Конец теодицеи: Семен Франк и другие
Автор: Резвых Т.Н.
Журнал: Христианское чтение @christian-reading
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 2 (109), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается развитие проблемы теодицеи во 2-й пол. XX в. Сначала кратко описывается теодицея у блж. Августина. Согласно ему всемогущество Бога и наличие зла совместимы друг с другом. Рассматриваются взгляды некоторых современных сторонников августиновской теодицеи (Р. Суинберн и Дж. Хик). Затем исследуется эволюция теодицеи у С. Л. Франка. В статье показывается, что сначала Франк развивал августиновскую теодицею, но в ходе Второй мировой войны пересмотрел свои взгляды. Франк отказался от идеи всемогущества Бога и от теодицеи. Далее описаны взгляды Ю. Мольтмана, который пришел к мысли невозможности рационального объяснения страдания человека, если Бог обладает всемогуществом, и в конце концов сделал вывод, что страдание человека может быть оправдано только страданием Бога. Затем излагается концепция страдающего Бога у Г. Йонаса, восходящая к идее цим-цум Исаака Лурии. В завершающей части статьи рассмотрено развитие описанных идей в «слабом богословии» Дж. Капуто. В описанной традиции страдание мира оправдано страданием Бога. Сила Бога заключается в «слабости» и смирении. Вывод автора состоит в том, что в этой концепции теодицея подходит к своему концу.
Теодицея, блаженный августин, бог, всемогущество, зло, свобода, ничто, бытие, вина, царство божие, самоуничижение, цим-цум, событие,
Короткий адрес: https://sciup.org/140306826
IDR: 140306826 | DOI: 10.47132/1814-5574_2024_2_179
Список литературы Конец теодицеи: Семен Франк и другие
- Августин Блаженный (1893) — Августин Блаженный. Творения. Киев, 1893. Ч. 7. 296 с.
- Аляев и др. (2021а) — Аляев Г.Е., Оболевич Т., Резвых Т.Н. «Свет во тьме» и «С нами Бог»: неизвестные книги С.Л. Франка. М., 2021.
- Аляев и др. (2021б) — Аляев Г.Е., Оболевич Т., Резвых Т.Н., Цыганков А.С. С.Л. Франк о Ф. М. Достоевском. Новые материалы. М., 2021. 368 с.
- Суинберн (2014) — Суинберн Р. Существование Бога. М., 2014. 464 с.
- Франк (1990) — Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. 607 с.
- Франк (2011) — Франк С.Л. Свет во тьме. Минск, 2011. 832 с.
- Caputo (2006) — Caputo Jh. The Weakness of God A Theology of the Event. Bloomington & Indianapolis, 2006. 356 p.
- Caputo, Vattimo (2007) — Caputo Jh., Vattimo G. After the Death of God. New York: Columbia University Press, 2007. 204 p.
- Heschel (2001) — Heschel A.J. The Prophets. N. Y., 2001. 672 p.
- Hick (1990) — Hick Jh. Philosophy of Religion. N. Y., 1990. 148 p.
- Jonas (2018) — Jonas H. Der Gottesbegriff nach Auschwitz. Eine jüdische Stimme. 16. Auflage. Berlin: Suhrkamp, 2018. 29 s.
- Koslowski (2001) — Koslowski P. Philosophien der Offenbarung Antiker Gnostizismus, Franz von Baader, Schelling. Paderborn, 2001. 918 s.
- Kuhn (1968) — Kuhn P. Gottesselbsterniedrigung in der Theologie der Rabbinen. München, 1968. 121 s.
- Moltmann (1973) — Moltmann J. Gesichtspunkte der Kreuzestheologie heute // Evangelische Theologie. 1973. Bd. 33. S. 346-365.
- Moltmann (1975) — Moltmann J. Gedanken zur «trinitarischen Geschichte Gottes» // Evangelische Theologie. 1975. Bd. 35. S. 208-223.
- Moltmann (1983) — Moltmann J. Ich glaube an Gott den Vater. Patriarchalische oder nichtpatriarchalische Rede von Gott? // Evangelische Theologie. 1983. Bd. 43. S. 397-415.
- Moltmann (1993) — Moltmann J. The Crucified God. The Cross of Christ as the Foundation and Criticism of Christian Theology. Minneapolis, 1993. 346 s.
- Rahner (1961) — Rahner K. Theologie // Kleines theologisches Wörterbuch / Hrsg. von K. Rahner, H. Vorgrimler. Berlin, 1961. 396 s.
- Riceur (1979) — Riceur P. Der gekreuzigte Gott von Jürgen Moltmann // Diskussion über Jürgen Moltmanns Buch «Der gekreuzigte Gott» / Hrsg. von M. Welker. München, 1979. S. 17-25.
- Vorgrimler (2000) — Allmacht Gottes // Neues Theologisches Wörterbuch / Hrsg. von Herbert Vorgrimler. Freiburg, 2000. 698 s.