Психосоциальные характеристики людей старшего возраста, проживающих на прифронтовых территориях
Автор: Колобова Светлана Викторовна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 11, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье представлены результаты исследования психосоциальных характеристик лиц старшего возраста, проживающих на прифронтовых территориях. Выборка составила 30 человек старшего возраста, не имеющих психических расстройств, постоянно проживающих в Донецке Российской Федерации. Средний возраст респондентов - 72,9+2,6 лет. Применялась разработанная автором анкета и психологические методики (тест жизнестойкости по Мадди и тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева). Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с применением программы SPSS 20.0, использовался критерий Манна - Уитни. Выявлено, что психосоциальными характеристиками лиц старшего возраста, проживающих на прифронтовых территориях, являются утрата социальных связей, потеря близких и родных, проблемы со здоровьем, наличие ограничений в повседневной жизни, при этом у них имеются устойчивые ценностные ориентации, интерес к жизни и жизнестойкость. Пожилые люди, вынужденно вовлеченные в чрезвычайную ситуацию военного характера, обладают экзистенциальной отважностью, сильным контролем своих эмоций и поведения и умением целенаправленно координировать свои действия. Результаты исследования могут быть использованы при разработке тренингов психологической поддержки и оказания различной психосоциальной помощи людям старшего возраста, проживающим на прифронтовых территориях.
Жизнестойкость, личностный потенциал, люди старшего возраста, психосоциальные характеристики, прифронтовые территории
Короткий адрес: https://sciup.org/149141820
IDR: 149141820 | DOI: 10.24158/spp.2022.11.14
Текст научной статьи Психосоциальные характеристики людей старшего возраста, проживающих на прифронтовых территориях
Московский гуманитарный университет, Москва, Россия, ,
Moscow University for the Humanities, Moscow, Russia, ,
Динамический аспект старения рассматривался во многих психологических исследованиях, так, если в 2012 г. к лицам старшего возраста относили 20 % населения, то прогноз на 2050 г. говорит о росте численности этой группы практически до 30 % (Дениско, 2021). Численность населения Российской Федерации составляет 141 927 000 человек, при этом 42 729 000 из них официально зарегистрированы как люди пенсионного возраста, то есть фактически 30 % (Сидоренко и др., 2018: 91).
Всемирной организацией здравоохранения определены следующие возрастные критерии людей старшего возраста: в интервале от 60 до 74 лет –пожилой возраст, от 75 до 89 лет – старческий, люди, которым свыше 90 лет, называются долгожителями1.
На эмоциональное состояние и социальную активность лиц старших возрастных групп влияют как объективные факторы, такие как социальная защищенность, развитие социальной поддержки, так и индивидуально-личностные особенности, состояние психического и физического здоровья, адаптационные резервы, потенциал, стрессоустойчивость, социальный жизненный опыт (Денисова, Фатхуллина, 2015; Максимов, Тутыгин, 2022).
Недостаточно научных исследований в области психологии, которые направлены на изучение психосоциальных характеристик пожилых людей с рассмотрением особенностей их ко-пинг-стратегий, стрессоустойчивоcти и жизнестойкости2. Проблема психической устойчивости и социальной активности пожилых людей является открытым вопросом геронтологии, гериатрии, социальной психологии и требует всестороннего изучения и проведения практически ориентированных научных исследований (Wagner et al., 2020; Zúñiga et al., 2019).
Актуальность исследования заключается в том, что с учетом тенденции старения населения в России важным становится вопрос поддержания активного старения пожилых людей с максимальным вовлечением их в продуктивную деятельность, что не только улучшит их качество жизни, но и принесет пользу обществу и государству. Нереализованные резервные возможности людей пожилого возраста являются предметом для глубокой научной проработки и реализации практических мер, направленных на сохранение психологического здоровья и эффективное развитие личностного потенциала в пожилом возрасте.
Стратегически важным направлением государственной политики Российской Федерации является вопрос психосоциальной помощи мирному населению, проживающему на прифронтовых территориях, в том числе лицам старшего возраста, которые не принимают непосредственного участия в боевых действиях, но находятся в продолжительной ситуации масштабного стресса3 (Johansson et al., 2021). Чрезвычайные ситуации военного характера приводят к формированию нарушений психической адаптации у мирного населения, в том числе и у людей преклонного возраста.
Цель исследования – выявление психосоциальных характеристик лиц старшего возраста, проживающих на прифронтовых территориях.
Процедура и методы . Методом случайной выборки проведено анкетирование и психологическое тестирование 30 психически здоровых людей старшего возраста, постоянно проживающих в Донецке Российской Федерации. Средний возраст респондентов составил 72,9+2,6 лет.
Разработанная автором анкета позволяла получить данные социально-демографического профиля и сведения, касающиеся психологического состояния и имеющихся жизненных проблем респондентов. Применялись следующие психологические методики: тест жизнестойкости по Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой в 2006 г., – для оценки уровня жизнестойкости людей старшего возраста, проживающих в Донецке; тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (Леонтьев, Рассказова, 2006) – для оценки жизненных ценностей респондентов. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с применением программы SPSS 20.0, использовался критерий Манна – Уитни.
Результаты исследования. Разработанная нами анкета включала три раздела. В первом разделе мы уточняли у пожилых людей данные социально-демографического характера: пол, возраст, место проживания, наличие родственников, с которыми они проживают. Во второй части анкеты содержались вопросы о состоянии здоровья и самочувствии обследованных лиц пожилого возраста. В третьем разделе предлагались вопросы, касающиеся чувств, мыслей, целей, оценки отношения к социальной ситуации. Вопросы в анкете были разработаны с учетом многолетнего опыта работы автора как психолога с пожилыми людьми и их проблемами. Мы предположили, что для пожилых людей, проживающих на прифронтовых территориях, актуальны те же проблемы, что и для людей, живущих в мирных условиях, а также добавили вопросы, касающиеся текущей чрезвычайной ситуации военного характера.
По результатам анкетирования было выявлено, что в большинстве случаев люди старшего возраста проживали одни – 53,3 %, с мужем/женой – 30,0 %, с детьми – 16,7 %.
Все респонденты имеют право на получение пенсии по возрасту, уровень денежного содержания устраивает 73,3 %, не устраивает 26,7 %. Рацион питания в текущем году не изменился у 73,3 %, стал хуже у 20,0 %. Все респонденты отметили увеличение расходов на квалифицированную медицинскую помощь за последний год.
В текущем году ухудшение состояния здоровья отметили 93,3 % обследованных, наличие нескольких хронических заболеваний – 80 %. Функциональные ограничения, такие как снижение выносливости и подвижности, ослабление сенсорных способностей, возрастающая потребность в посторонней помощи присутствуют у 86,7 %.
С началом боевых действий мечты и цели у 60,0 % обследованных лиц старшего возраста не изменились, отметили переоценку своих жизненных установок 26,7 %, отсутствие мечты и цели –13,3 %.
По мнению 70,0 % людей старшего возраста, проживающих на прифронтовых территориях, чрезвычайные условия военного характера легче переносят пожилые женщины, 20,0 %, напротив, считают, что молодым людям легче адаптироваться в условиях военной обстановки.
В ходе военной операции 23,4 % всех опрошенных респондентов потеряли близких, родных людей и друзей. Отметили утрату социальных связей и привычного круга общения более 60 %, испытывают социальную изоляцию 63,4 %.
Главной ценностью в жизни участники анкетирования считают семью – 73,3 %. Наибольшее влияние на их жизнь оказали: вступление в брак –73,3 %, война – 56,4 %, работа – 10 %, учеба – 3,3 %. Самым тяжелым событием в жизни 50,0 % респондентов назвали потерю родных и близких, 10,0 % – начало боевых действий в Донбассе.
Все опрошенные лица пожилого возраста, проживающие в Донецке, отметили что интересуются новостями мира и политики, при этом страх от просмотра новостных каналов испытывают 86,7 %. По мнению 96,7 % пожилых людей, самыми страшными новостями являлась информация об обстрелах, бомбежках, гибели детей, начале военной операции. И только один человек страшной новостью назвал пандемию новой коронавирусной инфекции COVID-19.
В трудных жизненных ситуациях респонденты обращались за помощью к соседям – в 63,4 % случаев, к детям – 36,6 %. Пожилым людям было предложено рассказать, что бы они предпочли увидеть в будущем. 76,7 % ответили, что хотели бы увидеть счастливыми своих соотечественников.
Все обследованные люди старшего возраста считают себя жизнестойкими. На вопрос, что помогает переносить тяжести и лишения, получены различные ответы: любовь к семье, вера, надежда на мир, общение с близкими и соседями.
Респондентам было предложено написать послание в будущее своим детям и внукам, которое они могли бы прочитать через 20 лет. Мы получили следующие напутствия: дорожить семьей, ценить мир и жизнь, помнить добро, честно работать, хорошо учится, беречь здоровье, быть счастливыми, добрыми и ценить любовь и заботу.
Для рассматриваемой нами категории пожилых людей, постоянно находящихся под воздействием угрожающих жизни чрезвычайных обстоятельств, характерно социально мотивированное поведение и устойчивые ценностные ориентации. Несмотря на различия в социальном статусе и состоянии здоровья, все респонденты настроены на защиту отечества, патриотизм и надежду на скорую победу и мир в их домах. Как показали результаты анкетирования, многие люди пожилого возраста проявляют общественно-политическую активность. Пожилые люди, вынужденно вовлеченные в чрезвычайную ситуацию военного характера, обладают экзистенциальной отважностью, сильным контролем своих эмоций и поведения и умением целенаправленно координировать свои действия.
Практически все показатели жизнестойкости по тесту Мадди у респондентов статистически не отличались от нормативных значений, кроме шкалы «вовлеченность». Пожилые люди осознают, что не могут самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию или значимо повлиять на развитие событий, однако они имеют выраженную экзистенциальную отважность, которая позволяет им меньше зависеть от ситуативных эмоций (рисунок 1).
У пожилых людей, согласно тесту смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, общий показатель осмысленности жизни был существенно ниже нормы (рисунок 2), это свидетельствует о том, что лица старшего возраста живут сегодняшним и вчерашним днем, а не долгосрочной перспективой, и считают, что все важные события в жизни у них в прошлом.

Рисунок 1 – Результаты теста жизнестойкости у людей старшего возраста, проживающих на прифронтовых территориях, баллы1

Рисунок 2 – Результаты теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева у людей старшего возраста, проживающих на прифронтовых территориях, баллы
У людей пожилого возраста, проживающих на прифронтовых территориях, выявлены следующие психосоциальные характеристики: значительно больше половины пожилых людей проживали одни, они утратили социальные связи, у них ухудшилось состояние здоровья, поэтому требовалось увеличение расходов на лечение. Самым ценным в жизни пожилые люди считают семью и крайне тяжело переживают войну, утрату родных и близких людей, они нуждаются в помощи и поддержке, которую им чаще всего оказывают соседи. Многие отмечают недостаточность социально-финансовой поддержки. Несмотря на наличие выраженных социальных и медицинских проблем, пожилые люди, проживающие на прифронтовых территориях, обладают высокой жизнестойкостью, удовлетворены прошлой жизнью и надеются на позитивные изменения в будущем. Осознавая то, что они самостоятельно не могут изменить сложившуюся ситуацию и значимо повлиять на развитие событий, они не зависят от ситуативных эмоций, оценивают ситуацию реально и по мере возможности включаются в социально-позитивную деятельность и отношения.
Таким образом, психологическое состояние пожилых людей, проживающих на прифронтовых территориях, в целом адекватно сложившейся чрезвычайной ситуации, при этом они очень нуждаются в социальной помощи и поддержке.
Комплекс психосоциальных мер поддержки пожилых людей, проживающих в зоне, где ведутся боевые действия, должен включать:
1 Применительно к рисункам 1,2 достоверность различий между группами при * р > 0,001, * р > 0,05 по критерию Манна - Уитни.
– совершенствование нормативно-правового регулирования их жизнедеятельности в социальной сфере;
-
– проведение практически ориентированных научных исследований в области геронтологической психологии, социологии и медицины;
-
– внедрение в практическую деятельность организаций социальной и психологической защиты новых требований и стандартов по обеспечению потребностей пожилых людей, проживающих на прифронтовых территориях;
-
– проведение психосоциальной работы для включения активных пожилых людей в социальнообщественную деятельность, участия в патриотическом воспитании молодежи, наставничестве (рисунок 3).
Участие людей старшего возраста в социальных проектах повысит их общественную значимость, улучшит эмоциональное состояние, продуктивную активность.
Результаты психологического тестирования пожилых людей, проживающих на прифронтовых территориях, отражают наличие недостаточной самореализации и вовлеченности в социальные процессы в обществе, сниженные локусы контроля «Я» и «жизнь» и отсутствие долгосрочной перспективы, так как они считают, что все важные события в жизни остались у них в прошлом. Психологу при проведении психокоррекционной работы с данным контингентом необходимо подбирать методики индивидуальной работы (а при возможности и групповой работы), направленной на формирование у пожилых людей мотивации на будущее, расширение круга межличностных коммуникаций и стабилизацию эмоционального состояния.

Рисунок 3 – Систематизация направлений работы с лицами старшего возраста, проживающими на прифронтовых территориях
Практическая значимость . Результаты исследования будут способствовать разработке методов работы психологов, направленных на формирование у пожилых людей мотивации на активное старение, участие в социальных процессах в обществе, расширение коммуникаций, улучшение эмоционального состояния и качества жизни.
Заключение . Социальными характеристиками лиц старшего возраста, проживающих на прифронтовых территориях, являются: утрата социальных связей, потеря близких и родных, проблемы со здоровьем, наличие ограничений в повседневной жизни. Несмотря на тяжелые социальные условия жизни, они обладают стабильными ценностными ориентациями, интересом к жизни и экзистенциальной отважностью, которая позволяет им сохранять жизнестойкость.
Новизна исследования заключается в том, что, несмотря на общие тенденции по отношению к пожилым людям как к малопродуктивной социальной категории граждан, которая не приносит значимой пользы обществу, у них даже в условиях тяжелейшего психосоциального стресса имеется высокая жизнестойкость и стремление к активной социальной деятельности.
Нереализованные резервные возможности людей пожилого возраста, являются предметом для глубокой научной проработки и реализации практических мер, направленных на сохранение психологического здоровья и эффективное развитие личностного потенциала в пожилом возрасте.
С учетом тенденции старения населения в России важным является вопрос поддержания активного старения пожилых людей с максимальным вовлечением их в социальную жизнь общества. С данной группой населения необходимо проводить психологическую работу с применением методов, направленных на улучшение эмоционального состояния и формирования мотивации на будущую активную жизнь, что не только улучшит качество их жизни, но и принесет пользу обществу и государству. Нереализованные резервные возможности людей пожилого возраста являются предметом для глубокой научной проработки и совершенствования практических психокоррекционных методик, направленных на сохранение их психологического здоровья и эффективное развитие личностного потенциала.
Список литературы Психосоциальные характеристики людей старшего возраста, проживающих на прифронтовых территориях
- Дениско Л.С. Социально-психологический портрет пожилого человека // Молодой ученый. 2021. № 27 (369). С. 160-162.
- Денисова Е.А., Фатхуллина Е.В. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей // Концепт. 2015. № S28. С. 1-5.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006. 63 с.
- Максимов А.М., Тутыгин А.Г. Проблемные вопросы методологии оценки социального благополучия населения в современной России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т. 15, № 2. С. 138-155.
- Рассоха А.А., Ичитовкина Е.Г., Злоказова М.В., Соловьев А.Г. Динамика формирования психических расстройств у комбатантов МВД России // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2022. № 2. С. 52-59.
- Сидоренко В.А., Богдасаров Ю.В., Соловьев А.Г., Ичитовкина Е.Г., Злоказова М.В., Эпштейн А.М., и др. Организация психиатрической помощи пенсионерам Министерства внутренних дел России // Успехи геронтологии. 2018. Т. 31, № 6. С. 887-891.
- Соловьёв А.Г., Шутова А.А., Злоказова М.В., Ичитовкина Е.Г. Динамика формирования психических расстройств у комбатантов - пенсионеров Министерства внутренних дел // Успехи геронтологии. 2017. Т. 30, № 6. С. 912-916.
- Johansson M., Barbero M., Peolsson A., Falla D., Cescon C., Folli A., et al. Pain characteristics and quality of life in older people at high risk of future hospitalization // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18, no. 3. P. 1-12.
- Wagner P., Duan Y. P., Zhang R., Wulff H., Brehm W. Association of psychosocial and perceived environmental factors with park-based physical activity among elderly in two cities in China and Germany // BMC Public Health. 2020. Vol. 20 (1). P. 1-11.
- Zuniga M.P., Garcia R., Araya A.X. Quality of life among frail older people // Revista Medica de Chile. 2019. Vol. 147, no. 7. P. 870-876.