Реверсивность идей в философии: в поисках новой герменевтики

Бесплатный доступ

В статье обсуждается вопрос о способах интеллектуального общения, взаимосвязи и взаимопроникновения философских идей в России и на Западе в свете обнажившегося в нынешней геополитической ситуации кризиса теории диалога культур. На обсуждение представлена концепция реверсивного движения идей в качестве оригинальной историко философской рамки в герменевтическом анализе философских текстов. Методология реверсивного движения может стать заменой классического диалога как встречи и общения Я и Другого. Реверсивное движение идей в философии необходимо отличать от психологического использования понятия реверсии; речь идет не о процессе одномоментного столкновения, конфронтации или даже рецепции чужих идей. Обсуждается появление нового знания в диахроническом столкновении концептуальных идей и культур в новом нарративном описании. Реверсия означает сложный путь от рождения идеи в одной среде к ее усвоению и адаптации в другом культурно историческом пространстве и ее дальнейшую идейную фильтрацию через систему чужих культурных кодов, дискурсов и нарративов, превращение в новый уникальный творческий «продукт». Специфика этого процесса заключается в том, что изначальная идея, как правило, теряет свой первозданный вид, значение и смысл и оказывается интеллектуальным основанием (почвой) для нового дискурса, представляющего собой в новом времени и в другой культурной ситуации «новые» идеи и знания.

Еще

Диалог, реверсивное движение идей

Короткий адрес: https://sciup.org/144162804

IDR: 144162804   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2023-3113-6-14

Список литературы Реверсивность идей в философии: в поисках новой герменевтики

  • Алексеева Г. В. Американские диалоги Льва Толстого. Тула: Ясная Поляна, 2010. 253 с.
  • Бахтин M. M. К философии поступка// Бахтин М. М. Собрание сочинений в семи томах. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. Москва: Русские языки; Языки славянской культуры, 2003. 958 с.
  • Берлин И. Две концепции свободы // Современный либерализм. Москва, 1998, С. 19-43.
  • Богданович M. Реверсивная логика [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2017/06/21/851
  • Витгенштейн Л. Дневники 1914-1916 гг. / Под общ. ред. В. А. Суровцева. Москва: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2018. 400 с.
  • Гаврюшин Н. К. У колыбели смыслов. Статьи разных лет. (Исследования по истории русской мысли. Т. 20). Москва: Модест Колеров, 2019. 816 с.
  • Гаспарян Д. Э. Понятие социальной идентичности в западной рецепции М. М. Бахтина: от «Arts & Humanities» к «Social Studies». // Наука. Культура. Искусство. Выпуск 4 (32). 2021. С. 6-27.
  • Друри M. Разговоры с Витгенштейном / Пер. В. Руднева // Логос. 1999. № 1. С. 131-150.
  • Звейрде Э. Взгляд со стороны на историю русской и советской философии. Санкт-Петербург: Алетейя, 2017. 557 с.
  • Коллингвуд Р. Дж. История идей. Автобиография. Москва: Наука. 1980. 488 с.
  • Mамаpдашвили M. К. Философия и свобода // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. Москва: Прогресс. Культура. 1992. С. 365-374.
  • Mанн Т. Гете и Толстой. Фрагменты к проблеме гуманизма // Манн Т. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 9. Москва: Гослитиздат, 1960. С. 487-606.
  • Реверсивное движение. Путешествия американских писателей в первой трети XX века. Составление и перевод с английского Даши Сиртинской // Иностранная литература, № 10, 2021.
  • Русская философия в современном мире: контексты актуальности. Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 2017. № 4. С. 116-139.
  • Engelstein L. Slavophile empire: Imperial Russia's Illiberal path. Cornell University Press, 2009. 256 p.
  • James P. Scanlan. Dostoevsky the Thinker (Ithaca: Cornell University Press, 2002). 251 p.
  • Khan K. The Theme of «Self-Recognition» in the Philosophy of Vladimir Bibikhin / Пер. с рус. // Social Sciences. 2022. No. 4. P. 124-139.
  • Naiman E. When Dickens met Dostoevsky // The Times Literary Supplement, 12 April 2013, N 5741. P. 16-21.
Еще
Статья научная