Региональные консультации - новый элемент в универсальном механизме защиты прав инвалидов

Автор: Ли В.Р.

Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep

Рубрика: Право

Статья в выпуске: 1 (58), 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена исследованию региональных консультаций, которые представляют собой новую форму работы, не апробированную ранее иными договорными органами. Региональные консультации рассмотрены как новый элемент в универсальном механизме защиты прав инвалидов. По мнению автора, механизм региональных консультаций может стать ступенью в создании единой международно-правовой системы защиты прав человека. Данное направление создает условия для проведения единой гармонизированной международно-правовой деятельности по защите прав инвалидов на универсальном и региональных уровнях. В статье выявлены специфические проблемы регионов и системные универсальные недочеты в обеспечении прав инвалидов. Объектом исследования являются международно-правовые отношения, складывающиеся по поводу защиты инвалидов. Цель данной работы - изучить значение региональных консультаций Комитета по правам инвалидов для осуществления международного сотрудничества в поощрении и защите прав лиц с ограниченными возможностями. Автор приходит к выводу, что механизм региональных консультаций способен создать условия для гармонизации универсального и региональных правовых комплексов защиты прав инвалидов. Это полностью соответствует реализации уставной цели ООН по осуществлению международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека.

Еще

Инвалид, инвалидность, Комитет по правам инвалидов, международно-правовой механизм защиты прав инвалидов, региональные консультации

Короткий адрес: https://sciup.org/142231165

IDR: 142231165

Текст научной статьи Региональные консультации - новый элемент в универсальном механизме защиты прав инвалидов

Соблюдение прав и свобод человека, а также их защита является основной обязанностью правового государства. Возможность реализации прав и их степень защищенности, по словам Уполномоченного по правам человека в РФ Т.Н. Москальковой, являются индикатором «зрелости обще-ства»1.

Международное сообщество принимает во внимание необходимость создания условий и принятия дополнительных правовых мер в целях защиты прав и свобод человека. Инвалиды составляют 15 % общей чис- ленности населения мира [1, с. 35]. Данная категория лиц чаще остальных сталкивается с определенными барьерами в реализации своих прав.

В связи с этим представляется актуальным исследовать особенности универсального механизма защиты прав инвалидов, установленного в Международной конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция, КПИ)2. Как отмечает Специальный докладчик по вопросу о правах людей с инвалидностью Дж. Куинн, «конвенция предполагает глубокий культурный сдвиг и пе- реход к правозащитному подходу к инва-лидности»3.

Особую ценность для подготовки данной работы имеют результаты исследований А.Х. Абашидзе, Е.С. Алисиевич, Р.М. Валеева, Ю.В. Самович. В работах этих авторов освещаются отдельные аспекты темы защиты прав инвалидов: международно-правовые основы защиты прав инвалидов (А.Х. Абашидзе, Р.М. Валеев); инвалиды как уязвимая группа (Е.С. Алисиевич); защита интересов лиц с ограниченными возможностями (Ю.В. Самович).

В работе использованы общенаучные диалектический и дедуктивный методы, с помощью которых проанализированы региональные консультации Комитета по правам инвалидов.С помощью метода юридического анализа изучены специфические проблемы в регионах. Сравнительно-правовой метод позволил выявить общие системные универсальные недочеты в обеспечении прав инвалидов.

В центре исследования стоит вопрос значения региональных консультаций как нового элемента в универсальном механизме защиты прав инвалидов.

Описание исследования

КПИ стала первым универсальным международным договором в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями [2, с. 409]. В ней закреплены права, имеющие особое значение для лиц с инвалидностью. На сегодняшний день участниками Конвенции являются 184 государства4, а участниками Факультативного протокола к ней 100 государств5.

КПИ как часть общей системы защиты прав человека интегрирована в систему универсального механизма защиты прав человека [3, с. 42]. В 2008 г. был учрежден Комитет по правам инвалидов (далее - Комитет), осуществляющий международный контроль за соблюдением положений Конвенции. Он стал девятым по счету договорным органом ООН в сфере защиты и обеспечения прав человека6.

Главной целью всех договорных органов универсальной системы защиты прав человека является предоставление четкого руководства государствам в построении внутренней политики, соответствующей международным договорам [4, с. 144]. Для реализации этой цели договорные органы выполняют ряд «необходимых мер», обычно включающих: мониторинг за исполнением государствами обязательств по соблюдению международного договора, принятие замечаний общего порядка, рассмотрение индивидуальных сообщений о нарушениях и проведение расследований. Комитет реализует все вышеуказанные меры.

В 2021 г. Комитетом была опробована абсолютно новая для договорных органов форма работы: региональные консультации. Основным направлением консультаций являлись вопросы «включения» инвалидов в общество, а также процесс «деинституцио-нализации»7. В «Итогах региональных консультаций» (семь документов для каждого региона) содержатся выявленные Комитетом проблемы в области защиты и обеспе- чения прав инвалидов, а также рекомендации для их преодоления.

Для Ближнего Востока и Северной Африки было отмечено, что для данных территорий все еще характерно: отсутствие механизмов внутреннего контроля за осуществлением Конвенции; отсутствие в национальном законодательстве норм, гарантирующих право на самостоятельную жизнь людей с инвалидностью; недоступность информации и средств коммуникации, что приводит к изоляции лиц с ограниченными возможностями8.

Для Азиатско-Тихоокеанского региона все еще проблематичными являются вопросы обеспечения индивидуальной поддержки инвалидов, отсутствие системы вспомогательных услуг, а также отсутствие реализации политических прав и свобод9.

В странах Карибского бассейна и Северной Америки особо остро стоит вопрос о действующем законодательстве, согласно которому разрешается принудительное лечение и принудительное заключение на основании инвалидности, что не соответствует общепризнанным стандартам в области защиты прав инвалидов. Труднопреодолимыми являются проблемы, связанные с отсутствием доступного жилища, питания, медицинской помощи10.

В западноевропейский странах и странах Европейского Союза затрудняют реализацию прав и свобод лиц с ограниченными возможностями меры жесткой экономии, чрезмерное ограничение свободы, а также отсутствие инкорпорации КПИ во внутреннее законодательство11.

Комитет признал не соответствующим требованиям КПИ следующую государственную политику, осуществляемую в отношении лиц с ограниченными возможностями в Центральной и Южной Америке: отсутствие ориентированности стран на гарантированность автономии и интеграцию людей; принятие государствами мер поддержки независимой жизни не адаптирована под индивидуальные потребности отдельных категорий инвалидов; присутствие пренебрежительного отношения и отсутствие защиты детей и подростков с инвалидностью в учреждениях12.

В регионе Восточной Европы и Центральной Азии, по мнению Комитета, преобладают следующие проблемные аспекты: специалисты в области здравоохранения и образования по-прежнему «…придержива-ются старомодной модели «дефектологии» и нормализации детей с ограниченными возможностями»; не существует возможности выбора определенного типа поддержки, которая необходима инвалиду; отсутствует понимание в обществе о существовании и необходимости внедрения инклюзивной среды для инвалидов13.

В Африке предстоит решить вопросы о доступной медицине и об искоренении особо жестокого обращения с инвалидами, что позволит преодолеть барьеры на пути к интеграции инвалидов в общество и реализации их основных прав и свобод14.

Анализ региональных консультаций различных регионов показывает, что каждый регион обладает специфическими проблемами, которые требуют индивидуально разработанного подхода к их решению.

Также было выявлено, что во всех регионах существует ряд системных универсальных недочетов в обеспечении прав инвалидов. Назовем наиболее значимые.

  • 1.    Отсутствие консультаций с инвалидами при разработке и осуществлении законов, политики и программ в области инвалидности. Это является нарушением ст. 4 КПИ, что отрицательно сказывается на положении лиц с ограниченными возможностями. Невозможно эффективно преодолеть проблемы на пути к реализации инвалидами всех своих прав, если политика, программы и законодательство построены без учета мнения самих инвалидов.

  • 2.    Недостаточное количество организаций инвалидов в связи с отсутствием финансирования таких организаций и недостаточная осведомленность инвалидов о работе и существовании таких организаций. В соответствии со ст. 29 КПИ создание организаций инвалидов и членство в них позволяет лицам с ограниченными возможностями участвовать в управлении на государственном уровне и быть представленными на международном и региональном уровнях.

  • 3.    Малое количество инвалидов, находящихся на руководящих должностях в органах и организациях. Конвенцией в ст. 29 также предусмотрена возможность инвалидов занимать государственные должности на всех уровнях при помощи ассистивных технологий, где это уместно.

  • 4.    Подверженность инвалидов различным формам жестокого обращения, пренебрежительного отношения и полной изолированности от общества (является нарушением ст. 15 и ст. 19 КПИ).

  • 5.    В связи с преобладающей медицинской моделью инвалидности существует представление о том, что инвалиды не обладают необходимыми возможностями и компетенциями для самостоятельной жиз-

  • ни, так как большинство инвалидов нуждаются в посторонней помощи.
  • 6.    Отсутствие статистических данных и всеобъемлющей информации о количестве и положении людей с ограниченными возможностями, которые приводят к ограниченной осведомленности о проблемах людей с инвалидностью (нарушение ст. 31 КПИ).

  • 7.    Отсутствие психосоциальной поддержки в обществе, поддержки семей через государственные учреждения или частный сектор (нарушение ст. 26 КПИ).

  • 8.    Дискриминация, включая отсутствие возможностей для обеспечения доступа к занятости, медицинским услугам, доступу к правосудию, транспорту и связи (нарушение ст. 9, 13, 25 КПИ).

  • 9.    Недостаточность финансовой поддержки, низкие социальные пособия (нарушение ст. 28 КПИ).

  • 10.    Недостаточность инклюзивного образования для детей, нуждающихся в более высоком уровне поддержки (нарушение ст. 24 КПИ).

Положения КПИ направлены на развитие самостоятельности лиц с ограниченными возможностями. Странам необходимо стремиться к переходу от медицинской модели к социальной модели инвалидности. Государство должно быть ориентировано на потребности инвалидов, создавать равные условия и реформировать привычную систему социальной помощи, которая приводит к отстраненности и изоляции инвалидов [5, с. 139].

Отсутствие статистических данных делает невозможным проведение оценки того, как государство-участник Конвенции выполняет свои обязательства. Из-за недостатка необходимой информации создается барьер в выявлении проблем, с которыми сталкиваются инвалиды. Исключается возможность оценить качество принятых государством мер в области обеспечения и защиты прав инвалидов.

Заключение

Проведенный анализ Итогов региональных консультаций показывает, что пробелы в осуществлении прав инвалидов в равной мере присущи как развивающимся, так и развитым государствам. Данные проблемы обострились в связи с кризисной ситуацией, обусловленной пандемией COVID-19. Меры, принятые странами для ее сдерживания, привели к экономическим потерям, в том числе для инвалидов. Целью региональных консультаций было предоставить возможность инвалидам поделиться своим опытом, мнением и предложениями о том, как справиться с нынешней ситуацией, которая усугубила неравенство и привела к изоляции и риску институционализации.

Возникает вопрос: с какой целью был внедрен в практику Комитета институт региональных консультаций? Комитет по правам инвалидов - один из первых среди договорных органов ООН, который использовал форму работы в виде региональных консультаций. Новый опыт исследования проблем в области инвалидности позволил выделить региональные и общемировые проблемы.

Можно предположить, что цель состоит в том, чтобы усилить практическую реализацию прав инвалидов на независимую жизнь и интеграцию в общество с учетом региональной специфики. Результатом проведенной работы Комитета по правам инвалидов станет принятие Руководящих принципов по деинституционализации15. Внести свой вклад в их создание в скором времени смогут государства-участники Конвенции, инвалиды и их представительные организации, независимые механизмы мониторинга, национальные правозащитные учреждения.

Кроме того, это направление создает условия для проведения единой гармонизированной международно-правовой деятельности по защите прав инвалидов на универсальном и региональных уровнях. В соответствии со ст. 52 Устава ООН региональные соглашения по вопросам поддержания международного мира и безопасности должны быть совместимы с целями и принципами ООН. Безусловно, вопрос обеспечения и защиты прав человека относится к такой категории16. Механизм региональных консультаций в будущем может стать объединяющим элементом, очередным шагом к созданию действительно единой международно-правовой системы защиты прав человека.

Список литературы Региональные консультации - новый элемент в универсальном механизме защиты прав инвалидов

  • Абашидзе, А.Х., Маличенко, В.С. Международно-правовые основы защиты прав инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2014. № 1. С. 32-36.
  • Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник / Под ред. А.Х. Абашидзе, Р.М. Валеева. М.: РУДН, 2011. 828 с.
  • Самович, Ю.В. Международно-правовые аспекты защиты интересов лиц с ограниченными возможностями. // Международное право и международные организации / InternationalLawandInternationalOrganizations. 2018 г. № 3. С. 40-46.
  • Права человека и вызовы XXI века: Учебное пособие / Под ред. А.Х. Абашидзе. М.: РУДН, 2016. 336 с.
  • Поощрение и защита прав уязвимых групп в международном праве: Учебное пособие / Е.С. Алисиевич. М.: РУДН, 2012. 431 с.
Статья научная