Профилизация высшей школы СССР в 1930-е годы (по материалам Нижнего Поволжья)
Автор: Белицкая Маргарита Александровна
Журнал: Грани познания @grani-vspu
Рубрика: Исторические науки
Статья в выпуске: 6 (101), 2025 года.
Бесплатный доступ
На основе архивных источников и научной литературы анализируется процесс реформирования системы высшего образования СССР в 1930-е гг. Отдельное внимание уделяется анализу процесса перехода высших учебных заведений в ведомственное подчинение. Показано соответствие профилей открываемых институтов Нижнего Поволжья народно-хозяйственной специализации региона.
Высшее образование, ведомственное подчинение, вузы, Нижневолжский край, подготовка кадров, народное хозяйство
Короткий адрес: https://sciup.org/148332619
IDR: 148332619 | УДК: 94
Текст научной статьи Профилизация высшей школы СССР в 1930-е годы (по материалам Нижнего Поволжья)
№ 6(101). 24 декабря 2025 ■
Развитие внутренней инфраструктуры народно-хозяйственного комплекса России является на сегодняшний день одним из важнейших приоритетов государственной политики. В условиях санкционного давления и экономического противостояния возникает необходимость укрепления национального технологического суверенитета, который напрямую зависит от уровня развития государственной системы образования и науки в целом. В этой связи изучение отечественного исторического опыта создания мощной промышленной базы в комплексе с процессом укрепления системы образования и науки в период социалистической модернизации СССР представляется актуальным.
В конце 1920-х–1930-е гг. советское государство совершило значительный технологический рывок в своем социально-экономическом развитии. В условиях обострения международной напряженности требовалось быстрое развитие народно-хозяйственного комплекса страны для обеспечения ее суверенитета и безопасности. Решающее значение в достижении поставленных целей имел вопрос создания качественно новой системы быстрой подготовки кадров высшей квалификации.
Изучению опыта реформирования советской вышей школы ученые в разные годы уделяли внимание. Уже в 1930-е–1940-е гг., когда ещё подходы к осмыслению первоначального опыта создания советской системы высшего профессионального образования только формировались, были опубликованы сборники документов, включающие аналитические статьи советских авторов о первых итогах социалистического строительства [8], которые также частично публиковались в периодической печати того времени [1]. Данные труды содержали многочисленные статистические данные, однако в большей степени были посвящены описанию роли партийных органов власти в социалистическом строительстве. В послевоенные годы исследования авторов отличались научным подходом к анализу механизмов реализации реформы высшего образования. К данным трудам относятся работы К.Т. Галкина [3], В.Н. Елютна [7], А.Я. Синецкого [19], и др. На современном этапе на первый план выходят региональные исследования, позволяющие определить роль регионов в решении вопроса о подготовке кадров в 1930-е гг. Среди работ регионального характера следует обозначить труды Е.И. Демдовой [4], Е.Ю. Болотовой, О.Н. Савицкой [2] и др.
Необходимо отметить, что реформирование советской высшей школы в 1930-е гг. стало частью комплексного процесса социалистической модернизации, реализуемой с целью укрепления обороноспособности и преодоления экономической отсталости СССР. Происходило форсированное наращивание промышленного производства, осуществлялась коллективизация сельского хозяйства, вводилась централизованная система распределения ресурсов. В целях сокращения сроков достижения поставленных целей, вводились пятилетние планы экономического развития. Всего за предвоенное десятилетие было создано более 9 тыс. предприятий. Столь амбициозные задачи потребовали широкого вовлечения народных масс в развитие народного хозяйства, поэтому проводились преобразования в социальной сфере, получившие название процесса «культурного строительства», направленного на создание условий для формирования социалистического гражданина, воспитанного в русле коммунистической идеологии, способного принимать деятельностное участие в развитии советского государства.
В ходе многочисленных дискуссий, решений пленумов по разработке путей модернизации экономики за основу всех преобразований был взят лозунг «Кадры решают всё!», высшее образование стало играть ключевую роль в системе социалистических преобразований. В 1929 г. задача подготовки кадров высшей квалификации была обозначена на конференции пролетарского студенчества (далее – Пролетстуда) Наркомом просвещения А.В. Луначарским: «Вопрос о кадрах – это труднейшая на сегодняшний день задача, от её решения зависит успех реконструкции всего нашего хозяйства» [15].
В 1930-е гг. реализовывалась масштабная реформа системы высшего образования, которая была выстроена на качественно новых, новаторских формах соединения образования и науки с производством. Это был сложный процесс, прошедший этапы от разработки концепции развития высшей школы, до сложившейся целостной системы советского высшего образования, убедительно доказавшей свою эффективность в исторической ретроспективе.
В основу был положен принцип создания узкопрофильных высших учебных заведений ведомственного подчинения. Профиль хозяйственной специализации регионов стал основным критерием в определении профилей высших учебных заведений, открывавшихся в регионах. Вводилась и система обучения кадров высшей квалификации без отрыва от производства, это позволило тесно связать учебный процесс с практической деятельностью.
Для быстрой подготовки профильных специалистов на июльском пленуме ЦК ВКП(б) (1928 г.) было решено связать вузы с производством, прикрепив новые институты к промышленным предприятиям. Закладывались основы перехода высших учебных заведений в ведомственное подчинение. Однако, на первых этапах реформы это затрагивало лишь вузы технического профиля. По всей стране стали создаваться высшие профессионально-технические учебные заведения, материальной базой которых закреплялись конкретные заводы и предприятия.
В связи с необходимостью подготовки специалистов для отдельных отраслей народного хозяйства и форсированием темпов промышленного развития страны, стала формироваться и законодательная база для развития отдельных профилей высших профессиональных учебных заведений. Для рационализации движения финансовых средств, направляемых на развитие высшего образования, были подсчитаны количественные показатели по нехватке профильных кадров. К примеру, потребность советской экономики только в экономических кадрах была определена в 40 тыс. специалистов [14, с. 5].
Законодательное закрепление всех высших учебных заведений в управление соответствующими наркоматами и ведомствами состоялось 15 февраля 1930 г. постановлением ЦК ВКП(б) «О реорга- низации вузов втузов и техникумов» [18, Л. 8–11]. Так, технические вузы были переданы в структуру управления ВСНХ, медицинские относились к системе Минздрава, сельскохозяйственные – к Нарком-зему, вузы готовившие административные кадры, а также кадры для системы народного образования окончательно закреплялись за Народным комиссариатом просвещения и т. д. Каждый наркомат теперь осуществлял планирование направлений и профилей подготовки кадров и их количества в соответствии с потребностями конкретной отрасли народного хозяйства в регионе. Реорганизация системы высшего профессионального образования способствовала введению единоначалия в ведомственных органах. В регионах формировалась сеть вузов с чётко выраженной специализацией, в том числе и в Нижнем Поволжье.
Необходимо отметить, что в условиях социалистической модернизации в конце 1920-х–1930-е гг. данный регион активно развивался и был крупным административным центром, способным реализовать эффективное использование ресурсов в целях обеспечения крупных экономических потребностей страны. В 1928 г. территория новообразованного Нижневолжского края составила 319 тыс. кв. км. с населением в 5714 тыс. жителей [9, с. 47].
Экономико-географическое расположение городов определило хозяйственную специфику и внутри региона. Астрахань располагала широкой сетью консервных комбинатов, здесь активно велись рыбные промыслы, поэтому требовались специалисты, способные закрыть потребность региона в кадрах рыбной промышленности. Сталинград стал центром тяжелой промышленности региона, активно развивались металлургия и тракторостроение. Наблюдался приток населения, что требовало подготовки здесь специалистов по профилям машиностроения и жилищно-коммунального строительства. Саратов являлся аграрной столицей края, здесь активно велась подготовка специалистов сельского хозяйства, механизации, транспорта.
Руководство страны направляло крупные средства на экономическое развитие Нижнего Поволжья, здесь строились и начинали работу стратегически важные для государства предприятия, формировались новые отрасли экономики, поэтому и подготовка профильных кадров высшей квалификации играла решающее значение для развития региона.
До 1930-х гг. в Нижнем Поволжье уже существовала целая сеть высших учебных заведений. Крупным научно-образовательным центром являлся Саратов, где располагались: Консерватория, Коммунистический университет, классический государственный университет с крупными факультетами в том числе сельскохозяйственного и медицинского профилей. В Астрахани находился крупный медицинский университет, а в Сталинграде действовали: Рабочий университет, выпускавший кадры для работы на селе и промышленных предприятиях, институт Марксизма-Ленинизма, Коммунистический университет. Однако, их возможности подготовки кадров не покрывали растущие потребности региона.
В 1930 г. в Нижнем Поволжье были образованы сразу три новых профильных технических вуза: Тракторостроительный в г. Сталинград [10, Л. 1], Автодорожный в г. Саратов [20, Л. 1], Институт рыбного хозяйства и промышленности в г. Астрахань [11, Л. 1–3]; в каждом из трех городов открылись педагогические вузы, действовали вузы медицинского профиля, а в Саратове функционировали институты советского права и финансово-экономический. Все они находились в ведении разных наркоматов. Основной задачей открывавшихся профильных институтов стала подготовка в короткие сроки большого количества специалистов высшей квалификации узкого профиля.
Относительно университетского образования в условиях профилизации высшей школы и открытия вуза нового типа, которые готовили кадры советской интеллигенции, можно с уверенностью говорить, что в начале 1930-х гг. университеты переживали кризис. Реорганизация университетов началась с постановления СНК СССР от 30 июля 1930 г. «О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков» [12, с. 11]. Так, из состава Саратовского государственного университета выделились экономический, медицинский, педагогический и другие факультеты, образовав тем самым отдельные институты.
При открытии новых институтов при каждом наркомате неизбежно возникало дублирование профилей вузов, поэтому, в целях ликвидации параллелизма и повышения качества обучения в 1933 г. была проведена систематизация высших учебных заведений, произошла реорганизация отраслевых втузов в единые политехнические учебные заведения. Результатом принятых решений стало укрепление общенаучной и общетехнической подготовки специалистов. В Нижнем Поволжье в этот период были ликвидированы 11 вузов [13, с. 388–395].
Таким образом, децентрализация системы высшего профессионального образования закрыла количественные потребности народного хозяйства региона в профильных специалистах, а также способствовала сближению практики и производства. Однако, привела к временному снижению качества подготовки кадров. В условиях массового открытия новых институтов возникали проблемы с организацией учебного процесса: нехватка учебной литературы [5, Л. 39], утверждение учебных программ [17, Л. 84 об.–85], планов и календарного графика учебного процесса, напрямую влиявшего на распределение профессорско-преподавательского состава [6, Л. 29–31], многопредметность, отсутствие контроля за прохождением практики и др.
Таким образом, с середины 1930-х гг. возникла необходимость в создании единого государственного органа, комплексно осуществлявшего руководство, всей высшей школой. 21 мая 1936 г. при СНК СССР был создан Всесоюзный комитет по делам высшей школы (ВКВШ) [16, Л. 1–17], что позволило ликвидировать разрозненность в высшем образовании, способствовало систематизации руководства высшей школой и унификации учебного процесса, а также устранению параллелизма в открытии профильных вузов. Возникла плановость в формировании студенческих контингентов, при открытии новых специальностей.
Профилизация высшего образования в 1930-е гг. стала сложным, но необходимым процессом реформирования высшей школы, направленным на сближение с производством и решение задач социально-экономического развития страны.
Созданные в данный период профильные высшие профессиональные учебные заведения имели ведомственное подчинение и развивались каждый в рамках конкретной отрасли народного хозяйства. Характер развития советской высшей школы в данный период показал необходимость наличия дополнительно единого контролирующего органа работы всей системой высших профессиональных учебных заведений, которым стал Всесоюзный комитет высшей школы, логически завершивший процесс формирования основ функционирования советской высшей школы, определив вектор её развития на многие десятилетия вперед.