Рефлексия проблемы выразительности в современной культуре: методологический аспект

Автор: Логинова Марина Васильевна

Журнал: Наследие веков @heritage-magazine

Рубрика: Антропология культуры

Статья в выпуске: 1 (25), 2021 года.

Бесплатный доступ

Основная проблема исследования - определение выразительности в качестве методологического принципа современной культуры. Материалами при этом послужили результаты научных изысканий российских и зарубежных философов, культурологов, литературных критиков. Отмечено, что выразительность дает представление о формировании нового понимания взаимосвязи мира и человека, и ее обоснование является основой трансформация современной культуры. Проанализированы концепции Б. Кроче (выразительность как выражение духа в первичной форме), С. Лангер (выражение чувств символически), Т. Адорно (выразительность как критика невыразительного и узнавание выразительности фрагментарного), В. С. Соловьева (выразительность как выражение всеединства), П. А. Флоренского (выражение антиномичности феноменов культуры), А. Ф. Лосева (выразительность как мера человеческого). Выделены и классифицированы основные подходы к проблеме выразительности и определению собственной позиции категориального статуса данного понятия.

Еще

Выразительность, выразительная форма, философия искусства, экспрессия, эстетика, современная культура, онтологический подход

Короткий адрес: https://sciup.org/170175034

IDR: 170175034   |   DOI: 10.36343/SB.2021.25.1.005

Список литературы Рефлексия проблемы выразительности в современной культуре: методологический аспект

  • Адорно Т. В. Эстетическая теория. М.: Республи¬ка, 2001.
  • Басин Е. Я. Семантическая философия искус¬ства. М.: Гуманитарий, 2012.
  • Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб.: Петрополис, 1997.
  • Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М.: Intrada, 2000.
  • Логинова М. В. Методологическое значение онтологического подхода для философии искус¬ства // Вестник Новосибирского государственно¬го педагогического университета. 2018. Т. 8. № 1. С. 124–137.
  • Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934.
  • Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы. М.: Академический проект, 2010.
  • Соловьев В. С. Философия искусства. Избранное. М.: Юрайт, 2020.
  • Флоренский П. А. История и философия искус¬ства. М.: Академический проект, 2017.
  • Франк С. Л. Непостижимое: онтологическое введение в философию религии. М.: АСТ, 2007.
  • Шеллинг Ф. В. Философия искусства. СПб.: Але¬тейя, 1996.
  • Эстетика немецких романтиков. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.
Статья научная