Расширение адресации образовательного медиапродукта: опыт создания циклов литературно-краеведческих радиопрограмм
Автор: Савельзон Игорь Вильямович
Журнал: Медиа. Информация. Коммуникация @mic-iej
Рубрика: Медиа-информационная грамотность и медиаобразование
Статья в выпуске: 27, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье теоретически рассматривается такой важный аспект образовательного медийно-информационного продукта, как специфика сферы его адресованности, констатируются нежелательность и невозможность сколь-нибудь чёткого ограничения этой сферы. Однако следствием этого становится ориентация образовательного медиапродукта на условно вырабатываемую модель среднего его реципиента, которая должна возыметь последствия на стилистике текста, композиции, подборе и применении иллюстративного материала, в степени присутствия в медиапродукте способов собственно научного исследования и т.п. В качестве практического примера образовательного медийно-информационного продукта приводится опыт создания двух циклов литературно-краеведческих программ - «Оренбург в зеркале литературы» и «ЛИК Оренбурга» - на радиостанции «Эхо Москвы в Оренбурге».
Образовательный медийно-информационный продукт, целевая аудитория медиапроекта, цикл радиопередач, оренбург, радиостанция "эхо москвы в оренбурге", классификация знаний
Короткий адрес: https://sciup.org/147218090
IDR: 147218090
Текст научной статьи Расширение адресации образовательного медиапродукта: опыт создания циклов литературно-краеведческих радиопрограмм
Образовательный медиапродукт может существовать не только в сфере формального образования всех ступеней, от детского сада до университета, но и быть адресованным универсально – любому адресату по любому доступному для того медиаканалу. Такой медиапродукт остаётся по сути своей образовательным благодаря способности быть применённым для распространения знаний, вне зависимости от того, сколько именно и каких адресатов им воспользовались. «Возможность более полного понимания существующей реальности зависит не только от интегративных процессов в науке, но и от интеграции различных способов освоения действительности, в которых медиа играют в настоящее время ведущую роль» [1].
Мы ставим своей задачей в этой статье рассмотреть образовательные медийно-информационные продукты в аспекте их направленности на целевую аудиторию (это, конечно, – лишь один из многих аспектов бытования образовательных медийно-информационных продуктов), а впоследствии привести пример и обобщить опыт выхода таких программ исторического и литературного направления на радиостанции «Эхо Москвы в Оренбурге».
Целевая аудитория образовательных медийно-информационных продуктов может иметь более конкретный, очерченный характер, – или менее. Так, на Всесоюзном радио в свое время были весьма популярны образовательные радиопрограммы «Радионяня», «КОАПП», «В стране литературных героев», «Клуб знаменитых капитанов», «В гостях у профессора Чука, или Семинар нерешенных проблем». «С тех пор образовательный радиоэфир кардинально изменился. Одни программы прекратили свое существование вместе с уходом их ведущих («Клуб знаменитых капитанов», «Радионяня»), другие закрыли «сверху», третьи не пережили «рынок», который не нуждался в образованных людях…» [2]. Среди названных в цитируемой статье причин нет и не может быть исчезновения слушательской аудитории – детей школьного возраста, именно на неё были ориентированы упомянутые радиопрограммы, ныне же она осталась без этих или подобных программ [3 - 7].
С другой стороны, предназначенность медиапродукта для взрослой аудитории вряд ли следует считать очерчиванием конкретной аудитории; скорее, «детская» аудитория выделяется по отсчёту от «взрослой». Адресованность образовательных медийно-информационных продуктов для взрослой аудитории в силу этого более размыта и широка. Так, радиопрограмма «Театр у микрофона» прекратила существование в 2000-м году после полувека работы, - её слушали поколения людей всех профессий, социальных страт и возрастов. А кому предназначены, например, нынешние масштабные авторские проекты исторического направления, создаваемые Л.Парфёновым, Ф.Разумовским или Л.Млечиным? Мы склонны считать по большей части образовательной и деятельность Общероссийского государственного телевизионного канала, в 1997 году возникшего под названием «Культура», а с 2010-го именующегося «Россия К». Медиапродукцией названного свойства может воспользоваться (как уместен здесь корень слова «польза»!) любой взрослый носитель русского языка, а с помощью перевода – любой землянин (остановимся на этой дефиниции).
Интересно видеть, что широта аудитории потребителей медиапродукта непостоянна во времени , на разных стадиях его бытования: в момент трансляции на радио и телевидении она ограничена потенциально лишь техническими возможностями передающей и принимающей аппаратуры, то же относится к сообщениям в новостных лентах интернета; после своего рождения (если считать им момент выхода к массовому реципиенту) медийные материалы продолжают жизнь в ином статусе – в архивных подборках. И если сравнивать образовательные медиапродукты с новостными материалами, актуальность и востребованность первых временем не ограничивается, вторые же теряют практически всю свою актуальность, отнимаемую у них мгновенно появляющимися новыми сообщениями. Отметим, что эта особенность образовательного медиапродукта должна учитываться при его создании: он не должен устаревать с течением времени, вместе с тем заключая в себе факты и идеи, ценные своей новизной независимо от времени соприкосновения с сознанием реципиента. Классическим образцом такого медийного продукта мы считаем известные книги замечательного популяризатора науки Я.И.Перельмана, созданные в первой трети XX века, – «Занимательная арифметика», «Занимательная астрономия», «Занимательная геометрия», «Занимательная физика» и многие другие.
Для новой встречи медиапродукта с реципиентом после момента публикации активность между ними должна изменить направление: теперь не продукт приходит к потребителю, стараясь убедить в своей ценности (информационной, практической, образовательной, духовной или другой, согласно классификации знаний по Ф. Махлупу [8]), но, напротив, потребитель, осознавший ценность для себя некогда рождённого медиапродукта, прилагает усилия для его отыскания. (Ситуация, очень напоминающая историю с ракетой в пещерах Меркурия из романа К.Воннегута «Сирены Титана»).
Следующим неизбежно требует разрешения вопрос об уровне научной глубины и состоятельности материала, составляющего содержание образовательного медийного продукта, в свою очередь связанного с вопросом о степени новизны как фактического наполнения, так и его методологической об- работки в их соотнесённости не только с запросами, но и с возможностями восприятия елико возможно большего числа реципиентов. А, следовательно, авторы и разработчики образовательного медийно-информационного продукта обязаны в самом начале работы создать для себя, пусть и условную, модель среднего реципиента, включающую в себя представление о его интеллектуальном уровне и масштабах эрудированности.
Все факты и мысли, содержащиеся в радио- или телепередаче, должны быть доступны
– каждому её реципиенту,
– одновременно с текущим процессом восприятия, со скоростью чтения звучащего текста.
Именно это мы назвали выше универсальной адресованностью образовательного медиапродукта. Нам известен только один обратный способ адресации медиатекста, закрывающий его содержание от всех реципиентов, кроме одного, заранее избранного: передача разведслужбами зашифрованного послания, истинный смысл которого доступен лишь одному слушателю, имеющему код для расшифровки. Он описан, например, в романе Ю.Семёнова «Семнадцать мгновений весны»:
Далёкий голос московского диктора, видимо немца, начал передавать частоты, на которых следовало слушать передачи по пятницам и средам. Штирлиц записывал цифры: это было донесение, предназначенное для него, он ждал его уже шесть дней. Он записывал цифры в стройную колонку – цифр было много, и, видимо опасаясь, что он не успеет всё записать, диктор прочитал их во второй раз.
Нетрудно видеть, что здесь описан медиапродукт, имеющий закрытую, строго ограниченную адресованность, а стало быть, представляющий собой абсолютную противоположность медиапродукту образовательной природы.
Итак, образовательный медийно-информационный продукт должен быть принципиально привязан к интеллектуальным и познавательным способностям среднего слушателя – разумеется, в представлении не кого иного, как авторов программы, что должно быть учтено и в стилистике медиаречи, в композиционном построении, подборе сопроводительного аудио- и видеоряда. Над ним не должно быть властно время – школьнику, студенту, учителю или научному работнику, равно как и другим желающим, он должен быть интересен спустя любое время после публикации.
В качестве живого примера образовательного медийно-информационного продукта мы приведём циклы программ «Оренбург в зеркале литературы» (август – октябрь 2015 г.) и «ЛИК Оренбурга» (август – октябрь 2016 г.) на радиостанции «Эхо Москвы в Оренбурге».
Инициатива создания первых двух циклов радиопрограмм, генетически сходных между собой, принадлежала самой радиостанции, а точнее - её тогдашнему шеф-редактору М.Курникову. Радиостанция была заинтересована в формировании своего индивидуального образа среди медийных ресурсов Оренбуржья, и точно так же - среди многочисленных региональных отделений (по данным «Эха», в январе 2017 г. городов его вещания насчитывалось 46, включая Бишкек, Ригу и Чикаго). Достижению поставленной цели способствовали имеющиеся условия:
- насыщенность литературной истории Оренбургского края,
- интерес значительной части оренбуржцев к истории своего города и края,
- относительная неполнота системного литературного краеведения (несмотря на солидные труды Н.Е.Прянишникова, Н.В.Измайлова, В.Л.Савельзона, А.Г. и В.Ю.Прокофьевых, Г.П.Матвиевской и И.К.Зубовой, В.Г.Семёнова и других), - по крайней мере, в популярном изложении, пригодном для формата радиопрограммы.
Для создания вначале первого, а потом и второго циклов программ - каждый состоял из десяти двадцатиминутных радиопередач - был приглашён автор настоящих строк, доцент филологического факультета Оренбургского госпе-дуниверситета, занимающийся, помимо современной русской литературы, теории литературы и медиадисциплин, ещё и литературным краеведением.
Концепция первого цикла, названного «Оренбург в зеркале литературы», была традиционной, повествовательно-образовательной, хотя аспект подачи материала был избран особый: в единую цепь выстраивались не данные о писателях, родившихся и живших в нашем городе или побывавших в нём, а образы города и края, оставшиеся на страницах их произведений:
- художественных («Капитанская дочка» А.Пушкина, «Серенькая» В.Даля, «Пашинцев» А.Плещеева, «Яик уходит в море» В.Правдухина, «Белое облачко Чингис-хана» Ч.Айтматова, «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» А. и Б.Стругацких, «День опричника» В.Сорокина» и др.)
- и художественно-публицистических, зачастую травелогов («Картина Оренбурга и его окрестностей» П.Свиньина, «Записки из известных всем проис-шествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина», написанные им самим», «Оренбург» В.Кигна-Дедлова, «От Оренбурга до Ташкента» Н.Каразина, «В гостях у казаков» В.Короленко и др.).
В центре каждой программы - логическом, образном и композиционном -оказывались, таким образом, не историко-статистические данные (кто из писателей побывал в Оренбурге, в каком году, какие тексты создал и когда опубликовал?), а история города, образ города, развивающийся в текстах разных литераторов почти в трёх столетиях. При такой постановке цели своеобразного исследования стало возможным пунктирное наблюдение за важнейшими городскими объектами, такими, как комплекс Караван-Сарая, железнодорожный вокзал, Зауральная роща, казачья слобода Форштадт, пугачёвская «столица» Бёрдская слобода… Стало возможным проследить и образы людей, населяющих многонациональное Оренбуржье, их характеры, обычаи, профессиональные занятия, конфессиональные различия.
Первая программа задавала общую тональность цикла, несколько гипертрофированно сетуя на отсутствие в литературной «Оренбургиане» развёрнутых и детальных образов города. Автору пришлось объяснять это обстоятельство причинами геополитическими, то есть уникальным географическим расположением Оренбурга – на границе между двумя континентами и культурными мирами, Европой и Азией, а также на своеобразной диагонали материка, незримо пролегающей между российской столицей Петербургом и великим и манящим Китаем. Город родился на пересечении двух мнимых линий, так стоит ли удивляться тому, что многие путешественники и писатели стремились проехать через Оренбург, выехать за Оренбург, но не вглядеться в него, не описать этот весьма самобытный, всё-таки, город. Название для вводной программы было выбрано, поэтому, как отсылающее к общеизвестному и авторитетному литературному тексту, с упоминанием названия города, соотнесённое с центральной её мыслью и задающее, что немаловажно, привлекательную эмоциональную атмосферу начинающемуся циклу литературнокраеведческих программ. Всем этим критериям удовлетворила короткая фраза из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой телёнок»: «Проехали Оренбург тчк», и автору впоследствии довелось неоднократно слышать её из уст земляков, что подтвердило, на наш взгляд, тезис о возможности универсально ориентированного образовательного медийно-информационного продукта.
Второй цикл радиопрограмм, «ЛИК Оренбурга», появился в следующем, 2016-м году. Тот год был объявлен в РФ Годом кино, что и отразилось в структуре цикла. В название была включена аббревиатура – «Литература, История, Кино», изменился и аспект отбора и, главное, подачи материала: для построения каждой программы выбирался тот или иной кинематографический приём или жанр. Так, вводная передача, «В начале пути», была выстроена в соответствии с операторским приёмом общего плана, одна из последующих, «Сильные мира сего в Оренбурге», – в жанре официальной или же придворной кинохроники, программа о военных походах губернатора В.Перовского в Азию – в жанре военного детектива и получила предсказуемое название «Оренбургский гамбит», и так далее.
В результате получившийся медиапродукт носил образовательный характер с элементами развлекательной программы.
Таким образом, в настоящей статье мы попытались определить сферу адресации образовательных медийно-информационных продуктов, показав её принципиальную широту и разомкнутость, а в качестве непосредственного осуществлённого проекта такого рода рассмотрели «изнутри» опыт создания двух циклов литературно-краеведческого характера, вышедших в эфир на радиостанции «Эхо Москвы в Оренбурге».
Список литературы Расширение адресации образовательного медиапродукта: опыт создания циклов литературно-краеведческих радиопрограмм
- Кихтан В.В. Информационно-образовательный медиа-продукт в системе современных научных знаний // Научная мысль Кавказа. - 2009. - № 4. - С. 29 - 33. - С. 30.
- Фурсов А. Нерешенные проблемы профессора Чука [Электронный ресурс] TVMUSEUM.RU: Музей телевидения и радио в интернете http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=12106.
- Пинчук О.В. Трансформация жанров детских радиопередач: от советского вещания к современному интернет-радио / О.В. Пинчук // Вестник Челябинского государственного университета. - № 5 (360). - Челябинск, 2015. - С. 262 - 267.
- Пинчук, О. В. Игра в детском радиовещании: понятие игровых элементов и их классификация / О. В. Пинчук // Вестн. Воронежск. гос. ун-та. - Сер.: Филология. Журналистика. - 2014. - №3. - С.140-144.
- Руденко И.А. Радиовещание для детей и юношества (становление, развитие, проблемы современного функционирования): дисс. канд. филол. наук. - М., 1986.
- Меньшикова А. А. Радио - детям / А. А. Меньшикова. - М., 1966
- Умановский В.В. Детские радиопередачи как фактор социального воспитания школьников: Дисс. … канд. педагогич. наук. - Кострома, 2001.
- См.: Чупин Р. А. Классификация, распространение и производство знаний в мировой экономике: теоретическое обобщение // Образование и наука. - 2013. - № 6 (105). - С. 17 - 31. - С. 30.