Процессуальная диалогичность в контексте речевых особенностей политико-административного сетевого медиадискурса
Автор: Чекунова Марина Анатольевна
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика @vestnik-susu-linguistics
Рубрика: Лингвистическая дискурсология
Статья в выпуске: 1 т.14, 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье автор обращается к диалогичности как одной из ключевых дискурсивных характеристик и рассматривает ее новые особенности в аспекте формирования политико-административного медиадискурса в Интернете. Опираясь на труды ведущих исследователей, автор определяет диалоговую природу нового типа дискурса и выявляет такую его качественно новую уникальную черту, как процессуальность. Диалоговость является базовым принципом формирования и функционирования политико-административной интернет-коммуникации. Коммуникатор, стремясь в данной ситуации учесть ожидания массовой аудитории и приблизиться к ней, ищет пути речевой имитации политической идентичности с широкими социальными слоями. Практически любое высказывание в политико-административном дискурсе пронизано скрытой диалогичностью, направлено на инициирование диалога. От эффективности диалогического взаимодействия во многом зависит успешность выполнения управленческих решений и их одобрения и поддержки в современном гражданском обществе. Диалоговость находит свое выражение в косвенной адресации смыслового акцентирования тех или иных компонентов содержания. Идентификация позиции автора и читателя выражается в реализации стратегии автора на сближение с адресатом. Диалогические отношения строятся на основе соотношения смысловых позиций автора и аудитории. В особой виртуальной ситуативной контекстности активно переплетаются и динамично взаимодействуют пространственно-временные категории. Процессуальность проявляется том, что процесс порождения и восприятия текста происходит в режиме реального времени при условии общности понимания ситуации, схожести знаний о мире. Микроблоги и блоговые тексты политико-административного дискурса представляют собой частицу непрерывно движущегося потока человеческого опыта, на основе которого осуществляется стратегическое и тактическое планирование речевого взаимодействия в аспекте его диалоговой взаимонаправленности как экстралингвистических условий общения.
Диалогичность, процессуальность, дискурс, медиадискурс, интернет
Короткий адрес: https://sciup.org/147154046
IDR: 147154046 | DOI: 10.14529/ling170107
Текст научной статьи Процессуальная диалогичность в контексте речевых особенностей политико-административного сетевого медиадискурса
Политизация и медиатизация информационного пространства и выход политико-административной деятельности в публичную сферу определили необходимость междисциплинарного подхода к изучению языка и стиля политико-административной коммуникации. Собственно политическая коммуникация уже стала предметом такого нового междисциплинарного научного направления как политическая лингвистика, которое объединило политологию, социолингвистику, стилистику и риторику. Интегрированность подхода к изучению публичной политической речи характерна для работ целого ряда исследователей: Е.И. Шей-гал, А.Н. Баранова, О.Н. Паршиной, Н.А. Купиной, А.П. Чудинова, А.А. Романова, В.Н. Базылева, Н.М. Мухарямова, В.З. Демьянкова, и др. Так, по мнению Е.И. Шейгал, основной задачей политического дискурса является «вскрытие механизмов сложных взаимоотношений между властью, познанием, речью и поведением» [13, с. 7]. В этом смысле виртуальный политико-административный медиадискурс оказывается дополнительно осложнен взаимодействием с компьютером и особенностями информационных технологий, под воздей- ствием которых складывается данный вид общения. В то же время сегодня вопросы культуры политико-административного общения должны рассматриваться в ракурсе общих тенденций функционирования языка и преобразований норм литературной речи. Как и в политической лингвистике, особенности политико-административного речевого взаимодействия не могут быть объективно изучены вне социолингвистического подхода к проблемам взаимодействия языка и общества, исследований языка и стиля средств массовой информации, риторики, культуры речи и др.
Мнение А.Н. Баранова о политическом дискурсе как совокупности дискурсивных практик, «идентифицирующих участников политического дискурса как таковых или формирующих конкретную тематику политической коммуникации» [2], соотносится и с сущностью политико-административного дискурса, в котором формирование конкретной тематики политико-административной интернет-коммуникации происходит в условиях непосредственной идентификации ее участников в процессе их интерактивного взаимодействия (SergeiMorozov @morozov_si 25 окт. 2014 г.: Мне кажется, первый опыт проведения #медианочь73 удался. p/ukdXIWQ_Fn/ ).
Таким образом, политико-административная интернет-коммуникация может быть рассмотрена как речевая деятельность, направленная на формирование определенного общественного отношения к реальным управленческим решениям власти и на побуждение общества к соответствующему поведению. Соглашаясь с позицией А.П. Чудинова, который считает, что «политическая коммуникация не только передаёт информацию, но и оказывает эмоциональное воздействие на адресата, преобразует в сознании человека политическую картину мира» [12, с. 6–7], необходимо отметить, что политико-административный медиадискурс в интернете имеет еще более ярко выраженную эмоциональность, которая проявляется в речевых особенностях и обусловлена общими характеристиками интернет-общения и информационных технологий ( Алексей Островский ретвитнул(а) : ИГОРЬ ПЕРЕСТОРОНИН @pergament67 24 мар. 2013 г.: @a_ostrovskiy нам простым крестьянам по фиг! если надо порвем за БАТЮ! Главное-продолжай что начал!!!!) .
Важным аспектом политико-административной коммуникации в неформальной интернет-среде является высокая степень диалогичности, которая проявляется в том, что представитель власти, стремясь в данной ситуации учесть ожидания массовой аудитории и приблизиться к ней, ищет пути речевой «имитации политической идентичности» с широкими социальными слоями [11, с. 36].Тем самым суждение А.К. Михальской, которая говорит, что «если для политиков предшествующих эпох необходимо было в первую очередь владение искусством публичного выступления (оратории), то для современного политического лидера … требуется также, а возможно, и в первую очередь, мастерство публичного диалога» [10, с. 139], следует развить и в отношении политикоадминистративной коммуникации, в которой от эффективности диалогического взаимодействия во многом зависит успешность выполнения управленческих решений и их одобрения и поддержки в современном гражданском обществе. Авторские записи демонстрируют устойчивую диалогическую направленность ( Арсен Каноков @ ArsenKanokov 13 янв. 2011г.: Уже через полчаса 2011-й год вступит в законные права и по старому стилю. Всем веселого праздника и счастливого года! Мира и добра! ).
Как справедливо утверждает М.М. Бахтин, «всякое понимание живой речи носит активно ответный характер (хотя степень этой активности бывает весьма различной); всякое понимание чревато ответом и в той или иной мере обязательно его порождает: слушающий становится говорящим» [3, с. 246]. Для политико-административной коммуникации данный подход имеет принципиальное значение. Идеи М.М. Бахтина привели к пониманию диалога как «особой формы общения с возможностью совершенствования процессов совместного познания, координации действий среди коллективов и достижения подлинных социальных изменений» [цит. по 2, с. 18]. Вопрос координации действий и достижения социальных изменений напрямую может быть соотнесен с политикоадминистративной коммуникацией, для которой диалоговость – это базовый принцип формирования и функционирования.
Отношение М.М. Бахтина к диалогу как к залогу человеческого взаимопонимания, совместному поиску истины через сотворчество и взаимопонимание, как нельзя лучше соответствует содержанию и направленности политико-административной коммуникации в блогосфере, которая является площадкой формирования гражданского общества, основанного на принципах взаимопонимания и сотрудничества. Мысль М.М. Бахтина о том, что диалогичность свойственна не только диалогу, но и монологу, и что она не только «наиболее явно эксплицируется в собственно диалоге как форме речи, но пронизывает и другую её форму – монолог» [3, с. 303] предвосхищает специфику виртуального общения в целом и политикоадминистративного медиадискурса в Интернете – в частности. Монологические высказывания авторов в блогах и микроблогах могут быть ответными репликами (и тогда диалогичность проявляется в них открыто). Но практически любое высказывание в Интернете, в том числе и в политикоадминистративном дискурсе, пронизано скрытой диалогичностью, направлено на инициирование диалога ( Вениамин Кондратьев @kondratyevvi 24 сент.: Сочи соревнуется за место символа на новой банкноте РФ. Пока уступаем Казани. @RusMinnikhanov, мы готовы бороться за побе-ду.#пишусам ).
Бахтинские мысли о диалогичности подтверждают и исследования М.Н. Кожиной, называющей диалогичность «фундаментальным свойством речи», которое является реализацией коммуникативной функции языка и может быть выражено в двух формах речи: диалоге (эксплицитно) и монологе (имплицитно) [8, с. 37]. Из форм диалогичности научной речи, выделенных М.Н. Кожиной, в политико-административном медиадискурсе Интернета реализуются все три: и «разговор» с оппонентами или единомышленниками (Вениамин Кондратьев @kondratyevvi 18 окт.: Буду принимать кадровые решения. Кубанцы не должны мёрзнуть только потому, что кто-то не справляется с обязанностями.#пишусам), и сопоставление и анализ двух и более точек зрения в процессе рассуждения автора как внутренняя диалогическая речь (SergeiMorozov @morozov_si 25 окт. 2014 г.: Мне кажется, первый опыт проведения #медианочь73 удался. ), и «разговор» с читателем, привлечение (или даже вовлечение) читателя к полемике, к обсуждаемой и описываемой теме, своеобразное приглашение к сотворчеству и сомышлению (GeorgiyPoltavchenko @ G_Poltavchenko 21 апр. 2012 г.: Большое спасибо всем кто принял участие в субботнике. Наш с Вами ГОРОД заслуживает заботливого отношения своих жителей :-)).
Здесь ярко проявляется адресованность читателю, выраженная и прямо, и косвенно. Хотя диа-логовость, направленная на массовую аудиторию, больше находит свое выражение в косвенной адресации с помощью смыслового акцентирования тех или иных компонентов содержания.
Весьма значима для политико-административного сетевого медиадискурса и идентификация позиции автора и читателя [7, с. 29], которая выражается в реализации стратегии автора на сближение с адресатом, организации читателя на размышление и в конечном счёте принятие точки зрения автора ( GeorgiyPoltavchenko @ G_Poltavchenko 3 мар. 2012 г.: @nickMCcan вопросы всегда найдутся, а ремонтом улично-дорожной сети займёмся чуть позже, когда погодные условия позволят... ).
Характерна для политико-административного медиадискурса в блогосфере и та смысловая конвергенция, о которой М.М. Бахтин говорил как об условии возникновения диалогических отношений, при которых во взаимодействии коммуникантов соотносятся смысловые позиции [3, с. 303–304]. Специфика содержания блогов и микроблогов политической администрации состоит именно в том, что диалогические отношения строятся на основе соотношения смысловых позиций автора и аудитории ( В. Миклушевский @ v_miklushevskiy 17 нояб. 2015 г.: #ВМ: Игра была крайне напряженной. Ребята бились изо всех сил. Приморцы этого ждали. Победа заслуженная – 4:2! Поздравляю! ).
Размышляя о диалогичности, разные исследователи трактуют это понятие как в узком, лингвистическом, аспекте, подразумевая под этим внешнюю диалогизацию монологических по форме текстов при помощи различных языковых средств, так и в более широком, философски обусловленном подходе к внутренней диалогичности в смысле отношений между предшествующими и последующими текстами. Для блогов и миниблогов политико-административного медиадискурса более всего характерна внутренняя диалогичность с потенциальным адресатом, который, «адекватно понимая предшествующий текст, интерпретирует его и создает свой собственный текст, в чем-то аналогичный, но не тождественный по форме и содержанию чужому тексту» (SergeiMorozov @ morozov_si 18 нояб. 2015 г.: Сегодня отмечается международный день отказа от курения. Лично я не курю, и вам не советую!). [1, с. 153]. Если А.Ю. Арутюнова отмечает данное свойство диалогичности в первую очередь по отношению к художественному дискурсу, то мы наблюдаем его устойчивость и в примерах политико-админи- стративного медиадискурса в Интернете, а именно – в пространстве блогосферы.
При общей тенденции влияния разговорности на современную коммуникацию стиль текстов политико-административного виртуального медиадискурса также испытывает такое воздействие. Язык и стиль микроблоговых и блоговых текстов проявляет признаки устно-коммуникативной разговорности на всех уровнях языковой системы: и лексическом (Вениамин Кондратьев @ kondratyevvi 31 авг.: Социалки это тоже касается. В больнице врачей нет, смертность высокая. Места под новые школы не готовы. Чего ждут — непонятно), и синтаксическом (Арсен Каноков @ArsenKanokov 27 июн. 2013 г.: Что карманах? Вот так средь бела дня, в парке. Правда, извинились за любопытство. Расписание на день, кредитки, записка от сына), и стилистическом (SergeiMorozov @ morozov_si 17 янв.: Принимаю участие в Дне снега. Здорово, что здесь целыми семьями ульяновцы приобщаются к… ). Политико-административный медиадискурс в интернете отвечает тем признакам, которые выделяет в дискурсе Т.А. Ван Дейк, считающий дискурсом в широком смысле «коммуникативное событие, происходящее между говорящим и слушающим… в процессе коммуникативного действия в определенном временном, пространственном и прочем контексте», а в узком – как «вербальная составляющая коммуникативного действия, которое затем именуется текстом» [6, с. 113]. И в том, и в другом смыслах высказывания, продуцируемые в политико-административном виртуальном медиадискурсе, формируются как тексты, которые предназначены для определенного пространства и соответствуют определенному времени. Причем под воздействием новых информационных технологий данные тексты обнаруживают особую виртуальную ситуативную контекстность, в которой пространственновременные категории активно переплетаются и динамично взаимодействуют.
Особенно важен признак процессуальности, на который обращают внимание Е.С. Кубрякова и О.В. Александрова в работе «Виды пространств текста и дискурса» [9, с. 19]. Данный признак системно реализуется в данном типе дискурса, так как процесс порождения и восприятия текста происходит здесь и сейчас, практически в режиме реального времени. Таким же существенным признаком является общность понимания ситуации, схожесть знаний о мире, без которой, по мнению Т.А. Ван Дейка, дискурс не может «возбуждать реакцию, как это происходит в живом разговоре» [6, с. 122]. Значимость единого социального контекста определяет и специфику политикоадминистративного медиадискурса в интернете, успешность которого зависит от живости и непринужденности того разговора, который реализует автор в своем блоге. Для данного типа дис- курса действительно крайне важна, как отмечает И. Беллерт, интерпретация текста, обусловленная «знанием ситуации, предшествующего контекста и общими знаниями о мире» [4, с. 172]. С этой точки зрения, именно ситуация неформальной политико-административной коммуникации в интернете представляет собой то «уникальное стечение обстоятельств, при которых и для которых он был создан», о котором говорит Б.М. Гаспаров [5, с. 10]. Микроблоги и блоговые тексты политико-административного дискурса на самом деле представляют собой частицу непрерывно движущегося потока человеческого опыта, на основе которого осуществляется стратегическое и тактическое планирование речевого взаимодействия в аспекте его диалоговой взаимонаправлен-ности как экстралингвистических условий общения.
Список литературы Процессуальная диалогичность в контексте речевых особенностей политико-административного сетевого медиадискурса
- Арутюнова, А.Ю. Диалогичность текста и категория связности: моногр./А.Ю. Арутюнова. -Пятигорск: РИА-КМВ, 2009. -176 с.
- Баранов, А.Н. Введение в прикладную лингвистику/А.Н. Баранов. -М.: Эдиториал УРСС, 2002. -360 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества/М.М. Бахтин. -М.: Искусство, 1979. -424 с.
- Беллерт, И. Об одном условии связности текста/И. Беллерт//Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистика текста. Вып. VIII. -М.: Прогресс, 1978. -С. 172-207.
- Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования/Б.М. Гаспаров. -М.: Новое литературное обозрение, 1996. -352 с.
- Дейк ван, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: пер. с англ./Т.А. ван Дейк, сост. В.В. Петрова; под ред. В.И. Герасимова; вступ. ст. Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова. -М.: Прогресс, 1989. -312 с.
- Дускаева, Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров/Л.Р. Дускаева. -Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2004. -276 с.
- Кожина, М.Н. О диалогичности письменной научной речи/М.Н. Кожина. -Пермь: ПГУ, 1986. -91 с.
- Кубрякова, Е.С. Виды пространств текста и дискурса/Е.С. Кубрякова, О.В. Александрова//Категоризация мира: пространство и время. -М., 1997. -С. 15-45.
- Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово/А.К. Михальская. -М., 1996. -416 с.
- Попов, М.Н. Политическое красноречие/М.Н. Попов. -СПБ.: типо -лит. С.М. Муллер, 1906. -79 с.
- Чудинов, А.П. Политическая лингвистика/А.П. Чудинов. -2-е изд. -М.: Флинта: Наука, 2006. -352 с.
- Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса/Е.И. Шейгал. -Волгоград: Перемена, 2000. -440 с.