Проблемы и перспективы законодательного обеспечения государственной экологической политики, определяющей развитие системы этологического образования в Российской Федерации

Автор: Буркин Дмитрий Олегович, Буркина Анна Олеговна

Журнал: Вестник Международной академии наук (Русская секция) @vestnik-rsias

Рубрика: Проблемы экологии, науки о земле

Статья в выпуске: 1, 2025 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблемам законодательного обеспечения государственной экологической политики и их определяющему влиянию на развитие системы экологического образования в Российской Федерации.

Экология, политика, законодательство, образование, система, культура, парадигма

Короткий адрес: https://sciup.org/143184537

IDR: 143184537

Текст научной статьи Проблемы и перспективы законодательного обеспечения государственной экологической политики, определяющей развитие системы этологического образования в Российской Федерации

Сегодня доля и многообразие новых современных вызовов для России кратно возросла, за последние годы наносятся удары как экономического так и политического характера, но вопросы экологии и безопасности остаются интегральными для Российского общества. Заметим, что двадцатые годы ознаменовались позитивной вовлеченностью со стороны институтов государства в эти вопросы. Так февраль 2023 г. был отмечен высказыванием Президент России о том, что: «Условия, в которых мы живем сегодня, работаем, всем хорошо известны, в этой связи выстраиваются приоритеты. Но есть вопросы, которые имеют непреходящее значение» — так глава государства сказал о значении решения экологических вопросов для страны. В ежегодном послании Федеральному Собранию он обратил особое внимание на важность своевременного решения экологических вопросов.

Следовательно, решение вопросов государственной экологической политики имеют стратегическую и трансграничную многозадачность. Решить их через призму усилий одной или нескольких отраслей не представляется возможным. Имея обширные территории, а вместе с этим и огромные природные ресурсы, народу Российской Федерации необходимо иметь качественною правовую базу, позволяющую всесторонне и строго регулировать отношения, складывающиеся в области использования и охраны окружающей среды, в том числе здесь же нельзя не учитывать, что основа экологического поведения граждан формируется через качественное экологическое образование.

С точки зрения прямой нормы закона, сегодня мы имеем следующую конструкцию, в которой «экологическое образование» действует следующим образом. Исходя из буквы закона, а именно ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды — это прежде всего «деятельность» публичных субъектов, а также частных т. е. граждан целью которой в целом является «направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий», но в этом же законе в ст. 71 говорится о «Всеобщности и комплексности экологического образования», где указываться, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается комплексное экологическое образование. Т. е. есть две категории экологическая культура и профессиональная подготовка специалиста в области охраны окружающей среды.

  • 1.    Начнем с отсутствия согласованности второго понятия, а именно с «профессиональной подготовки специалиста в области охраны окружающей среды». Так ст. 1 ФЗ № 7 сказано, что участие в действии по

  • 2.    Как можно разделить формально экологическую культуры и охрану окружающей среды? Без которой невозможна деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, в соответствии понятием «охрана окружающей среды осуществляется всеми».

  • 3.    В ст. 71 сказано, что допустим в школе у маленьких граждан должна быть сформирована экологическая культура, а также распространено экологическое знание, но ничего не говорится ни об уровне этой культуры, ни о ее правовых границах, а также нет указания на овладение умениями и навыками в области природоохранной деятельности. Т. е., условно, без привязки к праву, можно сказать, что высокий уровень экологической культуры может привести к маргинальным проявления.

  • 3.    Ст. 71, как и ст. 1 ФЗ об охране окружающей среды не говорит нам о том что такое экологическая культура. Ст. 71 просто указывает нам на то, что есть цель ее сформировать. При этом используется формулировка: «формирование экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды» где указана буква «и» и нет «или». Нужна экологическая культура специалистам?

  • 4.    Также условно выглядит формулировка ст. 71 о распространении экологических знаний.

охране окружающей среды могут принимать не только специалисты, но и все граждане РФ [3].

Кривизна и не точность диспозиции этой нормы приводит к проблемам правового регулирования данных отношений и распознанию целеполагания определенных жизненных обстоятельств, при которых правило должно работать.

Законодательная структура, формирующая содержательную часть государственной политики, направленной на регулирование экологических отношений, имеет громоздкое устройство. Многозадачность самой архитектуры отношений, возникающих в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, содержит хронические правовые и политические проблемы. Разногласия имеют разные начала, от того насколько предлагаемые нормы осознаются и оцениваются, до погрешности границ практического применения принятых правил. Взаимообусловленные интегративные связи политики, права и образования, в рассматриваемой нами сфере, требуют их раскрытия, через анализ общей модели законодательства, нацеленного на регулирование экологической правовой политики в области построения единой системы экологического образования и просвещения, а также осмысление вопросов совершенствования чрезмерной нормативно правовой базы, которая изначально ситуативно нагромождалась.

Таким образом, она конструировалась как следствие или реакция на проблематику, а не как деятельная разработка, анализ, синтез, прогноз или монито- ринг перспективы будущего развития систем. Общественное ожидание имеет важное глубокое значение не только для планирования экологической политики государства, но и для образовательно-педагогического дискурса. Российское Государство имеет хороший, и что самое главное свой правовой исторический опыт, и он не ограничивается современным периодам. Проблемы экологической правовой политики, экологического образования и законодательного сопровождения их содержания, а также разнонаправ-ленность траектории развития правового сдерживания, представляется необходимым рассматривать с позиций интегрального синтеза.

В начале хотим отметить законодательную спутанность на всех этапах юридической силы нормативно правовых актов в области, как постановки цели и задач экологической политики страны, так и в области несовершенства самой этой системы экологического законодательства. Говоря о правовой периодизации в рассматриваемой нами сфере, необходимо отметить отсутствие связи в регулировании разных, но в тоже время проникающих в друг друга отношениях. Продолжая говорить о противоречивости и казуистике экологического и образовательного законодательства, сразу можно отметить их обширность и объемность. Унификация экологического законодательства происходит медленно в силу огромной запутанности отношений человек, общество, государство, природа, а вот образовательное законодательство, детерминируемое образовательной политикой, склонно к регулярной динамически-прогрессивной изменчивости. Да можно сказать, что любые человеческие отношения подвергшиеся со стороны права регулированию имеют непростую содержательную часть, как с точки зрения теоретической базы континентального права и деления на публичное и частное самих отношений, так и допустим в области установления процессуальных правил, особые нормы которых по своей задаче определяют порядок регулирования правоприменительных отношений.

Государственная экологическая политика и ее цели определены базовыми принципами, такими как сохранение, защита, охрана, безопасность, рациональность использования окружающей и природной среды, а также охрана и безопасность человека и общества как субъекта пользования природными богатствами, обеспечение социальных потребностей людей созданными или измененными самим человеком в ходе хозяйственной и иной деятельности антропогенными и природноантропогенными объектами. Потребности общества чаще всего диктуют направление и вектор этой политики, они же определяют и ход реформирования условий политики как в области экологии, так и в области образования и все это как правило имеет юридическое выражение в форме законодательства.

В первом случае политическая повестка должна быть отражена в конкретных нормативных правовых актах, т.е. декларативно прозвучать в порядке осведомления. Это отражает политический запрос со стороны общества. Во втором случае она должна быть выполнена. А исполнение в свою очередь, также лежит в плоскости нормативно правовой базы, которая формируется под эти заявления, цели и задачи.

В России на протяжении длительного периода, начиная с обновленного этапа, которым мы называем период принятия на всенародном референдуме Конституции РФ сложилась гибридная правовая природа права. С одной стороны, переходный период имел ярко выраженный уход права от политической модели прошлого, т.е. советской правовой модели. С другой стороны, юридическая концептуальная основа законодательства и подходов к принятию этого законодательства сохранялась из прошлой модели, что свидетельствует об уникальной ситуации, для «права» которая сложилась в столь непростой период.

Вместе с тем, говоря о проблемах законодательного обеспечения экологической политики, стоит обратить внимание, на то, что в настоящее время ст. 58 Конституции, отражает сложную обстановку в области антропогенного воздействия на окружающую среду и позволяет политически определить обязанность каждого человека — сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, что имеет оперативное значение для снижения ухудшения экологической обстановки. Очевидно, что человеческие потребности в использовании природных ресурсов будут иметь нарастающий эффект. Этот необратимый процесс связан с объективными факторами развития деловой инфраструктуры, где сфера спроса будет опережать предложение.

Конституция также определила роль Правительство РФ в проведении единой социально ориентированной государственной политики в области охраны окружающей среды [1]. До изменений в Конституцию РФ, одобренных в ходе всеобщего голосования 01.07.2020 г. ст. 114 пункта В. звучала следующим образом «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии». Фактически данный пункт был изменен: слово «Экология» на словосочетание «охрана окружающей среды», это оправдано, даже с точки зрения того, что экология — это наука, а положение об охране окружающей среды имеет устойчивый правовой характер. В рамках модернизации экологического законодательства, такое изменение имеет функциональное значение, так-как даже если бы форма слов имела сочетание в области «экологической безопасности», то тождественность значений, подход не меняет. Стоит обратить внимание на то, что теперь понятие охрана окружающей среды, встречается в Конституции дважды, в ст. 72 о совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, и ст. 114.

Вместе с тем, можно констатировать что сама формулировка о проведении политики в области охра- ны окружающей среды в Конституции усиливает ответственность по выполнению самих целей и задач в этой сфере отношений. И, как следствие, первые лица нашего государства постоянно поднимают вопрос о совершенствовании экологического законодательства.

Так, 1 февраля 2023 г. Президент России на встрече по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта сказал, что «Вопросы экологии имеют огромное значение». Они отмечают, что приоритеты выстраиваются исходя из условий, в которых мы живем сегодня, но есть вопросы, которые имеют непреходящее значение [2]. Это значит, что одним из основных приоритетов для России является решение экологических проблем, которые не ослабнут, если перестать комплементарно расширять законодательство. Целесообразно усиливать работу в этом направлении, чтобы достаточно приблизить экологические цели, которые определены в нашей Конституции. Нет необходимости в законодательной итерации, которая может стать похожа на инкорпорацию, преодолеть которую затруднительно. Для устойчивого регулирования экологической сферы необходима определенность в действиях через согласованное устранение разногласий и конкуренции правовых норм в том числе и в области развития системы экологического образования.

  • 16    августа 2023 г. на совещании с членами правительства РФ Президент призвал приспособиться к изменениям, говоря об экологии и потеплении. Что может указывать на выдержанное и последовательное внимание со стороны власти к этой проблеме. Видится, что адаптация должна быть приближена через конструктивное одновременное совершенствование законодательства и в области экологии и в области развития системы экологического образования нацеленной на реализацию интегративных подходов формирования экологической культуры — как базисного явления определенности и устойчивости в условиях вызовов новой траектории экологического будущего.

Таим образом имплементация экологической культуры, как инструментального феномена экологической политики, в законодательную базу страны подчеркивает высокую значимость интегративных процессов, определяющих эффективность развития системы экологического образования в Российской Федерации. Нынешняя полоса угроз геополитической безопасности обострила указанный поиск в области возможностей единой суверенной системы отечественного образования, которая посредством педагогической поддержки с опорой на новую методологическую парадигму выступит как наукообразное социокультурное явление законодательного обеспечения экологической политики. При этом эквивалентом событийности данной трактовки детерминации природы и человека выступает именно экологическая культура как объективный всецелый комплекс результатов функционирования отечественной системы экологического образования.