Репрезентация патетического в эстетике и художественной культуре (1917-1920 гг.)

Автор: Воеводина Лариса Николаевна, Безверхая Елизавета Андреевна

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Теория и история культуры

Статья в выпуске: 5 (91), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается патетическое как одна из ведущих эстетических категорий в хронотопе художественной культуры 1917-1920 годов. Раскрывается содержание категорий «пафос» и «патетическое», выявляется характер их выражения в художественном творчестве на примере произведений-репрезентантов официальной идеологии и новой революционной мифологии. Принимая во внимание необходимость обозначения социокультурного контекста для корректного анализа художественной культуры и эстетики, авторы уделяют внимание анализу и интерпретации идеологических документов, посвящённых новому искусству, созданных в революционный период творческими объединениями и официальными органами. Некоторые из них, претендующие на художественную ценность, рассмотрены как самостоятельные художественные тексты. Выражением массовой «патетизации» художественного пространства является мифологема полной дематериализации старого мира и создание на его месте нового, что, в свою очередь, связано с бинарностью революционной ментальности. Анализ художественных и идеологических программных текстов демонстрирует связь категории патетического с идеей освобождения человека и созданием нового мира.

Еще

Эстетика, революционное искусство, эстетические категории, патетическое, пафос, художественная культура, художественное творчество, социальная мифология, пролеткульт

Короткий адрес: https://sciup.org/144161320

IDR: 144161320   |   DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10707

Список литературы Репрезентация патетического в эстетике и художественной культуре (1917-1920 гг.)

  • Белинский В. Г.Собрание сочинений: в трёх томах / под общей редакцией Ф. М. Головченко. Москва: ОГИЗ, ГИХЛ, 1948. Том III. С. 376-423.
  • Богданов А. А. Пути пролетарского творчества // Литературные манифесты: от символизма до "Октября" / сост. Н. Л. Бродский и Н. П. Сидоров. Москва: Новая Москва, 1924. С. 267-271.
  • Воеводина Л. Н. Мифология как часть символического универсума // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 5 (61). С. 51-57.
  • Ганжа А. Г. Советская музыка как объект сталинской культурной политики: музыкально-этический универсализм и парадоксы следования норме // Философско-литературный журнал "Логос". 2014. № 2 (98). С. 123-155.
  • Гастев А. К. Контуры пролетарской культуры // Литературные манифесты: от символизма до "Октября" / сост. Н. Л. Бродский и Н. П. Сидоров. Москва: Новая Москва, 1924. С. 263-267.
Статья научная