Рецепция понятия "всеединство" в богословской системе преподобного Иустина Челийского

Автор: Трибушный Димитрий Олегович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Статья в выпуске: 5 (76), 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена рецепции понятия «всеединство» в богословской системе пре- подобного Иустина Челийского. Преподобный Иустин (Попович) - мыслитель, испытавший значительное влияние русской религиозно-философской мысли и метафизики всеединства в частности. О степени подобного влияния свидетельствует, например, тот факт, что именно Попович использовал соловьевское понятие «всеединство» в курсе догматического богословия для выражения ключевых идей своей системы. В статье предлагается ключ к реконструкции системы преподобного, включающей как наиболее традиционный - исторический, так и оригинальный - онтологический - уровни. Некоторые аспекты учения о логосном всеединстве прп. Иустина сравниваются с идеями русской метафизики всеединства, что позволяет говорить об их идейной близости. При этом подчеркивается, что сведение его творчества к охранительным или просветительским задачам было бы крайним и недопустимым упрощением. Так же, как и причисление его к представителям христианского модернизма. Оригинальную концепцию всеединства сербского святого нельзя отождествить ни с системой Владимира Соловьева, ни с системами соловьевских учеников

Еще

Онтология, "всеединство", логосы, естественное, христология, гносеология, воплощение, преподобный иустин челийский (попович), владимир соловьев, протопресвитер василий зеньковский

Короткий адрес: https://sciup.org/140223475

IDR: 140223475

Список литературы Рецепция понятия "всеединство" в богословской системе преподобного Иустина Челийского

  • Бердяев Н. А. Русская идея//Он же. Самопознание: Сочинения. М., 2001.
  • Булгаков С. Н. Сочинения: в2 т. М.,1993. Т. 1: Философия хозяйства. Трагедияфилософии.
  • Зандер Л. А. Книга о Достоевском, как введение в православное мировоззрение//Путь.№ 8.
  • Зеньковский В. История русской философии. М., 2001.
  • Зеньковский В. В. Основы христианской философии//Он же. Собрание сочинений.М.: Русский путь; Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, 2011. Т. 4.: Христианскаяфилософия.
  • Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви: Пневматология. М., 2007.
  • Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви: Экклесиология. М., 2005.
  • Иустин (Попович), прп. Записки об экуменизме. Новооткрытый текст//Православие(альманах). М., 2012. Вып. 1.
  • Иустин (Попович), прп. На Богочеловеческом пути. СПб.: Спасо-Преображенский Ва-лаамский монастырь, 1999.
  • Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. М.: Изд-во Московскогоподворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1997.
  • Иустин (Попович), прп. Собор русской молодежи//За Крест Честной и свободу золо-тую! Русско-Сербское Братство Святых Царя Николая и Владыки Николая, 2004.
  • Иустин (Попович), прп. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). М.,2004. Т. 1: Жизнеописание. На Богочеловеческом пути. Путь Богопознания.
  • Иустин (Попович), прп. Собрание творений. М., 2014. Т. 5: Толкование на Евангелиеот Матфея. Святосаввье как философия жизни.
  • Иустин (Попович), прп. Толкование на 1-е соборное послание святого апостолаИоанна Богослова. М., 1998.
  • Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Мн., 2008.
  • Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. М., 2004.
  • Лаут А., прот. Софиология отца Сергия и живая традиция//Вестник РХД. 2015. 203.
  • Лосский Н. В защиту Владимира Соловьева//Русский Нью-Йорк. Антология «Новогожурнала». М., 2002.
  • Нектарий (Радованович), иером. По страницам богословских трудов архимандритаИустина (Поповича) ЖМП. 1984. № 2. С. 47-51. (Переиздано: ЖМП. 1999. № 4.)
  • Письмо Г. Флоровского С. Булгакову от22 июля(4 августа)1926 г.// Пентков-ский А. М. Письма Г. Флоровского С. Булгакову и С. Тышкевичу // Символ. 1993. № 29.
  • Соловьев Вл. Три речи в память Достоевского. Речь третья // Электронная библиотекаModernLib.ru. URL: htp://modernlib.ru/books/solovev_vladimir_rudolfovich/tri_rechi_v_pamyat_dostoevskogo/read/ (дата обращения: 12.02.2016).
  • Указ Московской Патриархии Преосвященному Митрополиту Литовскому и Вилен-скому Елевферию//Лосский В. Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996.
  • Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение Истины. М., 1990. Т. 1.
  • Азбучник богочовечних мисли Аве Jустина//избрала и приредила Невенка Пjевач.Белград: Звоник, 2006.
  • Cvetković Vladimir. St Justin Popović’s reception of St Maximus the Confessor. (В печати.)
  • Лубардиђ, Б. Jустин Ћелиjски и Русиjа: путеви рецепциjе руске филозофиjе и теоло-гиjе. Нови Сад: Беседа, 2009.
  • Лубардиђ, Б. Павле Флоренски и патролошки радови Јустина Поповића: историјатједне рецепције-прилог разумевању почетака „неопатристичке синтезе" у српскојтеологији//Српска теологија у двадесетом веку -истраживачки проблеми и резултати/Б. Шијаковић (уред.). Београд: ПБФ БУ, 2010. Т. 9. С. 66-165.
  • Лубардиђ, Б. Преписка Јустина Поповића и Георгија Флоровског -прилог разу-мевању рецепције главних идеја Соловјева у међуратном периоду у Србији//Историјасрпске филозофије/Ирина Деретић (уред.). II. Београд: Evro Giunti, 2012. C. 381-453.
  • Цветкович В. Ново вино в стари мехове: св. Иустин Попович за богословската терминологи.//Християнство и култура. 2014. Брой 10 (97). Есен. С. 45-54.
  • Човек Богочовека Христа: споменица = feastschrif = homage/уредио епископ Атанасиjе. Београд: Наследници оца Jустина Поповиђа; Требинье: Манастир Тврдош, 2004.
Еще
Статья научная