Проблемы законодательной регламентации незаконного освобождения от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ)
Автор: Петрухин Г.В.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 4-2 (91), 2024 года.
Бесплатный доступ
Данная статья посвящена исследованию проблем законодательной регламентации незаконного освобождения от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ). Анализируются пробелы и коллизии в действующем законодательстве, приводятся примеры из судебной практики, выявляются причины и условия совершения данного преступления. В статье предлагаются пути совершенствования законодательства в сфере незаконного освобождения от уголовной ответственности, в том числе уточнение признаков состава преступления, ужесточение ответственности за его совершение, повышение эффективности мер предупреждения. Исследование основано на изучении нормативных правовых актов, научной литературы и материалов судебной практики. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования законодательства и правоприменительной практики, а также для разработки мер по профилактике данного вида преступлений.
Уголовное право, уголовная ответственность, уголовное преследование, состав преступления, деяние, субъект, прекращение уголовного дела
Короткий адрес: https://sciup.org/170204903
IDR: 170204903 | DOI: 10.24412/2500-1000-2024-4-2-85-87
Текст научной статьи Проблемы законодательной регламентации незаконного освобождения от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ)
Статья 300 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) предусматривает ответственность за незаконное освобождение от уголовной ответственности. Данная норма в первую очередь защищает интересы потерпевшего - защищает его от преступника, а также обеспечивает принципы справедливости и неотвратимости наказания при совершении преступлений.
Для уяснения нормы, необходимо обратиться к составу преступления и его элементам. Основным непосредственным объектом выступают общественные отношения, гарантирующие реализацию привлечения лиц, совершивших преступление к уголовной ответственности. Дополнительным объектом выступают общественные отношения обеспечивающие права потерпевшего по возмещению вреда, причиненного преступлением, восстановления справедливости и наказания лиц, виновных в совершении преступления.
Объективная сторона выражается в незаконном освобождении от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Освобождение от уголовной ответственности - это акт правоохранительно- го\правоприменительного органа, с помощью которого закрепляется отказ государства от своих прав по привлечению лица к уголовной ответственности, признанию его виновным в совершении преступления, а также прекращается уголовно-правовая связь подозреваемого или обвиняемого и государства. Условиями законного освобождения от уголовной ответственности является совершение общественноопасного деяния, запрещенного уголовным законом под угрозой наказания, а также предусмотренные законом основания, когда государство теряет интерес к реализации уголовной ответственности и считает её нецелесообразной. Состав преступления является формальным, то есть преступление окончено с момента вынесения процессуального документа, освобождающего лицо от уголовной ответственности.
Субъект данного преступления является специальным - прокурор, следователь и лицо, производящее дознание [1].
Субъективная сторона выражается в вине, в форме прямого умысла, мотивы и цели могут присутствовать, но на квалификацию они никак не влияют и выходят за пределы состава преступления.
Теперь, когда состав ст. 300 УК РФ раскрыт, необходимо указать на некоторые пробелы, содержащиеся в данной статье.
Во-первых, понятие освобождения от уголовной ответственности не имеет законодательного определения. Исходя из практики применения данной статьи, освобождение от уголовной ответственности имеет узконаправленный характер и заключается в прекращении уголовного дела, при отсутствии на это законных оснований, предусмотренных Уголовнопроцессуальным кодексом РФ и Уголовным кодексом РФ. Само деяние выражается в издании субъектом преступления процессуального документа о прекращении уголовного дела.
Хотя при этом можно выделить и другие факты освобождения от уголовной ответственности, которые не являются криминальными:
-
1) незаконное вынесение постановления об отмене возбуждении уголовного дела;
-
2) незаконный отказ в возбуждении уголовного дела;
-
3) незаконный отказ прокурора в утверждении обвинительного заключения;
-
4) незаконное прекращение уголовного дела судьёй на стадии судебного производства;
-
5) отказ в принятии заявления о совершении преступления [2].
Но если мы обратимся к УПК РФ, то поймём, что основания 2),5) не могут быть применимы к данной статье, так как уголовная ответственность юридически начинается с возбуждения уголовного дела, а в данных основаниях оно ещё не возбуждено. А остальные основания имеют место быть в ст. 300 УК РФ если в диспозиции будет прямо указано на судью как субъекта преступления в ч.3 и закреплении специальных составов для прокурора в ч. 2.
Также необходимо указать и на соотношение таких понятий как уголовная ответственность и уголовное преследование. Уголовная ответственность законодательного понятия не имеет. А вот понятие уголовного преследования содержится в п. 55 ч. 1 ст. 5 УПК РФ и определяется как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления [3]. Для выявления различий между этими понятиями необходимо обратится к ст. 24-27 УПК, регламентирующим основания освобождения от уголовной ответственности и уголовного преследования. Исходя из анализа этих статей, при прекращении уголовной ответственности, прекращается и уголовное преследование, ведь уголовное преследование осуществляется в отношении конкретного лица и в случае его невиновности преступление не является прекращенным. И именно поэтому прекращение уголовного преследования не прекращает уголовную ответственность. Исходя из этого в диспозицию статьи необходимо также добавить фразу и о незаконном освобождении от уголовного преследования, так как оно отдельно от незаконного освобождения от уголовной ответственности не является уголовно наказуемым.
Исходя из вышеуказанного нами предлагается добавить в диспозицию статьи 300 УК РФ указание на уголовное преследование (Незаконное освобождение от уголовного преследования или от уголовной ответственности лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления…), а также добавить ч. 2 в которой отдельно был бы указан прокурор, и его действия по незаконному вынесению постановления, об отказе в возбуждении уголовного дела, а также незаконному отказу в утверждении обвинительного заключения. Также нами предлагается ввести ч. 3 по которой к ответственности может быть привлечен судья, за незаконное прекращение прекращение уголовного дела в судебном заседании с назначением судебного штрафа или без такового.
Таким образом проведенное исследование выявило ряд проблем в правовом регулировании института незаконного освобождения от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ). Принятие предложенных мер позволит повысить эффективность борьбы с незаконным освобождением от уголовной ответственности и обеспечить соблюдение принципов уголовного права и прав человека.
Список литературы Проблемы законодательной регламентации незаконного освобождения от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ)
- "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024).
- Преступления против правосудия / А.С. Горелик, Л.В. Лобанова; Ассоц. юрид. центр. - Санкт-Петербург: Изд-во Р. Асланова: Юрид. центр Пресс, 2005. - 489 с. EDN: TKIAWZ
- "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 22.04.2024).