Апокатастасис в западной теологии (70-е гг. XX в. - наши дни)

Бесплатный доступ

Преданное анафеме еще в VI в. учение об апокатастасисе - спасении всех - за последние несколько десятилетий вернулось и укрепилось в пространстве западного богословия. В работе представлен обзор характерных логических ходов и предпринята попытка показать, какие фундаментальные положения восточной ортодоксальной традиции оказываются при этом нарушены. Представление о том, что человек по умолчанию с готовностью выбирает Бога, но при этом должен приложить усилия для того, чтобы Его отвергнуть и, как следствие, понести за это наказание после смерти, очевидно противоречит понятию о первородном грехе. Также не имеет смысла в принципе говорить о том, что человеческое существо может меняться после смерти - например, в процессе особого очищения, - поскольку время как таковое есть характеристика сугубо земной жизни. Однако важно признать, что восточной традиции чуждо и то, против чего направлены рассуждения сторонников апокатастасиса, - представление о Христе как о злом и строгом судье, карающем человека вечными муками. Следовательно, в пространстве западного богословия идею об апокатастасисе можно считать лишь не вполне удачной попыткой дать доброму христианину возможность уйти от лишних фольклорных устрашений, связанных со смертью.

Еще

Апокатастасис, католичество, надежда всеобщего спасения, эсхатология, сотериология, аннигиляционизм, ад, универсализм, ориген

Короткий адрес: https://sciup.org/140301587

IDR: 140301587   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2023_3_10

Список литературы Апокатастасис в западной теологии (70-е гг. XX в. - наши дни)

  • Бальтазар (2006) — Бальтазар Г. У, фон. Пасхальная тайна. Богословие трех дней / Пер. с нем. В. Хулап. М.: ББИ, 2006. 288 с.
  • Гриневич (1973) — Гриневич В. Апокатастасис // Католическая энциклопедия. Т. 1. Люблин, 1973. С. 756-757.
  • Гриневич (1978) — Гриневич В. Надежда на всеобщее спасение. Размышления о восточной традиции // Бонд. 1978. № 1 (237). С. 25-44.
  • Гриневич (2003) — Гриневич В. Надежда без границ. Разговор со священником // Katolickie Pismo Mlodych. 2003. No. 3 (64). Р. 25-31.
  • Кюнг (2014) — Кюнг Г. Вечная жизнь? М.: ББИ, 2014. 356 с.
  • Лосский (2012) — Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). 2-е изд., испр. и перераб. СТСЛ, 2012. 586 с.
  • Маслов (2023) — Маслов И., диак. «Эсхатология очищения» как синкретическая модель либерального богословия в XX веке. Часть 2. «Хирургический ад», психологическое чистилище // Православие^^ https://pravoslavie.ru/57480.html (дата обращения: 01.07.2023).
  • Пустой ад (2000) — Пустой ад? Спор об отце. Надежда Вацлава Гриневича на спасение для всех // Studia Religiologica. Варшава, 2000.
  • Себоюэ (2023) — Себоюэ Б. Вечен ли ад? // URL: http://yakov.works/libr_min/18_s/ eb/ow.htm (дата обращения: 01.07.2023).
  • Харт (2020) — Харт Д. Б. Все будут спасены. Рай, Ад и Всеобщее Спасение / Пер. с англ. для библиотеки богословского клуба ESXATOS. 2020. 214 с.
  • Шарден (2003) — Шарден П. Т., де. Божественная среда // Его же. Божественная среда: сборник / Пер. с фр. О. Вайнера, З. Масленниковой. М., 2003.
  • Adam (2009) — Adam J. Paulus und die Versöhnung aller. Eine Studie zum paulinischen Heilsuniversalismus. Tübingen: Neukirchener Verlag, 2009. 579 p.
  • Duda (2009) — Duda J. Nadzieja zbawienia dla wszystkich? Studium wybranych pisarzy wczesnochrzescijanskich // Studia Teologiczne. Bialystok, Drohiczyn, Lomza. 2009. No. 27. C. 187-201.
  • Edwards (2014) — Edwards M. J. The Christian Doctrine of Apokatastasis: A Critical Assessment from the New Testament to Eriugena // Journal of Theological Studies. 2014. Vol. 65. No. 2. P. 718-724.
  • Hall (2003) — Hall L. Swinburne's Hell and Hick's Universalism: Are We Free to Reject God? London: Ashgate, 2003. 244 p.
  • Harkins (2014) — Harkins F.T. The Early Aquinas on the Question of Universal Salvation, or How a Knight May Choose Not to Ride His Horse // New Blackfriars. 2014. Vol. 95 (1056). Р. 208-217. DOI: 10.1111/nbfr.12064.
  • Lamont (2011) — Lamont J. The Justice and Goodness of Hell // Faith and Philosophy. 2011. Vol. 28 (2). Р. 152-173. DOI: 10.5840/faithphil20112822.
  • McClymond (2018) — McClymond M. The Devil's Redemption: An Interpretation of the Christian Debate over Universal Salvation. 2 vols. Grand Rapids, MI: Baker Academic, 2018. 1376 р.
  • Nemes (2016) — Nemes S. Christian apokatastasis: Two Paradigmatic Objections // Journal ofAnalytic Theology. 2016. No. 4. Р. 66-86. DOI: 10.12978/jat.2016-4.181913130418a.
  • Ramelli (2013a)—RamelliI. Harmony between Arkhe and Telos in Patristic Platonism and the Imagery of Astronomical Harmony Applied to Apokatastasis // International Journal of the Platonic Tradition. 2013. Vol.7 (1). Р. 1-49. DOI: 10.1163/18725473-12341249.
  • Ramelli (2013b) — Ramelli I.E. The Christian doctrine of Apokatastasis: a critical assessment from the New Testament to Eriugena. Brill, 2013. 912 р.
  • Reitan (2007) — Reitan E. A guarantee of universal salvation? // Faith and Philosophy. 2007. Vol. 24 (4). Р. 413-432. DOI: 10.5840/faithphil20072443.
  • Rynkowski (2010) — Rynkowski R.M. Zrodla nadziei powszechnego zbawienia // Otwarte Referarium Filozoficzne. 2010. No. 3. P. 83-95.
  • Strzelczyk (2007) — Strzelczyk G. Teraz Jezus. Na tropach zywej chrystologii. Warszawa, 2007. 176 s.
Еще
Статья научная