Проблема архетипической структуры русской колыбельной песни

Бесплатный доступ

Колыбельные песни принадлежат к древнейшему пласту русского фольклора. Корпус текстов этого жанра насчитывает тысячи образцов народного творчества. Колыбельная адресна: ее главный топос - младенец, находящийся в ситуации перехода (инициации), центральная ситуация - убаюкивание, неотъемлемые персонажи - животные, выступающие в различных повторяющихся функциях и значениях. Само качание воспринималось народом как магическое действо «во здравие», «на долгий лен», на рост жита. Детей качали в период их младенчества тоже «на здоровье», для нормального роста во сне. Так проявлялась древняя магия фольклора. Качели в народной культуре наделены магическими функциями - прежде всего продуцирующей и апотропеической. Они имеют то же значение, что и размахивание, символизирующее оплодотворение, плодородие. Вывод: проведенный анализ доказывает, что топос качания в колыбельных песнях является составляющей частью более широкого архетипа качания славянского фольклора, связанного с магической символикой плодородия, здоровья, благосостояния, символа «верха».

Еще

Верх, середина, низ, небо, поднебесье-надземье, подземный мир, древнейшие корни колыбельного фольклора

Короткий адрес: https://sciup.org/148102428

IDR: 148102428

Список литературы Проблема архетипической структуры русской колыбельной песни

  • Воротников, Ю.Л. Качели как эротический символ//Эрос и логос: феномен сексуальности в современной культуре/сост. В.П.Шестаков. М., Мин-во культуры РФ. Росс. ин-т культуролог. 2003. С. 109-123. С. 133.
  • Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т./гл. ред. Токарев С.А. М., Сов. энциклопедия,1991. Т. I. С. 398-406.
  • Горбунова, К.А. Сюжет о сером волке в русских колыбельных песнях. http://www.scienceforum.ru/2013/18/5298
  • Лосев, Α.Φ. Мифология греков и римлян/составитель А.А.Тахо-Годи; общая редакция А.А.Тахо-Годи и И.И.Маханькова. М., Изд-во «Мысль». 1996. С. 63.
Статья научная