Процессуальные проблемы применения мер принуждения при производстве следственных действий
Автор: Шаповалова А.Ф.
Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep
Рубрика: Научный дебют
Статья в выпуске: 1 (54), 2021 года.
Бесплатный доступ
В настоящей статье рассматриваются вопросы и проблемы тактики производства следственных действий в ситуации конфликта между лицом, производящим следственные действия, и лицом, являющимся носителем информации. В условиях конфликта лицо стремится сообщить минимум информации или недостоверную информацию. Тактика следователя по получению интересующих сведений от лица есть совокупность научно обоснованных приемов. Совокупность приемов формирует тактическую операцию. Успех получения информации от лица, не желающего сообщать информацию, зависит от логического последовательного, непротиворечивого чередования приемов. Только тогда в сознании допрашиваемого лица формируется нужное следователю представление об обстоятельствах расследования, глубины знания следователем всех фактических данных. В результате возникает неуверенность. Неуверенность склоняет к мысли о бесперспективности конфликтной ситуации со следователем. Формируется мотив сообщить следователю интересующие сведения. Позиции специалистов о разграничении форм воздействия на сознание опрашиваемого (психологического, психического, физического) кардинально отличаются, часто абсолютно не совместимы. Такое положение является предметом исследования, в том числе в рамках представленной статьи.
Процессуальное принуждение, следственные действия, личный обыск, конфликтная ситуация
Короткий адрес: https://sciup.org/142226775
IDR: 142226775
Текст научной статьи Процессуальные проблемы применения мер принуждения при производстве следственных действий
Меры процессуального принуждения по своей природе полагают введение в область прав и свобод гражданина. Поэтому человеку всегда предоставляются конкретные процессуальные гарантии, которые служат защитой прав и свобод человека при использовании к нему определенных мер принуждения. К числу таких обязательств относится достаточно непростой процессуальный ряд применения мер принуждения. Без сомнений, процессуальное принуждение используется только после того, как возбудят уголовное дело, когда будут установлены признаки преступления и понятно, что необходимо уголовное судопроизводство. Эти меры применяются только при наличии указанных в законе оснований следователь, дознаватель и суд обязаны установить определенные фактические основания обстоятельства уголовного дела, которые соответствуют указанию законодателя об основаниях для применения той или иной меры.
Описание исследования
В уголовном праве лицо несет уголовную ответственность лишь за действие (бездействие), которое является результатом свободно избранного им акта внешнего волевого поведения, осуществляемого под контролем его сознания. В УК РФ впервые в российском законодательстве нормативно формализованы такие виды обстоятельств, исключающие преступность деяния, как физическое и психическое принуждение. Согласно ст. 40 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения человек не мог руководить своими действиями (бездействием). Под физическим принуждением понимается болезненное воздействие на тело человека или его телесные функции, которое лишает его способности полностью или частично избирательно руководить своими действиями.
Для разрешения конфликтных ситуаций в ходе следственных действий применение мер уголовного преследования обусловлено следующими характеристиками:
-
- меры уголовно-процессуального принуждения разработаны для обеспечения применения норм уголовного права;
-
- способствовуют предотвращению необратимых негативных последствий;
-
- позволяют установить истину по уголовному делу;
-
- строго определены предметы уголовного преследования;
-
- меры уголовно-процессуального характера по принуждению к нарушению личной собственности и неприкосновенности гражданина.
Основные цели реализации мер о при-ятий - избежать негативных последствий преступления, обеспечить оптимальные условия для доказательства и установления истины [3, с.190]. Например, содержание под стражей как мера принуждения помогает установить следы преступления по подозрению, с ним или дома и, следовательно, создает условия для успешного обобщения необходимых доказательств.
При проведении личного досмотра следователь может применять физическое и моральное принуждение [6, с.59]. Физическое воздействие на человека допустимо при сопротивлении и внезапном нападении. Психическое воздействие должно осуществляться в соответствии с принципами законности и морали.
При отслеживании и записи телефонных и других разговоров, доступ к содержимому телефона и иных разговоров без согласия человека запрещен. Прокуратура осуществляет надзор за строгим выполнением по соблюдению прав участников судопроизводства [7, с. 93]. Только по постановлению суда запись разговоров может быть разрешена, Прослушивать телефонные переговоры могут не только следователи, но и лица, производящие оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) [5, с.11]. Одним из тактических приемов при прослушивании является сознательно допускаемая оперативным сотрудником «утечка» преступникам информации, что их разговоры прослушиваются. Психологическое воздействие на подозреваемых преследует цель вызвать у преступников чувство неуверенности. Неуверенность иницииирует повышение активности действий, либо поиск утечки данных, связанных с происшествием. Основная цель - побудить преступников использовать полученную информацию в своих целях, в том числе через СМИ [4, с. 127]. Действуя импульсивно, преступники совершают ошибки, которые используются оперативными подразделениями для раскрытия преступлений [1, с. 223].
В ходе допроса следователь применяет вербальные (убеждение и внушение) и невербальные средства психологического воздействия (жесты, мимика, поведение при изучении действий, дистанция от общения). Для следователя общение с подозреваемым является важным средством получения необходимой информации.
При проведении следственной деятельности необходимо использовать только юридическое принуждение, которое должно помочь противодействовать расследованию.
Применение принудительных физических действий возможно только в исключительных случаях. Следователь всегда должен уважать права и свободы человека и гражданина. В императиве общения следователь стремится повлиять на мышление допрашиваемого.
Манипулятивное общение заключается в перехвате инициативы и отвлечении внимания респондента [2, с. 83]. В системе обстоятельств, препятствующих незаконным действиям, физическое или моральное принуждение играет особую роль, совершенно независящее от места. Принуждение имеет философскую глубину в основе, так как оно непосредственно связано с одним из «вечных» вопросов философии: проблемой свободы человеческой воли.
В уголовном праве характеристики принуждения оисследования.пределяются особенностями их источника, квалификации, содержания, которые отличаются от других обстоятельств. Сложная система связей позволяет проследить взаимодействие принуждения с другими обстоятельствами, исключающими преступность из деяния. Некоторые элементы принуждения , присутствующие в большом колличестве работ исследователей [8, с. 6], помогают сформировать общее представление о том, что входит в содержание принуждения в статье 40 Уголовного кодекса, и требуют серьезного исследования. Вместе стем, работы авторов, имеющие большое теоретическое и практическое значение, не содержат весь комплекс внутрисистемных связей между физическим и психологическим принуждением, не раскрывают многие аспекты взаимосвязи между принуждением и другими обстоятельствами, исключающими правонарушение. Они требуют анализа законности состояния принуждения, которому не уделяется должного внимания, взаимосвязи между физическим и психологическим принуждением и другими проблемами, не говоря уже о том, что многие из этих проблем возникли совсем недавно.
В уголовном праве есть две причины для характеристики принуждения: метод - физический и психолгический; по природе - непреодолимое и преодолимое. Помимо четырех видов принуждения, вытекающих из закона, существуют и другие. Таким образо существуют: публичное принуждение со стороны государства или муниципальных властей; общественность, которая исходит из коллективных вопросов, не созданных властью государства; личного принуждения.
Еще одним основанием для классификации являются принудительные отношения по закону. Также существует три типа принуждения: юридическое принуждение, основанное на правовых нормах; внесудебное принуждение на основе норм права (морали, этики, традиций, ритуалов и т.д.); и незаконное принуждение.
Структура принуждения определяется совокупностью важнейших и обязательных элементов, составляющих уголовно-правовой феномен принуждения. Эти элементы включают: психологическое воздействие, например, деятельность кредитора по покрытию требования. Первые два элемента являются императивным законом или актом принуждения, последний - императивным правом. Необязательный элемент - физическое насилие. Хотя он представляет большую социальную опасность и широко используется при принуждении для усиления требований, это неопределение функции принуждения.
При рассмотрении физической и психической целостности принудительных отношений, взаимопроникновения этих институтов, мною отмечено: с одной стороны, физическое принуждение содержит элементы психического принуждения; с другой стороны, физическое воздействие на тело человека, которое влияет на психику, снижает сопротивление людей по другим причинам, а психические процессы имеют свою физиологическую основу.
Главным направлением разграничения физического и психологического принуждения является характер деяния и объект противоправных действий. Существенным предметом воздействия при физическом принуждении будет тело человека, а психика человека - дополнительным, поскольку было предъявлено незаконное требование. В случае принуждения к психологическому здоровью главным объектом является именно психика. Дополнительными, но не обязательными объектами принуждения могут быть различные объекты, охраняемые уголовным законодательством, в том числе жизь и здоровье других лиц.
Заключение
В заключение это позволит сделать следующие выводы: под принуждением можно понимать подачу иска лицом, поддерживаемым насилием или угрозой его применения, и действия по соблюдению этого требования. На материальном уровне важнейшей ограничивающей характер- истикой является наличие или отсутствие свободы действий: когда это абсолютно необходимо, человек сопротивляется ситуации, когда он вынужден следовать логическому ходу ее развития.
В классификационной системе отдельные условия законности этих обстоятельств не одинаковы; обсуждается ситема условий законности физического и психологического принуждения. Все условия делятся на две причины: в отношении действий лица -объективные и вубъективные; в зависимости от сторогости закона - публичные и частные. Общие условия законности - это условия обязательства и крайней необходимости; центральной формирующей функцией принуждения является неспособность контролировать свои собственные действия.
Выводы
Изложенное позволяет сделать следующие выводы:
-
1. Правильная организация тактики производства следственных действий, тактических операций, тактических комбинаций в ситуации конфликта часто является единственным средством разрешения конфликта между следователем и допрашиваемым лицом.
-
2. Успех получения информации от лица,
-
3. Задача тактического воздействия на допрашиваемое лицо заключается в склонении лица изменить отношение к производству следственных действий. Такой результат возможен только тогда, когда у лица по-
- явится неуверенность в правильности своего поведения и сформируется чувство бесперспективности конфликтной ситуации со следователем.
-
4. При применении тактических приемов формируется мотив сообщить следователю интересующую его информацию. Позиции специалистов о разграничении форм воздействия на сознание опрашиваемого (психологического, психического, физического) кардинально отличаются, часто абсолютно не совместимы. Такое положение явялется предметом исследования, в том числе в рамках представленной статьи.
не желающего сообщать интересующую информацию, зависит от логического последовательного, непротиворечивого чередования тактический приемов, комбинаций. Только тогда в сознании допрашиваемого лица формируется нужное следователю представление об обстоятельствах расследования, глубины знания следователем всех фактических данных.
Список литературы Процессуальные проблемы применения мер принуждения при производстве следственных действий
- Глухова Е.В., Сергеев А.Б. Вопросы имплементации европейского правового стандарта проведения норм по доказыванию виновности лица в совершении преступления в российском уголовно-процессуальном законодательстве // Евразийский юридический журнал. 2017. № 3 (106). С. 220-225.
- Россинский С.О. Что такое личный обыск при задержании подозреваемого: следственное действие, непроцессуальное мероприятие или пустая формальность // Судебная власть и уголовный процесс, 2017. № 1. С 80-90.
- Сергеев А.Б., Савченко А.Н. И вновь к вопросу об объективной истине в уголовном судопроизводстве // В сборнике: Уголовный процесс: от прошлого к будущему. Материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях / Под редакцией А.И. Бастрыкина. 2014. С. 188-191.
- Смолькова И.В. Контроль и запись телефонных переговоров как следственное действие // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2014. №13. С. 125-137.
- Глухова Е.В., Сергеев А.Б. Законодательная регламентация использования результатов норм в уголовном судопроизводстве в соотношении с европейскими установками законности их (норм) проведения // Российский следователь. 2017. № 11. С. 8-12.
- Сергеев А.Б., Савченко А.Н. О моральной и правовой справедливости при рассмотрении судами вопроса о возможности прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 19 (348). С. 58-64.
- Чеботарева И.Ю., Сергеев А.Б., Сергеев К.А. Основные направления совершенствования прокурорского надзора над процессуальными решениями субъектов расследования преступлений, совершенных лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 1. № 1. С. 88-94.
- Сергеев К.А., Сергеев А.Б. Отдельные судебные ситуации при принятии решений о назначении принудительных мер медицинского характера // Медицинское право. 2018. № 1. С. 3-7.