Проекты - школа жизни, школа памяти
Автор: Стрелова Ольга Юрьевна
Статья в выпуске: 4, 2022 года.
Бесплатный доступ
Изначальный смысл проектной деятельности школьников заключается не в изготовлении «продукта», а в становлении личностных свойств и компетенций, необходимых для успешной жизнедеятельности в динамично изменяющемся и неопределенном мире. Статья служит практикоориентированным обоснованием идей, которые были развернуты в книге «История в проектах: педагогическое сопровождение учебных проектов» [1]. «Максимы» учебного проекта сформулированы в ней на основе ценностно-смыслового анализа вызовов современного мира, обусловленных ими задач школьного образования, содержания и форм личностноориентированной педагогической деятельности, особенностей интеллектуального развития и социализации детей «цифровой эпохи». В результате проектная деятельность многократно усиливает потенциал учебного предмета «История» в сфере гражданского, патриотического и духовно-нравственного развития личности, культуры памяти и общения. На примерах, представленных в статье проектов, учителя истории могут сориентироваться в области знаний, практической сфере, проблемном поле, теме и цели проекта школьника как «дороги к себе-Другому», а также узнать об общественных просветительских организациях, инициирующих одухотворенные творческие конкурсы.
Учебный проект, личностные результаты исторического образования школьников, образовательное событие
Короткий адрес: https://sciup.org/148325406
IDR: 148325406 | DOI: 10.18101/2305-753X-2022-4-74-80
Текст научной статьи Проекты - школа жизни, школа памяти
Стрелова О. Ю. Проекты — школа жизни, школа памяти // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2022. Вып. 4. С. 74‒80.
В 2021 г. в издательстве «Русское слово» вышла наша новая с профессором Е. Е. Вяземским книга «История в проектах: педагогическое сопровождение учебных проектов» [1]. В двух первых разделах обстоятельно проанализированы признаки проектной деятельности в свете вызовов обществу и образованию в начале XXI в., а также особенности учебных проектов по истории. В третьем разделе предлагаются комплексы разнообразных заданий для развития профессиональных компетенций педагогов и конструктивного взаимодействия с учащимися в процессе подготовки, презентации и защиты учебных проектов.
Цель проектной деятельности школьников в современном мире заключается не в изготовлении «продукта», а в становлении личностных свойств, разнообразных способностей и компетенций, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном динамично изменяющемся и неопределенном мире. Проект- ной деятельности школьников присущ тот же, что учебной деятельности в целом, «предмет изменения»: «Если верно, что учебная деятельность есть деятельность, в которой предметом изменения является сам субъект, т. е. сам обучающийся, то становление учебной деятельности не может быть ничем иным, как только становлением каких-то сторон самосознания, самооценки — каких-то этапов «самовоспитания» (Д. Б. Эльконин) [цит. по: 2, с. 306] (курсив наш. — О. С.).
В этой статье, не пересказывая содержание всей книги, разберем конкретные практики, доказавшие свою эффективность, и познакомим педагогов с организациями, которые помогут сориентироваться в области знаний, социальнопрактической сфере, проблемном поле, теме и цели будущей работы. Напомним, что «присоединение к существующим официальным программам, которые специально разработаны и действуют на официальном уровне» [3, с. 39‒41], является одним из вариантов самоопределения на старте проектной деятельности как в основной, так и в старшей школе.
Сегодня на сайтах многих общественных организаций, занимающихся просветительской деятельностью, есть рубрика «Проекты». Не является исключением научно-просветительный центр «Холокост» (далее — Центр), который ведет активную и разнообразную деятельность по увековечению памяти жертв Холокоста, сбору документов, свидетельств и воспоминаний, созданию мемориалов и документальных экспозиций, проведению вечеров памяти, научных конференций, образовательных и просветительских мероприятий1.
Проект «Освободители Аушвица» — одна из инициатив этого Центра, нацеленного на сохранение памяти о конкретных героях и жертвах Великой Отечественной и Второй мировой войн, об освободителях и освобожденных. 27 января 1945 г. Красная Армия освободила самый страшный нацистский лагерь, находившийся на территории Польши, — Аушвиц. С помощью педагогов и школьников сотрудники Центра восстанавливают имена солдат и офицеров Красной Армии, врачей и медсестер, лечивших освобожденных узников, репортеров и кинооператоров, задокументировавших освобождение нацистского лагеря Аушвиц и его филиалов, а также выясняют довоенные и послевоенные судьбы этих людей, ищут свидетельства очевидцев тех событий. В разделах «Освободители» и «Документы» на сайте Центра материалы поисковиков (преимущественно школьников и педагогов) собираются по трем направлениям: воины Красной армии, медики и репортеры; публикуются их фотографии, ксерокопии наградных листов, благодарственных писем от бывших узников Аушвица, фрагменты военных дневников, интервью участников тех исторических событий.
Среди пока еще небольшого количества таких материалов опубликован рассказ о встрече восьмиклассницы из г. Энгельса Софьи Лобановой и ее научного руководителя — учителя истории Г. В. Войновой с педагогами, учащимися и работниками краеведческого музея в поселке Самойловка Саратовской области (2019 г.).
До этого события Софья Лобанова в течение двух лет работала над проектом «Освобождение Аушвица — уникальный пример межнациональной толерантно- сти». В процессе исследования она нашла уроженца села Самойловка, погибшего при освобождении Аушвица, Ивана Федоровича Борщева, и восстановила его боевой путь от начала Великой Отечественной войны до последнего дня жизни — 27 января 1945 г. По крупицам, «с замиранием сердца», Софья собирала информацию, проверяла противоречащие друг другу сведения, часто получала новые вопросы вместо ответов™
Впервые результаты своего исследования школьница представила на региональном круглом столе «Холокост: исследуем во имя будущего» (г. Саратов, 2018 г.). На нем присутствовала учитель истории из села Самойловка. Оказалось, что о подвиге земляка в поселке ничего не знают, в краеведческом музее о нем информации также нет. «Какая странная порою жизнь™ — рассуждает Софья. — Данные об Иване Федоровиче находятся в свободном доступе, а на малой родине о нем ничего неизвестно. Нас переполняло чувство гордости за проделанную работу, хотелось скорее побывать на родине героя, рассказать о его подвигах, поделиться найденной информацией. Мы долго ждали приглашения, но так его и не получили™» [4] (курсив наш. — О. С .).
Тогда школьница и педагог поставили перед собой новую задачу: вернуть имя героя на историческую родину и, по возможности, найти родственников И. Ф. Борщева, передать им результаты исследования. Второй этап проекта растянулся на год. К проекту Софьи Лобановой примкнули сотрудники Самойлов-ского краеведческого музея, ребята-краеведы и педагоги поселковой школы, которые помогли отыскать родственников героя, в селе давно не проживающих.
15 сентября 2019 г., приехав в Самойловку, Софья познакомила своих сверстников и взрослых с результатами проекта, передала в краеведческий кружок и музей найденные ею документы: наградные листы, паспорт места захоронения, фотографии мемориального комплекса в Польше, где захоронен Иван Борщев. В результате плодотворной совместной работы с земляками И. Ф. Борщева имя героя было возвращено на его малую родину.
Но, как рассказывает Софья Лобанова, в Самойловке ее ждал еще один сюрприз. Оказалось, что в ее родном городе Энгельсе проживает младший внук И. Ф. Борщева.
«Юрий Владимирович, — вспоминает Софья, — согласился радушно принять нас в гостях. Оказалось, что в семье хранится только документ 1941 г. о пропаже И. Ф. Борщева без вести, больше никакой информации у родных не было. Страшнее всего в жизни — это неизвестность. По рассказам внука, Юрия Владимировича, бабушка до конца своих дней сомневалась в гибели мужа и все время рассказывала, как она с маленькой Лидочкой на руках провожала своего Ванечку. Мы рассказали все, что смогли найти о героических подвигах лейтенанта Ивана Борщева. Юрий Владимирович является инвалидом по зрению, он незрячий с детства. Трудно передать эмоции , которые мы испытали, передавая семье документы, не описать словами, что чувствует слепой человек, поглаживая в руках страницы наградных документов своего деда, а скупая мужская слеза катится по щеке™ В комнате стояла тишина, мы долго молчали, даже маленький Даня притих, еще не понимая, что речь идет о его героическом прадеде™» [4] (курсив наш. — О. С. ).
А вот другая история™ Надежда Чурсина — социальный педагог МБОУ СОШ им. Героя России О. А. Пешкова в селе Хрущевка Липецкой области, после летней школы Центра заинтересовалась вопросом: были ли среди освободителей Аушвица ее земляки? Педагог вместе с ребятами из школьного клуба «Дорогой памяти» организовали поиск своих земляков и проанализировали базы данных освободителей Аушвица. В этом списке они обнаружили двух человек, родившихся в Липецком районе: Черкасов Степан Сергеевич (1903–1945) и Владимиров Виктор Порфирович (1925 г. р.). Школьники установили, что красноармейцы были призваны Липецким РВК Воронежской области. Тогда участники поисковой группы провели самостоятельный поиск в базе данных Министерства обороны и узнали, что два земляка в январе 1945 г. были в числе освободителей лагеря Аушвиц. Но 27 января для одного из них стало днем гибели, а для другого — днем подвига, за который В. П. Владимиров получил орден Славы III степени. Сейчас поисковики собирают сведения о послевоенной судьбе героя и его родственниках.
В центре села Грязное, откуда был родом С. С. Черкасов, стоит памятник воинам-землякам. Но в списке погибших нет его имени. Ребята обратились в администрацию сельского поселения и объяснили цель поиска. В результате совместных действий с сотрудниками библиотеки и дома культуры села Грязное нашлась внучка Степана Сергеевича — Любовь Васильевна Черкасова. Школьники встретились с ней и поделились полученной информацией. «В конце встречи, — рассказывают ребята, — мы говорили о том, что сохранение памяти о конкретных судьбах героев и жертв Великой Отечественной войны очень важно. Но помнить — это не только знать о событиях и людях, судьбы которых кардинально изменились или оборвались. Это еще и изучение опыта, пусть и трагического, осознание феномена нацизма и его последствий, выбор будущего пути развития . Мы обязательно продолжим поиск и нашу работу в рамках проекта» 1 (курсив наш. — О. С .).
Третья история… Неожиданный результат дало общение участников городской конференции школьников «Холокост: память и предупреждение» (г. Вологда, 2015 г.)2. Большинство докладов было посвящено вологжанам — освободителям Аушвица и его филиалов, потому что учащиеся и педагоги из разных школ города и области включились в проект «Освободители Аушвица», активно ищут и находят информацию о бойцах 100-й Львовской стрелковой дивизии и 286-й Ленинградской стрелковой дивизии 1-го Украинского фронта, которые были сформированы на территории Вологодской области.
Рассказ О. С. Шалагиной, руководителя поисково-исследовательской группы учащихся оборонно-спортивных классов, позволяет оценить не только масштабы, но и разнообразие источников и видов деятельности юных поисковиков: «Старшеклассники ищут информацию о бойцах и командирах 286-й стрелковой дивизии на сайтах «Подвиг народа», «Память народа», «Мемориал» Минобороны РФ, «Бессмертный полк». Были проанализированы наградные документы, журналы боевых действий, документы госпиталей и медсанбатов, а также описа- ния и списки захоронений советских солдат и офицеров. Осуществлялся поиск родственников бойцов в социальных сетях. На каждого военнослужащего составляется анкета, копируется наградной лист, подтверждающий его участие в освобождении концлагеря, прилагается фотография. В настоящее время собраны данные на 500 человек» [5, с. 186]. Изучив военные биографии красноармейцев, школьники определили географию призыва военнослужащих 286-й стрелковой дивизии, их возрастной и национальный состав, имена и места захоронения воинов, павших при освобождении концлагеря в Явожно.
Рассказ преподавателя из Челябинской области А. А. Филипповой интересен свидетельствами о коммуникативной стороне проекта «Освободители»: « Огромную помощь в получении информации об освободителе мы получаем от взаимодействия с военными комиссариатами г. Чебаркуль и Челябинской области. С помощью их сотрудников нам удалось получить копию военного дела не только чебаркульца Н. И. Парфенова, но и жителя Архангельской области А. Н. Багрецова, архивные справки из архива Министерства обороны России на А. Я. Богомолова, А. П. Букина, В. А. Ширшова и ряд других освободителей, а также учетные карточки участников войны.
К сожалению, краеведческие музеи нашего района, г. Троицка, Архангельской области не пополнили наши сведения о воинах-освободителях, а вот в маленьком музее МОУ «Боровская ООШ имени С. А. Глазырина» Чебаркульского района удалось найти анкету ветерана войны, заполненную Н. И. Парфеновым 15 февраля 1985 г. В разделе «Опишите боевой путь, наиболее памятные эпизоды фронтовой жизни, военные операции» Николай Иванович написал: «Участие в боях за Польшу. Наиболее значимое сражение за г. Краков и Освенцим <...>
Откликнулась на наш запрос об А. Н. Багрецове администрация МО «Лешу-конский муниципальный район» Архангельской области: с помощью его дочери подтвердила на присланной нами фотографии своего земляка, выслала портрет и статью из районной газеты <…>
Обращения в Совет ветеранов г. Чебаркуля и Челябинской области позволили установить даты рождения и смерти, адреса проживания после войны А. Ф. Маклакова, В. М. Прутова. А с помощью Совета ветеранов г. Троицка мы узнали, что у В. А. Ширшова в этом городе живет дочь <…>
Управление социальной защиты населения г. Чебаркуль на вполне законном основании оказало помощь в установлении контакта с сыном Н. И. Парфенова, проживающим в нашем районном центре, и с дочерью В. М. Прутова из Магнитогорска <…>
Найти родственников разыскиваемых освободителей помогают социальные сети. Мы заметили, что детей можно найти на «Одноклассниках», а вот правнуков — в «ВК». С помощью сайта «Одноклассники» мы разыскали внуков Н. И. Парфенова — Ирину и Константина, дочь В. А. Ширшова Галину из Троицка, дочь А. Н. Багрецова Галину, которая живет в Татарстане. На сайте «ВК» нашли правнуков А. Н. Багрецова. Их поиск пополнил нашу копилку сведений об освободителях: родственники отправляли нам копии военны хфотографий, имеющихся у них документов. Но никто из них не знал о том, что их отец, дед, прадед участвовал в освобождении Аушвица...» [5, с. 194‒197].
«Еще у меня был случай в 9-м классе на уроке истории, — рассказывает педагог С. А. Тиханкина. — Участник проекта Максим отвечал у доски по теме
«Завершающий этап войны (1944‒1945 гг.), показывал на карте продвижение наших войск в Польше и вдруг «застыл». Спрашиваю, что случилось? Забыл? Он с удивлением и радостью в голосе буквально прокричал: «Так ведь здесь наша 100-я дивизия воевала! Это же те самые места, о которых мы читали в наградных документах и журналах боевых действий!» В этот момент у него произошло соединение биографий людей, которых он находил, участвуя в проекте, и места конкретного исторического события. Думаю, что после такого «озарения» он не забудет, кто освобождал Аушвиц. Самым интересным для меня было наблюдать изменения в учениках. Начиная проект, я показывала эту же карту, рассказывала о боевых действиях 100-й дивизии, но осознание, «принятие» этих знаний произошло только тогда, когда они сами восстановили судьбы освободителей, когда эта информация стала для них личностно значимой »1 (курсив наш. — О. С. ).
«Помнить — это не только знать…», — признаются школьники, принявшие участие в поисково-исследовательском проекте «Освободители». Как бы вы продолжили эту фразу, ознакомившись с проектами старшеклассников? Каковы, на ваш взгляд, нравственные риски участия школьников в поисковоисследовательских и коммеморативных проектах (т. е. связанных с восстановлением памяти о людях и событиях советского / военного прошлого)? Как можно предотвратить или минимизировать эти риски в педагогическом сопровождении учебных и социальных проектов? Если вы примете решение приобщить своих школьников к участию в проектах гражданско-патриотической направленности, с чего вы начнете? Каким образовательным событием можно будет завершить учебный проект для того, чтобы он стал «школой жизни», «школой памяти»?
Список литературы Проекты - школа жизни, школа памяти
- Стрелова О. Ю., Вяземский Е. Е. История в проектах: педагогическое сопровождение проектной деятельности. Москва: Русское слово, 2021. 200 с. Текст: непосредственный.
- Асмолов А. Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. Москва: Просвещение, 2015. 448 с. Текст: непосредственный.
- Индивидуальный проект. 10-11-е классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М. В. Половкова [и др.]. Москва: Просвещение, 2019. 160 с. Текст: непосредственный.
- Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте: сборник / составители М. В. Гилева, Т. Б. Пасман, С. А. Тиханкина; под редакцией И. А. Альтмана. Москва: МИК, 2021. Вып. 16-17. 216 с. Текст: непосредственный.
- Освобождение союзниками нацистских концлагерей (1944-1945): материалы 10-й международной конференции "Уроки Холокоста и современная Россия" / составители И. А. Альтман, М. В. Гилева, С. А. Тиханкина; под редакцией И. А. Альтмана. Москва: МИК, 2020. 208 с. Текст: непосредственный.