Проблемные вопросы регулирования косвенных взаимоотношений государственных и коммерческих экспертов при оценке заключений эксперта в судебных заседаниях

Автор: Пожарицкая П.С., Протасов К.В.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 10-4 (49), 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена современному критическому взгляду на заключение эксперта при оценке доказательств в суде. В частности, говорится о биполярной структуре заключения (юридической и специальной) с преобладанием последней. В связи с чем, необходимым становится опыт и компетенция, которыми обладают как рецензент (негосударственный эксперт, производящий оценку на коммерческой основе), так и руководитель государственного судебно-экспертного учреждения. В качестве решения проблемы, авторы статьи предлагают заранее знакомить эксперта с рецензией, а также привлекать в ходе допроса руководителя экспертного учреждения как своеобразного поручителя и гаранта.

Еще

Эксперт, специалист, судебная экспертиза, заключение эксперта, заключение специалиста, рецензия, рецензент, оценка заключения эксперта, судебное заседание, руководитель государственного судебно-экспертного учреждения

Короткий адрес: https://sciup.org/170186915

IDR: 170186915   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11199

Текст научной статьи Проблемные вопросы регулирования косвенных взаимоотношений государственных и коммерческих экспертов при оценке заключений эксперта в судебных заседаниях

Судебная экспертиза является одним из основных доказательств, когда речь идет об уголовном судопроизводстве в Российской Федерации, поэтому значение экспертного заключения переоценить весьма затруднительно.

Опыт экспертной практики (в частности, деятельность ЭКЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю) показывает, что еще 15-20 лет назад выводы государственного судебного эксперта не ставились под сомнение участниками судопроизводства, воспринимались как истина.

По состоянию на 2020 год следует констатировать существенные изменения в отношении участников судопроизводства к заключениям эксперта. В частности, отметим участившиеся случаи вызова экспертов для допросов в судебные заседания, преимущественно, по инициативе стороны защиты с целью скомпрометировать результаты их исследований.

«По мере развития научнотехнического прогресса научные разработки, технические средства и методы исследования не облегчаются, а усложняются. Вполне понятно, что ни следователь, ни судья, ни другие члены судебного заседания не могут в полной мере обладать такими навыками и знаниями, чтобы оценить заключение эксперта... Такое заключение практически может оценить только специалист того же профиля, что и эксперты, т.е. лицо, обладающее специальными знаниями», - считает Т.В. Аверьянова [1]. Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин РФ имеет право участвовать в отправлении правосудия, при этом В.Ю. Тарасов в своей статье приводит следующие слова Е. Владимирова который справедливо отмечает следующий аспект: «… судьи и присяжные не могут критически относиться к экспертизе, для понимания оснований которой требуется ряд лет научных занятий. Им остается только следовать авторитетному указанию экспертов... Суд самостоятелен в выборе экспертов. Но раз последние выбраны -судья следует за ним, как слепой за поводырем» [2]. Также на этот счет имеется точка зрения А.И. Винберга, который считает, что «... чем шире кругозор у следователя или судьи, больше их жизненный опыт и разностороннее познание специ- альных вопросов экспертной теории и практики, тем более основательно и критично будет рассматриваться заключение эксперта» [3].

По нашему мнению, все три вышеописанные точки зрения на процесс оценки заключения эксперта отчасти справедливы, при этом объективно не рассматривают вопрос комплексно. С нашей точки зрения, заключение эксперта как документ состоит из юридической (например, процессуальные аспекты назначения и организации производства судебной экспертизы, качество предоставления материалов и т.д.) и специальной (например, выбор методики проведения исследований, последовательность примененных методов анализа и оценка их результатов) сторон. Мы полагаем, что юридическую сторону такие должностные лица как следователь, дознаватель, судья могут качественно оценить, поскольку являются специалистами в области юриспруденции, то с оценкой специальной стороны дела обстоят несколько сложнее, так как зачастую отсутствует необходимая компетенция, то есть образование и опыт работы в определенной области, соответствующей виду (роду) оцениваемой экспертизы.

Согласно работе [4] Ю.Г. Корухов видит выход из сложившийся ситуации в придании экспертизе особого статуса и оценке при помощи специалистов. Однако, напомним, что оценивать доказательственную ценность - это прерогатива следователя и суда. Учитывая все вышесказанное, востребованность дополнительного специалиста как помощника в оценке заключения эксперта имеется, поскольку только специалист (комиссия специалистов) может грамотно оценить работу другого специалиста в определенном виде (роде) судебной экспертизы, например, должны приглашаться лица, имеющие право самостоятельного производства экспертиз по такой же экспертной специальности, а также значительный опыт экспертной работы.

Современные тенденции реализации права состязательности (равенства) стороной защиты осуществляются посредством привлечения так называемых «специали- стов» в соответствующей экспертной специальности с целью исключения экспертизы из основной массы доказательственной базы. Данные «специалисты» пишут отрицательные рецензии на коммерческой основе в сжатые сроки (5-15 дней). Так, например, прейскурант цен, представленного на сайте Московского экспертноправового центра «Прометей», на рецензию почерковедческой экспертизы составляет 15000 рублей, которая выполняется в течение 5 рабочих дней [5].

В век капитализма, не обошлось без внедрения его «плодов» в сферу уголовного судопроизводства, поэтому выводы в заключениях рецензентов, по нашему мнению, заведомо несут негативную оценку по отношению к выводам эксперта. Чаще всего эти рецензии являются «сюрпризами» для эксперта в ходе его участия в судебном процессе (допросе). Таким образом, от эксперта практически без времени на подготовку требуется давать ответы на замечания, представленные в рецензии, с параллельным анализом заранее стратегически продуманных вопросов рецензента. Все это может поставить судебного эксперта в затруднительное положение, что, в совокупности со стрессом, который практически всегда неизбежен в условиях судебного заседания, может привести к даче некорректных ответов на заданные вопросы. Кроме того, эксперту задаются вопросы, не входящие в его компетенцию (например, о поверке использованного при исследовании оборудования, что является компетенцией руководителя государственного судебно-экспертного учреждения).

Изложенное выше приводит к необходимости следующих нововведений и изменений в законодательстве, столь необходимых для организации корректной реализации права состязательности сторон в части взаимоотношений заключения эксперта, выполненного государственным судебным экспертом, и заключения специалиста, выполненного в виде рецензии коммерческим экспертом, и оценке их в рамках судебных заседаний:

  • 1.    Заранее знакомить эксперта с рецензией:

  • а)    срок ознакомления равен половине среднего срока производства экспертизы (7 суток);

  • б)    срок ознакомления равен сроку извещения о предварительном слушании (5 суток).

  • 2.    Обязательно привлекать к участию в судебном процессе в ходе допроса судебного государственного эксперта его руководителя, как своеобразного поручителя и гаранта.

В частности, речь идет о независимости государственного эксперта, обеспечивает и поддерживает которую руководитель государственного судебно-экспертного учреждения (в ЭКП ОВД РФ – подразде- ления). Например, согласно п. 18 Приказа 511 МВД России [6], руководитель при рассмотрении поступивших материалов экспертизы изучает как юридическую сторону (например, постановление о назначении экспертизы в части отношения описанных объектов исследования реально представленным для исследования) так и специальную (определяет вид, характер и объем предстоящего исследования). Но кроме того, руководитель выполняет организационную функцию – определяет исполнителя (исполнителей) экспертизы, срок производства экспертизы, необходимость реализации иных мероприятий, предусмотренных ФЗ № 73 [7] и т.д.

Инициатор (следователь, суд)

Руководитель ЭКП

Эксперт

Рис. 1. Схема назначения экспертизы

Соответственно, руководитель создает дополнительный «барьер» в ходе экспертизы (рис. 1), не имея при этом никакого процессуального статуса. Отметим, что в УПК РФ нет такого участника, как руководитель экспертной организации (подразделения). При этом в ФЗ №73 данному участнику деятельности (совместно с экспертом) посвящена целая глава («Глава II. Обязанности и права руководителя и эксперта государственного судебноэкспертного учреждения ст. 14-18»). Следовательно, мы можем наблюдать законодательный пробел или юридическую коллизию.

Из вышесказанного следует вывод, что руководитель экспертной организации (подразделения) выполняет роль исключительно «ведомственного менеджера», который никакой ответственности, за ис- ключением ведомственной (дисциплинарной) не несет. Поэтому мы считаем, что руководитель государственного судебноэкспертного учреждения должен совместно с экспертом присутствовать на судебных заседаниях. Особенно это актуально в тех случаях, когда имеется необходимость в даче пояснений по вопросам, выходящим за рамки компетенции экспертов (например, поверка оборудования, сроки годности реактивов, оформление подписки об ответственности и др.).

Обратим внимание, что проблема лежит намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Главным образом это связано с наличием множества юридических пробелов в организации функционирования и косвенного взаимодействия государственного и негосударственного институтов судебной экспертизы.

Список литературы Проблемные вопросы регулирования косвенных взаимоотношений государственных и коммерческих экспертов при оценке заключений эксперта в судебных заседаниях

  • Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: Курс общей теории. - М.: Норма, 2009. - 480 с.
  • Тарасов В.Ю. Заключение эксперта в системе доказательств в уголовном процессе Российской Федерации // Закон и право. - 2018. - №11. - С. 102-105.
  • Винберг А.И. Криминалистическая экспертиза в советском уголовном процессе. - М.: Госюриздат, 1956. - 220 с.
  • Корухов Ю.Г. Достоверность экспертного заключения и пути совершенствования ее оценки // Вопросы теории судебной экспертизы и совершенствования деятельности судебно-экспертных учреждений. - М.: Сб. науч. Тр. ВНИИСЭ, 1988. - С. 22.
  • Рецензирование экспертного заключения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.epsp.ru (Дата обращения: 20.10.2020).
  • Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (вместе с Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 29.06.2005 N 511 // Российская газета. - 30 августа 2005 г. - № 191.
  • О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 04.06. 2001. - N 23. - ст. 2291.
Еще
Статья научная