Психологическая диагностика когнитивных нарушений при расстройствах личности: модель шизоидного расстройства

Бесплатный доступ

Расстройства личности представляют недостаточно изученную область психиатрии. Рубрика F6.0 классификатора МКБ-10 опирается на эклектическую смесь феноменологических и психодинамических критериев, выбранных в результате соглашения исследователей. Необходима разработка диагностических подходов, позволяющих объективизировать диагноз расстройства личности, а также содействовать отграничению расстройств личности от нормальной акцентуации характера. Экспериментально-психологические исследования когнитивных функций могут выступить существенным подспорьем для решения этих проблем. В статье предлагается подход в диагностике когнитивных нарушений, реализуемый на модели шизоидного расстройства личности.

Еще

Расстройства личности, диагностические критерии, нарушения когнитивных функций

Короткий адрес: https://sciup.org/148100594

IDR: 148100594

Текст научной статьи Психологическая диагностика когнитивных нарушений при расстройствах личности: модель шизоидного расстройства

о

Расстройства личности представляют собой еще недостаточно изученную область психиатрии. Существует несколько базовых проблем, касающихся вопросов диагностики, принципов классификации и выделения мишеней терапии расстройств личности. В диагностическом аспекте на смену феноменологическим характеристикам, лежавшим в основе отечественного подхода, пришли диагностические критерии МКБ-10, представляющие собой совокупность психопатологических, поведенческих и психодинамических признаков. Учитывая элиминацию отдельных видов расстройств личности из классификатора (гипертимный вариант психопатии), появление новых для отечественных специалистов видов расстройств, например, таких, как нарциссическое расстройство личности (DSM-IY), задача объективизации диагноза и дифференциации расстройств личности между собой представляется крайне актуальной.

Современные исследования уделяют большое внимание роли когнитивных нарушений в структуре психопатологии различных психических расстройств. В то же время число исследований, посвященных значению когнитивных нарушений в оформлении клинической картины расстройств личности и их диагностическому использованию, крайне невелико.

В рамках проводимого научного исследования, направленного на разработку диагностического и организационного обеспечения индивидуальной психотерапии расстройств личности, была постав-

лена задача исследования когнитивных процессов пациентов, страдающих личностными расстройствами, с целью выявления специфических признаков нарушения когнитивных функций, характерных для пациентов с тем или иным вариантом расстройства личности. Исследуемая группа включала пациентов психоневрологического диспансера г.Самара, получавших длительные курсы психотерапии по поводу расстройств личности, а также пациентов с личностными расстройствами, проходивших обследование в рамках стационарной судебнопсихиатрической и комплексной психологопсихиатрической экспертиз в Самарской психиатрической больнице с 1991 по 2000 годы (всего 488 человек).

Наряду с клинико-психопатологическим и ка-тамнестическим методами исследования, использовался экспериментально-психологический метод, представленный тестовой батареей для исследования когнитивных нарушений у пациентов, страдающих расстройствами личности. В качестве основы для тестовой батареи использовался шаблонный набор методик, используемый в патопсихологии для диагностики нарушений функций внимания, памяти, мышления, ассоциативного процесса. Кроме того, использовались субтесты методики Векслера и тест Роршаха. При интерпретации полученных данных использовалась классификация процессов мышления Б.В.Зейгарник. Результаты сравнивали с данными здоровых испытуемых, не обнаруживающих выраженной акцентуации характера.

Исследования показали, что наибольшая степень выраженности когнитивных нарушений обнаруживается у пациентов, страдающих шизоидным расстройством личности. В рамках работы были изучены нарушения когнитивных функций у 30 пациентов, страдающих шизоидным расстройством личности (19 мужчин и 11 женщин, средний возраст 25,7

лет). Исследуемая группа пациентов соответствовала диагностическим критериям шизоидного расстройства личности по МКБ-10 и DSM-IY. В исследуемую группу не включались пациенты с признаками резидуально-органического поражения ЦНС и лица, страдавшие зависимостями от психоактивных веществ. Представляет интерес сравнение результатов, полученных при исследовании пациентов, страдающих шизоидным расстройством личности, с исследованием когнитивных функций здоровых испытуемых (20 человек) и больных шизофренией (30 человек).

В клинической картине отмечались стабильные, присущие всему периоду жизни пациентов личностно-аномальные признаки, такие, как склонность к уединению, нарушения коммуникаций, предпочтение приобретенных в детстве друзей или семейная «сверхвовлеченность», эмоциональная холодность, склонность к абстрактным видам деятельности и странным увлечениям. Среди психопатологических феноменов, отражавших декомпенсацию расстройства, наиболее часто отмечались астенические, аффективные нарушения (по типу тревожной или ади-намической субдепрессии), обсессивно-фобические расстройства.

Исследования когнитивных процессов пациентов с шизоидным расстройством личности показали следующее. Пациенты не обнаруживали существенных различий с группой здоровых при исследовании функций внимания и механического запоминания. Были выявлены различия процессов восприятия (тест Роршаха). Пациенты с шизоидным расстройством личности чаще, чем здоровые лица, опирались на целостные образы и редкие детали (W=35,1%, D=56,1%, Dd=9%); отмечалось меньшее количество ответов движения на протокол (М=1,2); уменьшение ответов по цвету; снижение качества формы (F+=82, 3%). Выявлялась «инфантильность» перцепции (А=55,6%) и увеличение ответов оригинального содержания плохой формы (Orig- =20,8%). В целом качество протокола напоминало протоколы больных параноидной шизофренией в состоянии ремиссии.

При исследовании процессов мышления стандартной патопсихологической батареей было выявлено, что практически все пациенты, страдающие шизоидным расстройством, обнаруживают необычные ассоциации, особенно в чувствительных методиках (методика пиктограмм в модификации Хер-

DIAGNOSTICS OF COGNITIVE FUNCTIONS FAILURE IN PERSONALITY DISORDERS (BASED ON THE MODEL OF SCHIZOID PERSONALITY DISORDER)

сонского, методика построения рассказа по последовательным картинам). У 65,1% пациентов отмечалось хотя бы единичное использование слабых признаков в процессе обобщения, однако категориальный строй мышления оставался сохранным. 14,3% исследованных пациентов выявляли склонность к разноплановости при решении конвергентных заданий. Наряду с этим, большинство пациентов сохраняли возможность найти правильное решение или рассматривали нормативный вариант ответа как альтернативу. Пациенты исследуемой группы также обнаруживали затруднения при идентификации лицевой экспрессии, понимания юмора изображений и сюжетных рассказов.

В целом, протоколы исследуемой группы напоминали протоколы больных шизофренией в состоянии ремиссии. При сравнении показателей, характеризующих когнитивные процессы, был выявлен ряд отличий пациентов с шизоидным расстройством личности от больных шизофренией, исследованных в психотической фазе. Больные шизофренией обнаруживали меньшую интеллектуальную продуктивность, было выявлено нарушение категориальной стройности мышления (F+=66,7%), его реалистичности (RI=4,4), выраженная неадекватность ассоциаций (Orig- =32,7%). Отмечались нарушения целенаправленности (например, в виде резонерства), ослабление мотивационной составляющей когнитивных процессов, явления патологического полисемантизма и «размывания» понятий, значительное снижение критичности мышления. Напротив, нарушения операционного и личностного компонента у пациентов, страдающих шизоидным расстройством личности, были выражены незначительно.

Таким образом, исследование когнитивных процессов пациентов с шизоидным расстройством личности позволило выявить ряд нарушений когнитивных функций, напоминающих когнитивные расстройства у больных шизофренией в ремиссии. Когнитивный профиль пациентов, страдающих шизоидным расстройством личности, при этом, отличался как от здоровых, так и от больных шизофренией, исследованных в психотическом состоянии. Полученные данные могут быть использованы для объективизации диагностики шизоидного расстройства личности и выступать в качестве модели исследовании когнитивных расстройств у пациентов с другими типами личностных аномалий.

Статья научная