid Mechanics. 2021. V. 914.
Еще
Статья научная