Проблемы правового регулирования оказания медицинских услуг в Российской Федерации

Автор: Галляутдинова Г.И., Масалимова А.А.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 1-1 (76), 2023 года.

Бесплатный доступ

Данная работа посвящена анализу основ правового регулирования прав потребителей в сфере оказания медицинских услуг: рассматриваются ключевые категории исследуемых правоотношений, особенности их сторон. Наиболее подробно рассматривается правовой статус потребителя медицинских услуг, его ключевые права, предусмотренные российским законодательством. На основе проанализированных положений выделяется ряд проблем практического характера, которые являются наиболее актуальными на сегодняшний день.

Права потребителя, медицинские услуги, медицинская организация, качество услуги, срок исковой давности, отказ от исполнения обязательств, возмещение вреда, здоровье, организм человека

Короткий адрес: https://sciup.org/170197610

IDR: 170197610   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-1-1-124-128

Текст научной статьи Проблемы правового регулирования оказания медицинских услуг в Российской Федерации

Сфера оказания медицинских услуг представляется одной из наиболее значимых не только с социальной точки зрения, но и с точки зрения правового регулирования. Социальная значимость оказания медицинских услуг проявляется в том смысле, что именно доступность, качество и современность методов оказываемых услуг определяют такие показатели в любом государстве, как уровень жизни граждан, средняя продолжительность жизни. Однако не менее значимым является и правовой аспект: ввиду направленности медицинских услуг на организм человека, здоровье, которые являются высшей ценностью, такие правоотношения требуют особой законодательной регламентации, охраны и защиты. Важным является и совместное развитие законодательства и медицинских технологий, адекватная реакция правовой системы на вновь возникающие методы и подходы к оказанию медицинских услуг, их детальная стандартизация, предупреждение нарушений прав потребителя, а также их защита в случае нарушения. По указанным причинам сфера прав потребителей медицинских услуг, ее специфика и проблематика остаются актуальным предметом исследования и на сегодняшний день.

Говоря об указанных специфике и проблематике, прежде всего следует проанализировать теоретические основы рассматриваемой сферы. Базовые положения об оказании медицинских услуг содержит Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), а именно – глава 39 указанного нормативного правового акта. Так, статья 779 ГК РФ регламентирует, что под договором возмездного оказания услуг следует понимать такой договор, при котором исполнитель обязуется реализовать определенные услуги (по заданию заказчика), а на заказчика возлагается обязанность по оплате данных услуг. Важным уточнением данной статьи является указания законодателя на применимость данных положений к сфере оказания медицинских услуг.

Помимо базового определения договора возмездного оказания услуг, ГК РФ регламентирует следующие вопросы:

  • 1)    специфику исполнения такого договора;

  • 2)    вопросы одностороннего отказа;

  • 3)    специфику оплаты и так далее.

Для анализа определения именно медицинской услуги необходимо обратиться к такому нормативному правовому акту, как Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323-ФЗ). Статья 2 указывает, что медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или совокупность таких действий, которые имеют несколько целей:

  • 1)    профилактика различных заболеваний;

  • 2)    диагностика заболеваний;

  • 3)    действия, направленные на лечение заболеваний.

Таким медицинские вмешательства могут иметь своей целью и реабилитацию после перенесенного заболевания.

Сторонами правоотношений из оказания медицинских услуг выступают медицинская организация и потребитель. При этом, ФЗ № 323-ФЗ медицинскую организацию определяет как юридическое лицо, основным видом деятельности которого, согласно уставу, является медицинская деятельность, реализуемая на основании специального разрешения (лицензии). Анализируя данное определение, доктринальные источники выделяют следующие признаки медицинской организации:

  • 1)    отсутствие ограничений со стороны законодательства по организационноправовой форме;

  • 2)    определение в учредительном документе (например, уставе) медицинской деятельности как основного вида осуществляемой деятельности;

  • 3)    обязательный порядок лицензирования деятельности, которую осуществляет медицинская организация (порядок лицензирования строго определен законодательством).

Что же касается такой стороны правоотношений, как потребитель, для уяснения содержания данной категории необходимо обратиться к Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей (далее – Закон № 2300-1). Преамбула данного нормативного правового акта определяет, что потребителем является гражданин, у которого имеется намерение приобрести услугу (или гражданин, приобретающий такую услугу) для потребностей личного, семейного или домашнего характера, которые не относятся к осуществлению предпринимательской деятельности.

Таким образом, характеризуя потребителя как сторону правоотношений из оказания медицинских услуг, можно выделить его следующие признаки:

  • 1)    является исключительно физическим лицом;

  • 2)    имеет намерение приобрести услугу или приобретает услугу;

  • 3)    нуждается в услуге исключительно по личной, семейной или домашней необходимости;

  • 4)    приобретает услугу не с целью осуществления предпринимательской деятельности.

Правовой статус потребителя как стороны правоотношений из оказания медицинских услуг характеризуется не только указанными признаками, но и совокупностью прав, которыми его наделяет законодательство и которые подлежат его охране и защите. Среди основных прав, которые закрепляет Закон № 2300-1, можно выделить:

  • 1)    право на безопасный характер услуги (возложение соответствующей обязанности на исполнителя);

  • 2)    право на информацию о медицинской организации и услугах, которые она оказывает;

  • 3)    группа прав, связанная с обнаружением недостатка услуги (право на устранение недостатка безвозмездно, право на снижение стоимости услуги, право на повторное оказание услуги безвозмездно, право на компенсацию расходов, которые был вынужден понести потребитель в связи с обнаруженным недостатком);

  • 4)    право отказа от договора (при условии возмещения расходов медицинской организации);

  • 5)    право на компенсацию морального вреда.

Таким образом, законодатель, определяя правовой статус потребителя в правоотношениях с медицинской организацией, оказывающей услуги, наделяет первого достаточно широким кругом прав, каждое из которых подлежит охране и защите. Тем не менее, анализ нормативных правовых актов свидетельствуют о наличии ряда пробелов в правовом регулировании прав потребителя.

Один из отмечаемых в доктрине пробелов проявляется в вопросе качества оказанной услуги. Так, статья 4 Закона № 2300-1 регламентирует, что на исполнителя возлагается обязанность оказать услугу такого качества, которое соответствует условиям заключенного договора. Исходя из данного положения, можно сделать вывод, что потребитель обладает правом на услугу соответствующего качества.

Для обеспечения данного права потребителя законодательство (в частности, статья 29 Закона № 2300-1, статья 98 ФЗ № 323-ФЗ) предоставляют возможность обращения в суд с требованием о возмещении вреда, который был причинен некачественно оказанной услугой.

Указанный пробел проявляется в вопросе сроков предъявления таких требований в суд (а именно – в вопросе сроков исковой давности). Закон № 2300-1 устанавливает общие требования – требования могут быть предъявлены в пределах двух лет с момента принятия оказанной услуги. Однако в сфере оказания медицинских услуг следует учитывать положения статьи 208 ГК РФ: исковая давность не может быть распространена на требования из возмещения вреда здоровью. При всей видимой логичности данного положения следует отметить: возмещение вреда здоровью, если срок подачи требования превысил три года, будет осуществляться только за предшествующий подаче заявления трехлетний срок. Соответственно, возникает ситуация, при которой потребитель может обнаружить недостатки медицинской услуги по истечении более длительного времени, чем три года, но возмещение вреда будет осуществляться только за трехлетний срок.

Недостатки данных положений наиболее явно проявляются в наиболее сложных видах медицинских услуг (например, трансплантация органов), которые характеризуются длительным периодом реабилитации и могут не сразу проявить негативное воздействие на здоровье человека. При таких условиях потребитель может обнаружить причиненных вред спустя, например, 5 лет, и тем не менее не получить соответствующую компенсацию.

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что и в правоприменительной сфере отсутствует определенность. Некоторые суды применяют двухлетний срок исковой давности (например, Санкт-Петербургский городской суд в Апелляционном определении от 29.11.2018 № 3323120/2018), а некоторые трехлетний, согласно общим положениям ГК РФ (например, Московский городской суд в Апелляционном определении от 06.02.2019 по делу № 33-3860/2019). Такая неопределенность, безусловно возникает из-за несогласованности законодательных положений, которые входят в сферу правового регулирования оказания медицинских услуг.

Еще одной существенной проблемой, на которую обращают внимание многие доктринальные источники, является проблема применимости некоторых положений ГК РФ к правоотношениям из оказания медицинских услуг потребителю. Так, например, статья 782 ГК РФ предоставляет как заказчику, так и исполнителю право одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору (при условии компенсации убытков или расходов). Однако если для заказчика медицинских услуг такой отказ с компенсацией расходов представляется допустимым, то в случае с исполнителем такой вывод сделать невозможно. В связи с тем, что сама медицинская услуга предполагает вмешательство в организм человека, такой потенциальный отказ может привести к причинению вреда потребителю (например, при недоведении услуги до конечного результата). Усугубляется законодательный пробел и тем, что ГК РФ не предусматривает сроков, в течение которых может быть заявлен такой отказ.

В рамках рассмотрения данной проблема представляется необходимым пересмотр данного положения и включения в его содержание специальной нормы, касающейся оказания медицинских услуг. Данную позицию поддерживают многие ученые: например, Л.Т. Текова говорит о недопустимости распространения данных положений на сферу оказания медицинских услуг.

В рамках рассматриваемой проблемы важно упомянуть такой акт, как Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 115-О, которое разъясняет ключевые моменты об отказе исполнителя медицинских услуг от исполнения обязательств. Отмечая, что статья 782 ГК РФ действительно закрепляет право исполнителя отказаться от исполнения договора, суд акцентирует внимание на том, что данное положение должно применяться с учетом положений российского законодательства в сфере оказания медицинских услуг: актом устанавливается, что оказание медицинских услуг хотя и является предпринимательской деятельностью, но подлежит публичному контролю. Иными словами, публичный характер договора об оказании медицинских услуг не предполагает отказ исполнителя от исполнения обязательств.

Подкрепление данной позиции можно найти и в статье 426 ГК РФ, которая устанавливает публичный характер указанного договора. Таким образом, противоречие, существующее между позицией Конституционного суда РФ (а также статьей 426 ГК РФ) и статьей 782 ГК РФ, становится очевидным при отсутствии оговорки о неприменимости положений об отказе от ис- полнения договора к медицинским услугам. Такое противоречие, по нашему мнению, должно быть устранено.

Подводя итог, следует отметить, что правовое регулирование прав потребителей в сфере оказания медицинских услуг является разносторонним и включает в себя множество нормативных правовых актов. На данный момент отмечается несогласованный характер такого правового регулирования, многие положения требуют доработки и приведения к единообразию. На наш взгляд, единообразный подход и формирование ряда специальных норм, относящихся исключительно к сфере оказания медицинских услуг потребителям (в силу неприменимости некоторых общих положений) позволит исключить многие проблемы на практике.

Список литературы Проблемы правового регулирования оказания медицинских услуг в Российской Федерации

  • Батеева Е.В. Правовая природа договора возмездного оказания услуг в Российской Федерации (на примере оказания медицинской услуги) // Молодой ученый. - 2022. - № 11 (406). - С. 92-94.
  • Демина М.А. Предпринимательская деятельность медицинских организаций // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2018. - № 3 (43). - С. 234-241.
  • Зотов Д.Л. Правовой статус потребителя // Матрица научного познания. - 2021. - № 5-2. - С. 211-217.
  • Текова Л.Т. Некоторые проблемы правового регулирования защиты прав потребителей медицинских услуг // Молодой ученый. - 2020. - № 18 (308). - С. 338-339.
  • Хмелева Т.И. Гражданско-правовая ответственность исполнителя медицинских услуг // Молодой ученый. - 2021. - № 46 (388). - С. 233-236.
Статья научная