Проблемы теодицеи и апокатастасиса и богословие ипостасной свободы

Автор: Зинковский Станислав Анатольевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 4 (99), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье в рамках ипостасно-природной онтологии анализируются попытки теодицеи различных христианских мыслителей. Отмечена ценность апелляции о. Павла Флоренского к антиномичности теодицеи как таковой и связи ее с антроподицеей. Теория апокатастасиса, согласно которой в многовековом развитии происходит спасение всех, признается несостоятельной, как постулирующая тоталитарность спасения и исключающая личностную свободу. Отмечена разница понимания зла и страданий в дуалистических религиях и в христианстве, где они неабсолютны и являются инструментами Божественной педагогики. Тема земного страдания и кенозиса человека возводится к нестрадательной кенотической самоотдаче Лиц Троицы во внутритроичной жизни. Попущение Богом зла и страданий связывается с призванием падшего человеческого рода, созданного по образу Святой Троицы, к единству через обладание единой природой не для себя. Решение проблем теодицеи, антроподицеи и апокатастасиса возможно только в контексте ипостасно-природного баланса, в котором центральное положение занимают понятия ипостасной свободы и личностного произволения.

Еще

Теодицея, антроподицея, апокатастасис, святая троица, личность, свобода, произволение, ипостасно-природный баланс, единство, ипостасный кенозис, эсхатология

Короткий адрес: https://sciup.org/140290142

IDR: 140290142   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_4_62

Список литературы Проблемы теодицеи и апокатастасиса и богословие ипостасной свободы

  • Афанасий Великий (1902) — Афанасий Великий, свт. На слова: вся Мне предана суть Отцем Моим // Афанасий Великий, свт. Творения: в 4 т. ТСЛ: Собственная типография, 1902-1903. Т. 1. С. 268-276.
  • Афанасий Евтич (2009) — Афанасий (Евтич), иером. Экклезиология апостола Павла / Пер. с сербск. С. Луганской. М.: Новоспасский монастырь, 2009.
  • Бердяев (1927) — БердяевН.А. Из размышлений о теодицее // Путь. 1927. (Апрель). № 7. C. 50-62.
  • Бердяев (1909) — Бердяев Н.А. Опыт философского оправдания христианства (Доклад, читанный в московском, петергбургском и киевском религиозно-философских обществах) // Русская мысль. М., 1909. Год 13. Кн. IX. С. 54-72.
  • Булгаков (1945) — Булгаков С., прот. Невеста Агнца. Париж: Издательство YMCA-PRESS, 1945. Ч. 3.
  • Вениамин Федченков (2020) — Вениамин (Федченков), митр. Канон о самовольне живот свой скончавших. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/kanon-o-samovolne-zhivot-svoj-skonchavshih/ (дата обращения: 28.09.2021).
  • Вышеславцев (1928) — Вышеславцев Б.П. Трагическая теодицея // Путь. 1928. (Январь). № 9. C. 14-32.
  • Григорий Нисский (1862) — Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово // Творения святаго Григория Нисского: в 8 т. М.: Тип. В. Готье. 1862. Т. 4. Гл. 7. С. 1-110.
  • Димитрий Ростовский (1764) — Димитрий Ростовский, свт. Житие Макария Великого // Димитрий Ростовский, свт. Жития святых: в 4 кн. Киев: Киево-Печерская лавра, 1764. Кн. 2. Л. 354-363 об.
  • Кирилл Зинковский (2013) — Кирилл (Зинковский), иером. Климент Александрийский о материи, теле Христа и теле человека // Труды Перервенской Православной Духовной Семинарии. 2013. № 8. С. 82-117.
  • Мефодий Зинковский (2014) — Мефодий (Зинковский), иером. Термин proairesis и богословие личности // SCHOLAE. Философское антиковедение и классическая традиция. 2014. №2. С. 312-327.
  • Мефодий Зинковский, Головина (2020) — Мефодий (Зинковский), иером., Головина И.В. Монадология Готфрида Лейбница, философский персонализм и богословие личности // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. №4 (32). С. 112—136. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10407. URL: https://epds.ru/bulletin/archive-bulletin/vestnik-eds-2020-4-32/ (дата обращения: 28.09.2021).
  • Зинковские (2014) — Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Термин «Evurtooraxov»: историческое значение и употребление в современном богословии // Церковь и время. 2014. № 2 (67). С. 51-85.
  • Ильин (1925) — Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. Берлин: Книгоиздательство Слово, 1925.
  • Иустин Попович (2004-2007) — Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви // Иустин (Попович), прп. Собрание творений: в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова. М.: Паломник, 2004-2007. Т. 2.
  • Кант (1791) — Кант И. О неудаче всех попыток теодицеи. Б. м., 1791.
  • Лейбниц (1982-1989) — ЛейбницГ.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Лейбниц Г.В. Сочинения: в 4 т. / [Редкол.: Б. Э. Быховский и др.]. М.: Мысль, 1982-1989. Т. 4. С. 49-401.
  • Лейбниц (1887-1892) — ЛейбницГ.В. Теодицея. Пер. К.Истомина // Вера и разум. 1887-1892.
  • ЛосскийВ. (1972) — ЛосскийВ.Н.. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Богословские труды. М., 1972. № 8. С. 9-128.
  • Лосский Н. (1953) — Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1953.
  • Лосский Н. (1991) — Лосский Н..О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.
  • Максим Исповедник (2006) — Максим Исповедник, прп. Амбигвы к Иоанну (О Трудностях) // Максим Исповедник, прп. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия / Пер. с греч. архим. Нектария (Яшунского). М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 51-383.
  • Максим Исповедник (1993) — Максим Исповедник, прп. Главы о богословии и домостроительстве Воплощения Сына Божия // Максим Исповедник, прп. Творения: в 2 кн. М.: Мартис, 1993. Кн. 1. С. 215-256.
  • Оксиюк (1999) — Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского. М.: Паломник, 1999.
  • Ориген (1897) — Ориген. Увещание к мученичеству // Ориген. О молитве. Увещание к мученичеству / Пер. Н. Корсунского. СПб.: Издание И. Л. Тузова, 1897.
  • Паисий Святогорец (2007) — Паисий Святогорец, прп. Слова: в 6 т. М.: Святая Гора, 2003-2013. Т. 4: Семейная жизнь. / Пер. с греч. мон. Доримедонта. М., 2007.
  • Серегин (2003) — Серегин А.В. Апокатастасис и традиционная эсхатология у Оригена // Вестник древней истории. 2003. № 3. С. 170-193. URL: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/ apocatas.htm (дата обращения 28.09.2021).
  • Софроний Сахаров (2010) — Софроний (Сахаров), архим. Письмо 3. О божественной благодати и свободе человека // Софроний (Сахаров), архим. Подвиг Богопознания. Свято-Иоанновский Предтеченский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010. С. 294-302.
  • Толстой (1994) — Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Высшая школа, 1993.
  • Трубецкой (1922) — Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. Берлин: Слово, 1922.
  • Флоренский (1914) — Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. М.: Путь, 1914.
  • Чертков (1913) — Чертков В.Г. Мысли о Боге, собранные В. Г. Чертковым из различных сочинений, писем и дневников Л. Н. Толстого // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 24 т. М.: Тип. Товарищества И.Д. Сытина, 1913. Т. 18.
  • Шохин (2006) — Шохин В. К (отв. ред.) Проблема зла и теодицеи. М.: ИФ РАН, 2006.
  • Clemens Alexandrinus — S. Clemens Alexandrinus. Paedagogus // Patrologiae cursus completus (Series Graeca, далее — PG): en 161 t. / Ed. par J.-P. Migne. Paris, 1857-1866. Vol. 8: 247-684 (Thesaurus Linguae Graecae. University of California, Irvine — Irvine, CA. URL: http:// www.tlg.uci.edu/ (дата обращения: 28.09.2021)).
  • Crouzel (1991) — Crouzel H. Origène et Plotine. Comparisons doctrinales. Paris: Téqui, 1991.
  • Didymus Alexandrinus — Didymus Alexandrinus. De Trinitate // PG 39: 270-1034.
  • Gregorius Theologus — S. Gregorius Theologus. Oratio XXIX. Theologica III // PG 36: 73-104.
  • Hospers (1990) — Hospers Jh. An Introduction to Philosophical Analysis. 3rd ed. Routledge, 1990.
  • Leibnitz (1710) — Leibnitz G.V. Essais de Théodicée sur la bonté de Dieu, la liberté de l'homme et l'origine du mal. En 2 vols. Amsterdam: Changuion, 1710.
  • Maximus Confessor: Ambiguorum liber — S. Maximus Confessor. Ambiguorum liber // PG 91: 1031-1418.
  • Maximus Confessor: Mystagogia — S. Maximus Confessor. Mystagogia // PG 91: 658-722.
Еще
Статья научная