Разглашение государственной тайны: субъективные признаки

Бесплатный доступ

В представленной статье раскрываются субъективные признаки такого состава преступления, как разглашение государственной тайны. В начале статьи будет проанализирована субъективная сторона преступления и обращено внимание на то, что данное преступление может совершаться как умышленно, так и неосторожно. А квалифицированный состав данного преступления вообще имеет двойную форму вины (умысел по отношению к действиям и неосторожность по отношению к последствиям). В второй части статьи уделено внимание субъекту рассматриваемого преступления, которым может быть только носитель сведений, составляющих государственную тайну.

Государственная тайна, разглашение, национальная безопасность, субъект, субъективная сторона, конфиденциальность, секретность

Короткий адрес: https://sciup.org/170208339

IDR: 170208339   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2024-11-3-159-161

Текст научной статьи Разглашение государственной тайны: субъективные признаки

Субъективная сторона преступления может характеризоваться как умышленной формой вины, так и неосторожностью. Поэтому некоторые исследователи совсем необоснованно исключают из субъективной стороны неосторожный способ совершения преступления [3, с. 383].

Применительно к предмету нашего исследования следует сказать, что разглашение государственной тайны (ст. 283 Уголовного кодекса РФ [1] (далее по тексту – УК РФ)) может быть совершено как умышленно, так и неосторожно. Это обусловлено содержанием ч. 2 ст. 24 УК РФ, согласно которой в ситуации, когда диспозиция конкретной статьи уголовного закона не содержит указания на форму вины, в которой данной преступление может быть совершено, то данное преступление, в зависимости от обстоятельств, может совершаться как умышленно, так и неосторожно.

Совершая указанное преступление с прямым умыслом, преступник в полной мере осознает общественную опасность совершаемых им действий, направленных на разглашение государственной тайны, у него есть предвидение того, что разглашаемые им данные станут доступны посторонним лицам, а также злоумышленник желает того, чтобы данные, составляющие гостайну, попали к другим лицам.

Что касается совершения указанного преступления с косвенным умыслом, то преступ- ник, так же, как и при прямом умысле, осознает общественную опасность совершаемых им преступных действий, у него есть предвидение того, что данные, составляющие государственную тайну, могут попасть к посторонним лицам, при этом лицо напрямую не желает, но сознательно допускает, что указанные данные станут доступны иным лицам. В качестве примера можно привести ситуацию, когда сотрудники секретного конструкторского бюро после работы в городском автобусе достаточно громко обсуждают рабочие моменты, составляющие государственную тайну. При этом громкость разговора вполне достаточна, чтобы указанную информацию смогли воспринимать другие граждане, едущие в автобусе.

Совершение лицом разглашения государственной тайны с прямым умыслом делает данное деяние сходим со шпионажем (ст. 276 УК РФ) и государственной изменой (ст. 275 УК РФ), которые могут совершаться также при наличии умышленной формы вины. Разграничение с указанными составами происходит по цели и по субъекту преступной деятельности. И при шпионаже, и при государственной измене целью преступления является получение информации иностранными лицами, в то время как при разглашении государственной тайны данная информация может стать достоянием любых лиц. Кроме того, при шпионаже субъектом преступления является лицо, которое на законных основаниях на об- ладает секретной информацией, а при разглашении государственной тайны указанной информацией лицо обладает в силу своей работы или служебного положения.

Совершая разглашение государственной тайны по неосторожности в форме преступного легкомыслия, обладатель сведений, составляющих государственную тайну, имеет предвидение, что данные сведения могут попасть к иным лицам, но самоуверенно рассчитывает на то, что этого не случится. В качестве примера преступного легкомыслия можно привести пример с оставлением на видном месте в кабинете, куда доступ посторонних лиц не ограничен, служебной документации, составляющей государственную тайну. В данной ситуации обладатель секретных сведений легкомысленно нарушает установленную процедуру хранения таких сведений, рассчитывая, что никто ими не воспользуется.

Примером неосторожной формы вины в форме преступной небрежности является, например, оставление по забывчивости в общественном месте сотрудником секретной организации папки с документацией, составляющей государственную тайну. В указанной ситуации преступление окончено с момента оставления данной папки, вне зависимости от того, ознакомились ли с ее содержание посторонние лица.

Цель и мотив преступления не являются конструктивными элементами рассматриваемого состава преступления и поэтому не влияют на квалификацию. В большей части мотивом разглашения государственной тайны является банальное хвастовство. Хвастаясь тем, что он является обладателем определенных секретных сведений, преступник преследует цель обрести определенную значимость в глазах собеседника. Впрочем, мотивом совершения указанного преступления могут быть и чисто практические цели, например, предоставление своему знакомому секретных сведений для написания им, например, кандидатской диссертации.

В ч. 2 ст. 283 УК РФ неосторожная форма вины является конструктивным элементом состава преступления. В данном случае неосторожная форма вины относится к наступившим в результате совершения преступления последствиям. Так, лицо может с прямым или косвенным умыслом совершить действия, направленные на разглашение государственной тайны, однако к наступлению тяжких последствий оно относится без всякого умысла. Здесь налицо двойная (смешанная) форма вины (ст. 27 УК РФ) [2, с. 729-733].

Что касается субъекта рассматриваемого преступления, то можно сказать, что субъект преступления специальный. Привлечь к ответственности за совершение разглашения государственной тайны можно только обладателя этой государственной тайны, которая ему была вверена в силу его должностного положения, в связи с выполняемой работой или в силу специального допуска.

Должностными лицами, имеющими прямой доступ к государственной тайне, являются лица, занимающие должности, или выполняющие работу в организации, деятельность которой связанна с государственной тайной. Лицами, которые имеют доступ к государственной тайне в силу выполняемой ими работы, но не являющимися работниками организаций, деятельность которых связана с государственной тайной, являются, например, адвокаты, которые выступают защитниками по уголовным делам, которые связаны с государственной тайной, депутаты законодательных органов, которые на период своих полномочий имеют доступ к гостайне и т.п. В целях предупреждения данными лицами сведений, которые составляют государственную тайну, с них уполномоченным лицом берется подписка о неразглашении данной тайны.

В случае, если общественно опасное деянием, направленное на разглашение государственной тайны, совершило лицо, которому данная тайна не была соответствующим законным способом вверена, то, в зависимости от обстоятельств, они могут быть привлечены к ответственности по ст. 283 УК РФ как соучастники (например, как пособники) или вообще могут не подлежать уголовной ответственности по данной статье. К примеру, обычный гражданин, не являющийся носителем сведений, составляющих государственную тайну, разгласивший секретные сведения из найденного им на улице секретного документа, не может быть субъектом преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ [4, с. 159-163].

Список литературы Разглашение государственной тайны: субъективные признаки

  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.10.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.10.2024).
  • Стяжкина, С.А. Уголовно-правовая охрана государственной тайны / С.А. Стяжкина // Вестник Удмуртского университета. Серия "Экономика и право". - 2023. - № 4. - С. 729-733. EDN: KZWYQK
  • Чучаев, А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). - М.: Инфра-М, 2022. - 383 с.
  • Ямина, И.В. Об ответственности за разглашение государственной тайны / И.В. Ямина // Государственная служба и кадры. - 2023. - № 4. - С. 159-163. EDN: KSUNHP
Статья научная