Различия между показателями самоактуализационных характеристик, толерантности к неопределенности и метакогнитивных навыков у работающих юношей и девушек

Автор: Ященко Елена Федоровна

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Психология

Статья в выпуске: 10, 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена сравнительному исследованию показателей самоактуализационных характеристик, толерантности к неопределенности и метакогнитивных навыков у работающих юношей и девушек. Выборку составили 116 юношей и 84 девушки в возрасте от 18 до 22 лет. Общее количество исследуемых - 200 человек, работающих в сфере юриспруденции, творчества, инженерии, архитектуры, менеджмента, IT, медицины и др. Получены значимые различия между показателями 17 личностных характеристик у работающих девушек и юношей. Работающие юноши выше, чем девушки, оценивают свои самоактуализационные и когнитивные качества, при этом работающие девушки терпимее относятся к неопределенным ситуациям, к новизне, но уступают юношам в принятии решений в условиях неполной информации. Работающие юноши в большей степени, чем девушки, способны выделять главное, активно добиваться своего, быстро осуществлять выбор, хорошо концентрироваться и управлять своим временем. Результаты исследования имеют практическую значимость для работодателей с целью более конструктивного использования личностного потенциала сотрудников.

Еще

Социализация, социальная психология личности, социальная сфера, мышление, метакогнитивные знания, метакогнитивная активность, самоактуализация, личностный потенциал

Короткий адрес: https://sciup.org/149143964

IDR: 149143964   |   DOI: 10.24158/spp.2023.10.6

Текст научной статьи Различия между показателями самоактуализационных характеристик, толерантности к неопределенности и метакогнитивных навыков у работающих юношей и девушек

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Россия, ,

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, St. Petersburg, Russia, ,

витые когнитивные процессы и уверенные действия в условиях недостаточной информации. Личностная черта, позволяющая индивиду принимать неопределенную ситуацию как возможность выбора, развития и получения нового опыта привлекала внимание зарубежных исследователей с начала пятидесятых годов, отечественных – с шестидесятых годов1 (Frenkel-Brunswick, 1951; McLain, 1993; Ананьев, 1968 и др.). Авторы также искали адекватные инструменты исследования толерантности и интолерантности2 (Осин, 2010). В частности, М.В. Злобиной был адаптирован для русскоязычной выборки опросник «Отношение к неопределенности» Р. Нортона МАТ-50 (Злобина, 2022). Предпринималась попытка определить взаимосвязи этого феномена с ценностно-смысловой сферой личности. В исследовании А.Б. Салиховой был выявлен спектр тех ценностей, которые являются основанием и ресурсом толерантности личности к неопределенности: в качестве опорных для толерантности личности к неопределенности являются ценности познания, свободы и творчества, в качестве антагонистических – ценности материального благополучия, здоровья, интересной работы, счастливой семьи (Салихова, 2020: 132). Отношение к толерантности изучалось у разных социальных групп населения: студентов, медицинских сестер, людей, занимающихся инвестированием и т. д. А.Ш. Гусейнов осуществлял поиск психологических механизмов, лежащих в основе процесса регуляции неопределенности, выявил, что инто-лерантность является фактором, определяющим деструктивную направленность субъектной активности личности (Гусейнов, 2018: 3). М.А. Гагарина, Н.К. Лопанова исследовали толерантность к неопределенности у лиц с различными стратегиями инвестиционного поведения (Гагарина, Ло-панова, 2018). А.Н. Рябинкина исследовала толерантность к неопределенности у студентов вузов: невысокий уровень толерантности к неопределенности у студентов может приводить к проблемам в обучении, снижать личностные ресурсы (Рябинкина, 2018: 297). Изучалась толерантность к неопределенности в период пандемии Covid-19 у студентов вуза: выявлены различия между показателями шкал толерантности и акцентуаций характера у студентов с высоким и низким уровнем толерантности к неопределенности (Ященко, 2021). И.Н. Леонов определил взаимосвязь толерантности к неопределенности с профессиональным выгоранием у медицинских сестер: не стаж работы обусловливает развитие профессионального выгорания, а характер ситуаций, с которыми сталкивается профессионал в своей деятельности, и способ реагирования на них, а негативное отношение к ситуациям неопределенности способствует развитию эмоционального истощения и усилению профессионального выгорания (Леонов, 2019: 441).

Исследованию когнитивных процессов посвящено немало отечественных работ, в частности – метакогнитивных знаний, метакогнитивной активности и т. д. – как у учащихся общеобразовательных школ, так и у студентов вузов. Современные исследователи выделяют в качестве важной составляющей психической саморегуляции метакогнитивные процессы, обеспечивающие управление познавательной сферой. А.Е. Ловягина, Л.А. Облачкова провели исследование метакогнитивных процессов у спортсменов и выявили взаимосвязи между уровнем развития ме-такогнитивных знаний и выраженностью некоторых показателей психологической подготовленности к спортивной деятельности, а также различия в сформированности метакогнитивных знаний и регуляции у спортсменов, различающихся по стажу занятий спортом и спортивной квалификации (Ловягина, Облачкова, 2018: 377). А.В. Карпов, С.Л. Леньков, Н.Е. Рубцова осуществили выявление характерной для профессий информационного типа метакогнитивной детерминации удовлетворенности работой на выборке российских профессионалов, представляющих две группы профессий – информационного и объектного типов: для профессий информационного типа достоверным предиктором удовлетворенности работой является общий уровень метакогни-тивной осознанности и метакогнитивных знаний (Карпов, Леньков, Рубцова, 2021). Актуальны исследования, способствующие выявлению ведущих факторов, детерминирующих регуляцию познавательной и иной деятельности у студентов инженерных специальностей, в частности, ракетно-космического комплекса. Д.В. Ластовенко были описаны характеристики метакогнитивных процессов и регуляторно-личностных качеств студентов разных кластеров: у студентов инженерных специальностей ракетно-космической отрасли с развитыми процессуальными компонентами саморегуляции отмечаются и более высокие показатели метакогнитивных знаний, гибкости и общей саморегуляции (Ластовенко, 2021: 1–2).

Методы . Цель исследования: определить самоактуализационные характеристики, толерантность к неопределенности и метакогнитивные навыки у работающих юношей и девушек.

Объект исследования: работающие люди юношеского возраста.

Предмет исследования: самоактуализационные характеристики, толерантность к неопределенности, метакогнитивные знания, метакогнитивная активность, концентрация внимания, приобретение информации, выбор главных идей, управление временем, инновационное мышление, адаптивное мышление работающих юношей и девушек.

Гипотеза исследования: существуют различия между показателями самоактуализацион-ных характеристик, толерантности к неопределенности и метакогнитивных навыков у работающих юношей и девушек.

Методиками исследования стали «Самоактуализационный тест» (САТ) Э. Шостром в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика, М.В. Кроза; «Опросник толерантности к неопределенности» С. Баднер1, «Самооценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности» Ю.В. Скворцовой, М.М. Кашапова (Скворцова, Кашапов, 2012: 361–367), «Индикатор инновационности мышления для определения типа инновационного мышления» М. Киртона (Kirton Adaptation-Innovation Inventory, KAI)2.

Различия определялись с помощью t-критерия Стьюдента.

База и выборка исследования . В исследовании приняли участие работающие люди юношеского возраста, пользующиеся социальной сетью «вКонтакте». Выборка включала в себя 116 юношей и 84 девушки в возрасте от 18 до 22 лет. Общее количество исследуемых – 200 человек, работающих в сфере юриспруденции, творчества, инженерии, архитектуры, менеджмента, IT, медицины и др.

Результаты исследования можно использовать при приеме на работу сотрудников юношеского возраста и с целью развития их профессиональной карьеры.

Результаты . С помощью t-критерия Стьюдента осуществлялось выявление различий между показателями шкал исследования у работающих юношей и девушек (табл. 1–3).

Таблица 1 – Различия между показателями самоактуализационных характеристик у работающих юношей и девушек

Table 1 – Differences between the Indicators of Self-Actualization Characteristics in Working Young Boys and Girls

Шкала

Девушки

Юноши

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости

среднее

стандартное отклонение

среднее

стандартное отклонение

Компетентность во времени

45,0

9,4

57,3

8,4

–9,7

0,001

Внутренняя поддержка

49,1

11,8

56,5

8,5

–5,1

0,001

Ценностные ориентации

45,1

11,2

57,4

8,7

–8,7

0,001

Спонтанность

50,2

9,5

52,7

8,5

–2,0

0,05

Самоуважение

51,3

11,3

64,5

7,4

–10,0

0,001

Самопринятие

49,4

12,8

58,6

10,3

–5,6

0,001

Представление о природе человека

51,1

8,7

55,7

8,0

–3,8

0,001

Синергия

47,4

8,7

51,2

9,2

–2,9

0,01

Принятие агрессии

47,2

8,9

51,6

7,6

–3,7

0,001

Выявлены 9 различий между показателями самоактуализационных характеристик у работающих юношей и девушек. По самоактуализационным характеристикам компетентность во времени, внутренняя поддержка, ценностные ориентации, спонтанность, самоуважение, самоприня-тие, представление о природе человека, синергия и принятие агрессии значения показателей выше у юношей. Именно работающие юноши в большей мере, чем работающие девушки, дорожат своим временем, больше надеются на себя, принимают общечеловеческие ценности, способны к искренним эмоциональным реакциям, ценят свои положительные качества, принимают себя со своими достоинствами и недостатками, способны не только на теоретическом, но и на практическом уровне целостно воспринимать мир и людей, настойчиво идти к намеченной цели.

Хотя в литературе имеются данные, свидетельствующие о независимости толерантности к неопределенности от пола, исследование гендерных различий толерантности/интолерантности к неопределенности может стать важным дополнением к существующим исследованиям (Злобина, 2022).

С помощью методики С. Баднер были получены два значимых различия – между показателями шкал «Новизна» (обратная шкала) и «Неразрешимость» (обратная шкала). Девушки более толерантны к новизне, они спокойнее относятся к переменам в жизни, но при этом девушки интолерантны к ситуациям, когда нужно принимать решения в условиях неполной информации.

Таблица 2 – Различия между показателями шкал толерантности к неопределенности у работающих девушек и юношей

Table 2 – Differences between indices of uncertainty tolerance scales in working girls and boys

Шкала

Девушки

Юноши

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости

среднее

стандартное отклонение

среднее

стандартное отклонение

Новизна

10,3

4,4

12,2

5,9

–2,4

0,05

Неразрешимость

9,6

3,9

8,2

4,0

2,4

0,05

Были выявлены шесть значимых различий между показателями метакогнитивных навыков у юношей и девушек.

Таблица 3 – Различия между показателями самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности у работающих юношей и девушек

Table 3 – Differences between Self-Assessed Metacognitive Knowledge and Metacognitive Activity Scores of Working Young Boys and Girls

Шкала

Девушки

Юноши

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости

среднее

стандартное отклонение

среднее

стандартное отклонение

Метакогнитивные знания

10,4

4,0

14,8

3,7

–8,0

0,01

Метакогнитивная агрессия

8,3

3,2

10,3

3,6

–4,0

0,01

Концентрация

2,5

1,6

4,1

1,6

–6,9

0,01

Приобретение информации

5,7

2,3

6,8

2,1

–3,4

0,01

Выбор главных идей

6,0

2,2

6,8

2,2

–2,4

0,05

Управление временем

3,1

2,2

5,8

2,1

–8,7

0,01

Девушки менее высоко оценивают уровень своих метакогнитивных навыков.

Обсуждение результатов . Получены значимые различия между показателями 17 личностных характеристик у девушек и юношей, определяющих стремление к самоактуализации, толерантность к неопределенности и метакогнитивные навыки. По всем самоактуализационным и метакогнитивным характеристикам значения выше у юношей. Результаты исследования самоактуализации у работающих юношей и девушек идентичны результатам, полученным на выборке преподавателей вуза (работающей выборке) (Ященко, 2012), но противоположны полученным ранее результатам на выборке студентов (Ященко, 2006). В период обучения в вузе более высокие самоактуализационные качества демонстрируют девушки, а не юноши. На стадии самостоятельной трудовой деятельности мужчины как бы «берут реванш» и показывают более высокие результаты в плане самоактуализации личности, чем женщины. При этом работающие девушки терпимее относятся к неопределенным ситуациям, к новизне, но уступают юношам в принятии решений в условиях неполной информации. Метакогнитивные характеристики лучше сформированы у юношей: они способны выделять главное, активно добиваться своего, быстро осуществлять выбор, хорошо концентрироваться и управлять своим временем.

Заключение . В результате исследования были сделаны следующие выводы:

  • 1.    В период самостоятельной трудовой деятельности юноши оценивают свои самоактуа-лизационные качества выше, чем девушки.

  • 2.    К неопределенным и новым ситуациям работающие девушки относятся более терпимо и гибко, чем юноши, что может служить их личностным ресурсом и фактором сохранения психического здоровья.

  • 3.    В ситуации недостаточной информации работающие юноши быстрее, чем девушки, способны принимать решения, делать выбор, что может характеризовать юношей как более уверенных и ответственных.

  • 4.    Свой интеллектуальный потенциал, когнитивные процессы работающие юноши оценивают выше, чем девушки.

Гипотеза подтвердилась – существуют различия между показателями самоактуализацион-ных характеристик, толерантности к неопределенности и метакогнитивных навыков у работающих юношей и девушек. Исследование личностного потенциала работающих людей является приоритетной проблемой современной социальной психологии личности и психологии труда. Особенно важны работы, выявляющие личностные особенности мужчин и женщин, занятых трудовой деятельностью. Такие исследования носят яркую практическую направленность, могут помочь работодателю продуктивнее использовать личностные возможности мужчин и женщин для успешного решения производственных задач, а службам управления персоналом – для составления программ профессионального развития сотрудников.

Список литературы Различия между показателями самоактуализационных характеристик, толерантности к неопределенности и метакогнитивных навыков у работающих юношей и девушек

  • Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.
  • Гагарина М.А., Лопанова Н.К. Толерантность к неопределенности у лиц с различными стратегиями инвестиционного поведения // Интернет-журнал «Мир науки». Педагогика и психология. 2018. Т. 6, № 3. 14 с.
  • Гусейнов А.Ш. Толерантность к неопределенности как регулятор субъектной активности личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 12. 4 с. https://doi.org/10.24158/spp.2018.12.21.
  • Злобина М. В. Адаптация методики отношения к неопределенности Р. Нортона МАТ-59: анализ внутренней структуры // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19, № 3. С. 433–453 https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-3-433-453.
  • Карпов А.В., Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Метакогнитивная детерминация удовлетворенности работой в профессиях информационного типа // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 3. C. 86–103. https://doi.org/10.21702/rpj.2021.3.6.
  • Ластовенко Д.В. Особенности саморегуляционных и метакогнитивных характеристик студентов инженерных специальностей ракетно-космическойотрасли // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 1. 11 с.
  • Леонов И.Н. Взаимосвязь толерантности к неопределенности с профессиональным выгоранием у медицинских сестер // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, № 4. С. 441–449. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-4-441-449.
  • Ловягина А.Е., Облачкова Л.А. Метакогнитивные процессы как предикторы психологической подготовки спортсменов // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. № 5 (159). С. 377–380.
  • Осин Е.Н. Факторная структура русскоязычной версии шкалы общей толерантности к неопределённости Д. МакЛейна // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 65–86.
  • Рябинкина А.Н. Толерантность студентов к неопределенности // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1 (78). С. 433–453.
  • Салихова А.Б. Ценностные основания толерантности личности к неопределенности // Вестник ВятГУ. 2020. № 2 (136). С. 132–141. https://doi.org/ 10.25730/VSU.7606.20.032.
  • Скворцова Ю.В., Кашапов М.М. Разработка методики самооценки метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности // Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов / под науч. ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Ю.В. Пошехоновой. Ярославль, 2012. С. 361–367.
  • Ященко Е.Ф. Краткий обзор результатов экспериментального исследования самоактуализации // Вестник университета. Серия: Социология и управление персоналом. 2006. № 2 (18). С. 48–57.
  • Ященко Е.Ф. Самоактуализация и субъективное благополучие как социально-психологические проблемы профессионального образования: студенты и преподаватели университета // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: психология. 2012. № 31 (289). С. 56–63.
  • Ященко Е.Ф. Толерантность к неопределенности в период пандемии Covid-19 и акцентуации характера студентов транспортного вуза // Психическое здоровье: современные реалии, тенденции и перспективы: мат. международ. науч.-практ. онлайн-конф. Костанай, 2021. С. 109–115.
  • Frenkel-Brunswick E. Personality Theory and Perception // Perception: an Approach to Personality / ed. by R. Blake, E. Ram-sey. New York. 1951. http://dx.doi.org/10.1037/11505-013. McLain D.L. The MSTAT-I: a New Measure of an Individual's Tolerance for Ambiguity // Educational and Psychological Measurement. 1993. No. 53 (1). Pp. 183–189. https://doi.org/10.1177/0013164493053001020.
Еще
Статья научная