Психологическая некомпетентность педагогов как фактор формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних

Бесплатный доступ

В данной статье анализируется понятие психологической компетентности педагога. На основе рассмотрения особенностей формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних в образовательном процессе, в том числе влияния педагогов на формирование правонарушающего поведения несовершеннолетних, делаются выводы об особенностях психологической некомпетентности педагога и ее признаках.

Психологическая некомпетентность педагогов, образовательный процесс, подростковый возраст, правонарушающее поведение несовершеннолетних, личность ученика

Короткий адрес: https://sciup.org/170191202

IDR: 170191202

Текст научной статьи Психологическая некомпетентность педагогов как фактор формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних всегда являлась важным показателем криминогенной обстановки в государстве. Преступность подростков можно считать зеркальным отображением состояния общества, результатом благополучного или неблагополучного социально-экономического развития страны. Подростковая преступность является самостоятельным видом правонарушения, имеющим особенности в динамике, детерминантах и мотивации. Преступность среди несовершеннолетних, по сравнению со взрослой, отличается высокой степенью активности, динамичностью. Те подростки, которые встали на преступный путь, трудно поддаются исправлению и являются резервом для взрослой преступности.

Педагог играет важную роль в формировании правопослушного поведения ребенка, так как большую часть времени подростки проводят в образовательных организациях. Однако, в силу большого объема работы, учителя зачастую не имеют возможности отслеживать психологическое состояние каждого отдельного ученика и психологическую атмосферу в классе. Существуют и другие проблемы, способствующие формированию правонарушающего поведения подростков в системе образования: формализм системы профилактики, недостаточная разработанность методик обучения и воспитания, недостаток индивидуального подхода к обучению и наиболее значимая проблема — психологическая некомпетентность педагогов [1; 4; 5].

На это прямо указывают некоторые исследователи. По мнению Е. А. Писаревской, преступное поведение подростков обуславливается двумя обстоятельствами. Во-первых, невысоким профессиональным уровнем отдельных педагогов, их психологической неподготовленностью к работе с детьми и подростками, чьё поведение является делинквентным. Во-вторых, недостатками, связанными с неправильным психолого-педагогическим подходом к учащимся, склонным нарушать установленные правила и нормы поведения. Администрация школ, в значительном числе случаев, пытается разрешить возникающий конфликт наиболее лёгким для себя способом — путём удаления «проблемного» подростка из школьного коллектива, переводом его в другую школу или средне-специальные учебные заведения [2; 3; 6].

Проблема формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних исследовали: А. С. Макаренко, Н. И. Ветров, Е. А. Писаревская, Г. Л. Касторский и др. Вопросов психологической компетентности педагогов касались в своих работах психологи: Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн. В исследовании В. С. Аванесова подробно раскрыты основы психологопедагогической компетентности педагога, выявлены различные методы и средства диагностирования уровня его профессиональной компетентности.

Целью данной работы стало исследование психологической некомпетентности педагогов как фактора формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних. В своей работе мыв предположили, что психологическая некомпетентность педагогов способствует формированию правонарушающего поведения несовершеннолетних.

Организация исследования

Исследование проводилось в одной из школ Ленинского района г. Челябинска. На подготовительном этапе проведено обследование несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений и правонарушений. Было установлено, что они обладают следующими психологическими особенностями: незрелость нервной системы внешне проявляется в несдержанности, импульсивности; повышенная эмоциональная возбудимость; быстрая смена настроения и форм поведения; грубость, дерзость, раздражительность. В дальнейшем в исследовании выборку составили 25 педагогов в возрасте от 24 до 55 лет, имеющие от пяти до десяти лет и более педагогического стажа.

Для выполнения поставленных задач использован комплекс методов: анализ научной литературы, сравнение, обобщение, систематизация полученной информации, а также методики эмпирического исследования.

  • 1.    Методика «Психологический портрет учителя» (Г. В. Резапкина). Позволяет выявить приоритетные ценности, оценить психоэмоциональное состояние, самооценку, стиль преподавания / воспитания, уровень субъективного контроля педагога. С помощью данного инструмента можно определить психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны для учеников и коллег; принять решение: меняться самому, менять работу или оставить все, как есть. Это — только начало работы учителя над собой. Продолжением может быть участие учителя в тренингах профессионального и личностного роста.

  • 2.    Диагностика коммуникативного контроля (М. Снайдер). Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля у педагогов, позволяя определить низкий, средний или высокий уровни коммуникативного контроля.

  • 3.    Опросник «Уровень субъективного контроля» (Е. Ф. Бажин). Данный личностный опросник предназначен для диагностики интернальности — экстернальности, т. е. степени готовности человека брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него.

  • 4.    Корреляционный анализ Спирмена. Метод позволяет обнаруживать зависимости между определенным количеством случайных величин. Цель корреляционного анализа сводится к выявлению оценки силы связей между случайными величинами, либо признаками, характеризующими определенные реальные процессы.

Результаты исследования

В ходе проведения эмпирического исследования, целью которого было изучение психологической компетентности педагогов, выявлено следующее.

  • 1.    По результатам применения методики «Психологический портрет учителя» у большинства педагогов наблюдаются такие особенности как важность мнения коллег, групповая зависимость, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Учителя мало интересует внутренний мир ученика. Не старается протянуть руку помощи и проявить заботу. Характерна нестабильность эмоционального состояния, учителя срываются на учеников, оскорбляют их, «переходя на личность», тем самым неосознанно формируя у подростков агрессивность, тревожность, чувства несправедливости и униженности. Также было выявлено, что многие учителя оценивают себя не с лучшей стороны, говоря о неустойчивой самооценке, что свидетельствует о том, что в некоторых случаях педагоги, в силу своих собственных переживаний, могут позволять несовершеннолетним поступать безнаказанно, закрывая глаза на некоторые их поступки, что дает подросткам еще один стимул к формированию правонарушающего поведения. Кроме того, частое применение авторитарного стиля в процессе учения зачастую представляет собой стрессовую воспитательную стратегию, что отрицательно сказывается на учениках, формируя у них боязнь учителей, стремление убежать и отдалиться. У педагогов прослеживается в большей степени стремление не брать на себя ответственность, предпочтение предоставить трудную работу другим. Многие отмечают возникновение чувства неуверенности в своих действиях по отношению к ученикам. Зафиксированы средние показатели удовлетворённости своей деятельностью.

  • 2.    Многие педагоги имеют средние показатели по коммуникативному контролю, большая часть учителей склонна к чрезмерно бурным реакциям. Испытуемые из числа педагогов сопоставляют свой стиль поведения со стилем окружающих и стремятся сдерживаться в поступках и высказываниях, но могут в силу различных неблагоприятных обстоятельств отрицательно повлиять как на окружающих в целом, так и на учеников.

  • 3.    У большинства педагогов наблюдаются низкая интернальность в области неудач и в производственных отношениях, что свидетельствует о том, что учителя склоны приписывать ответственность за неприятные, отрицательные события другим людям или считать их (события) резуль-

  • татом своего невезения, считая, что не он сам, а кто-то другой — начальство, коллеги, и др. — определяют все, что с ним происходит. В возникших трудностях с разрешением конфликтов и проблем учащихся стараются держаться вдалеке, не приложив никакого усилия со своей стороны.
  • 4.    Статистическая обработка результатов исследования с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволяет сделать следующие выводы:

  • •    чем более выражено у испытуемого неблагополучное психоэмоциональное состояние, стремление к тревогам, трудности социальной адаптации, тем более выраженно доминирует низкий уровень коммуникативного контроля, присутствует склонность к импульсивному общению, открытость и раскованность, необдуманные высказывание, что может негативно сказываться на учащихся;

  • •    чем более выражено у испытуемого неблагополучное психоэмоциональное состояние, стремление к тревогам, трудности социальной адаптации, тем лучше осознается им ин-тернальность в области достижений, когда человек считает, что он сам добился всего того хорошего, что было и есть в его жизни, и что он способен с успехом преследовать свои цели в будущем;

  • •    чем более выражен у испытуемого либеральный стиль преподавания, когда педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям, тем лучше осознается интернальность в области достижений; не смотря на не лучший стиль своего преподавания, такие учителя считают, что сами добились тех высот, которые они сейчас имеют;

  • •    чем более значимой является ценность взаимоотношений с коллегами, ориентация на их мнение (что может свидетельствовать о групповой зависимости), тем выше осознание собственных неудач, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных сложных, трудных ситуациях;

  • •    чем более выражен у испытуемого уровень удовлетворенности трудом (в полученных результатах речь идет о сопоставлении среднего и низкого уровней, поскольку в целом выявлена невысокая профессиональная мотивация, слабый интерес к процессу и результатам своей профессиональной деятельности), тем сильнее выражено осознание собственных неудач, из-за чего педагоги, в силу недостаточной мотивации и склонно-

  • сти отступать от трудных задач, показывают не высокий уровень профессиональной деятельности;
  • •    чем более значимыми для испытуемого являются производственные отношения (то есть педагог считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, складывающихся отношении в коллективе, своего продвижения), тем выше склонность обвинять самого себя в неуспехах в своей деятельности, брать за них ответственность;

  • •    чем более значимой для испытуемого является стремление ставить в качестве приоритетных ценностей собственные проблемы и переживания (то есть склонность к концентрации на самом себе, проявления сдержанности и отчужденности), тем ниже стремление педагога прислушиваться к мнению окружающих;

  • •    чем более выражена у испытуемого негативная самооценка (а значит, педагогу трудно вступать в свободное общение с другими, переходить на неформальный стиль преподавания), тем ниже в ценностных приоритетах находятся окружающие, в том числе коллеги, чаще проявляется отсутствие стремления контактировать с другими, избегание контактов;

  • •    чем более выражен у испытуемого низкий уровень субъективного контроля (проявляется стремление приписывать ответственность за события своей жизни, как счастливые, так и несчастные, другим людям), тем выше вероятность проявления либерального стиля преподавания, возникновения безответственности, безынициативности, непоследовательности в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях;

  • •    чем более выражено у испытуемого неблагополучное психоэмоциональное состояние (то есть характерна острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге), тем выше вероятность проявления либерального стиля преподавания, неспособность к решительности в трудных ситуациях, переоценка возможности других.

Выводы

Изучая дефекты правовой социализации, выявили существование связи между правонарушающим поведением несовершеннолетних и недостатками в системе функционирования школы, в том числе обусловленными психологической некомпетентностью педагогов. Статистическая обработка результатов исследования педагогов позволила выявить ряд их особенностей, свидетельствующих о их недостаточной психологиче- ской компетентности, что, в свою очередь, является фактором формирования правонарушающего поведения подростков. Следовательно, обобщая результаты эмпирического исследования, можно сказать, что проверяемая гипотеза подтвердилась.

Список литературы Психологическая некомпетентность педагогов как фактор формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних

  • Белоусова, С. А. Психологическая готовность педагога к реализации современных образовательных технологий / С. А. Белоусова, Е. А. Шумилова, Н. В. Войниленко // Современна высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 4. - С. 27-33.
  • Грошева, Р. Н. Модель профессиональной компетентности педагога как воспитателя детей и подростков девиантного поведения. / Р. Н. Грошева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 253.
  • Грудинин, Н. С. Личность несовершеннолетнего российского преступника и механизмы ее формирования / Н. С. Грудинин // Научный вестник. - 2016. - № 2. - С. 20-27.
  • Лазаренко, Л. А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации / Л. А. Лазаренко // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1 - С. 67-68.
  • Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие: монография / М. И. Лукьянова. - Ульяновск: Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2002. - 183 с.
  • Олехова, Ю. П. Этапы формирования профессиональной компетентности учителя / Ю. П. Олехова // Педагогический журнал. - 2014. - №4. - С. 58-78.
Еще
Статья научная