Ритуалы культуры как процесс знаково-символической инициации сознания

Бесплатный доступ

Современные и традиционные, культурно-исторические системы коммуникации, атрибуты общения людей, знаки и символы, общественные, а также индивидуальные средства социальной самопрезентации человека многообразны. Это обстоятельство указывает на многослойный текст и контекст, то есть как на вербальный, так и невербальный компоненты коммуникации, которые, в той или мере, сопровождают социальные процессы взаимодействия людей в обществе. Вербальное (языковое) взаимодействие, как наиболее исследованное и атрибутированное, можно назвать только одной ролью среди коммуникационного репертуара человека в его общественных связях с другими (близкими и дальними, своими и чужими), а в целом, со всем социумом. Тогда как невербальная коммуникация охватывает не только «языковой», но и «доязыковой» период существования человечества. Таким образом, происхождение коммуникационных сфер в социальном развитии общества, а также знаково-символическая устойчивость оснащения новых интегрированных и дифференцированных культурных сфер человека является основой ритуальности культуры. В целом, в социогенезе рассматриваются социальные роли сознания, его происхождение и развитие, культурно-исторические формы сознания, которые сопряжены с социальными и культурно-историческими процессами ассимиляции и диссимиляции культур, а также того общего, что и позволяет исследовать ритуальность культуры с привнесением когнитивной составляющей, подчеркивая, единство природы самого человека - биологического и социального, одновременно. Выводы: 1) Общее, что присутствует при описании свойств, качеств, признаков ритуала в системе культуры, это его слитность, цельность, единообразие. Что в равной мере объединяет участников, структуру поведения, нерасчлененность символического и утилитарного, земного и космического, а также синтез знаковых систем и психологический настрой, особенности ритуала, его внутренняя организация, и, соответственно, его роль в системе культуры. 2) Ритуальность культуры обусловлена единством биологического и социального в человеке, выражающаяся в общем принципе символопорождающей способности его сознания и, соответственно, - «когнитивной программе» по знаково-символической инициации, погружающей его сознание в культурно-исторический контекст - семиосферу, созданную самим человеком.

Еще

Ритуалы культуры (цивилизации), принцип символопорождающей способности сознания человека, знаково-символическая инициация, культурно-исторический контекст человечества, семиосфера

Короткий адрес: https://sciup.org/148102518

ID: 148102518

Список литературы Ритуалы культуры как процесс знаково-символической инициации сознания

  • Социогенез. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/; Головин, С.Ю. Словарь практического психолога. М., АСТ, Харвест.1998.
  • Элиаде, М. Аспекты мифа/пер. с фр. В.П.Большакова. 4-е изд. М., Академический проспект, 2010. 251 с.
  • Тэрнер, В. Символ и ритуал. М.; Наука, 1983. 280 с.
  • Блум, Ф. Лайзерсон, А., Хофстедтер, Л. Мозг, разум, поведение. М., Мир, 1988. 248 с.
  • Грегори, Р.Л. Разумный глаз. М., Прогресс,1972. 240 с.
  • Дрогалина, Ж.А. Налимов, В.В. Семантика ритма: ритм как непосредственное вхождение в континуальный поток образов//Бессознательное = The unconscious: Природа, функции, методы исследования: Сб. ст.: в 4 томах. Тбилиси, Мецниереба, 1978. Т.3. С.293-301
  • Тард, Г. Социальная логика. СПб., Изд-во Социально-психологический центр, 1996. 558 с.
  • Топоров, В.Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. Т.2. М., Рукописные памятники Древней Руси, 2010. 496 с.
  • Этнознаковые функции культуры/Академия наук СССР. Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Ред.колл.: отв.ред. акад. Ю.В.Бромлей, А.К.Байбурин, Я.В.Чеснов. М., Наука, 1991. 224 с.
  • Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: синергетический подход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М., Изд-во: ПЕР СЭ, 2001. 353 с.
  • Эйбл-Эйбесфельдт, И. Биологические основы эстетики. Принципы эстетического восприятия и художественного творчества//Красота и мозг: биологические аспекты эстетики. М., Мир, 1995. С.29-70.
  • Лёвкин В.Е. Филогенез и онтогенез состояния человечества и человека как становление в сущность//Человек и культура/Сборник статей и тезисов. Тюмень. Изд-во ТюмГУ, 2001. С.36-52]
  • Носачев, Г.Н. Направления, виды, методы и техники психотерапии. Самара, Изд-во Самарск.ун-т», 1998. 288 с.
  • Большая советская энциклопедия: http://dic.academic.ru/dic. nsf/bse/127677
  • Привалова, В.М. Орнамент: Штрихи психологического портрета: учебно-методическое пособие. Самара, Изд-во СамНЦ РАН, 2005. 96 с.
  • Привалова, В.М. Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся: автореф. дисс. ….канд.психол.наук. Самара, 2006. 146 с.: http://search.rsl.ru/ru/record/01003303162
  • Привалова, В.М. Орнамент: Восприятие, оценка и понимание. Знаковый текст и контекст: монография. Самара, Изд-во СамНЦ РАН, 2007. 135 с.
  • Привалова, В.М. Семантика орнамента в семиотике культуры: монография. Самара, Изд-во СамНЦ РАН, 2010. 174 с.
  • Привалова, В.М. Когнитивные предпосылки орнамента как знаково-символического ритуала культуры: монография. Самара, Изд-во СамНЦ РАН, 2012. 252 с.
  • Привалова, В.М. Семантика орнамента в семиотике культуры. Антропологический код: монография. LAMBERT Academic Pablishing, 2012. 184 c.
  • Привалова, В.М. Орнамент как знаково-символический ритуал культуры: монография. Самара, Изд-во СамНЦ РАН, 2014. 324 с.
  • Привалова В.М. Орнамент как знаково-символический язык ритуалов культуры: автореф. дисс.. доктора культурологии: http://search.rsl.ru/ru/record/01005558917
  • Привалова, В.М. Орнамент как знаково-символический язык ритуалов культуры: монография. Самара, Изд-во СамНЦ РАН, 2015. 236 с.
  • Поддубный, Н.В. Циклические процессы в человеке как самоорганизующейся системе и золотая пропорция//Мир психологии. 2002. №3. С. 56-73;
  • Бромлей, Ю.В. Этнические функции культуры и этнографии//Этнознаковые функции культуры. М., Наука, 1991. С. 5-22
  • Голан, А. Миф и символ. М., Русслит; Иерусалим, Тарбут, 1994. 375 c.
  • Чебоксаров, Н.Н., Арутюнов С.А. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества//Расы и народы. М., 1972. № 2. С. 19
  • Гибсон, К. Символы, знаки, эмблемы, мифы в материальной и духовной культуре/пер. с англ. А.Озерова. М., Изд-во: Эксмо, 2007. 160 с.,
  • Бгажноков, Б.X. Коммуникативное поведение и культура//СЭ. 1978. № 5. С. 8
  • Мамардашвили, М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание/общ. ред. Ю.П.Сенокосова. М., Школа "Языки русской культуры", 1997. 224 с.
  • Токарев, С.Н. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования//СЭ. 1980. № 3.
  • Арутюнов, С.А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики//Исследования по общей этнографии. М., 1979. С. 26-27
  • Арутюнов, С.А. Обычай, ритуал, традиция//СЭ. 1981. №2. С. 97-99
  • Арутюнов, С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие/отв. ред. Ю.В.Бромлей. М., Наука,1989. 250 c.
  • Байбурин, А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры//Этнознаковые функции культуры. М., Наука, 1991. C.23.
  • Лотман, Ю. М. Статьи по типологии культуры. Вып. 1. Тарту, 1970. С. 3-4
  • Лотман, Ю. М. Символ в системе культуры//Лотман, Ю.М. Избранные статьи, в 3-х томах. Таллинн, Изд-во Таллинн, 1992. Т. 1. С. 191-200.
  • Байбурин, А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры//Этнознаковые функции культуры. М., Наука, 1991. C.32-33
  • Сегал, Д. М. Мир вещей и семиотика//ДИ СССР, 1968. № 4. С. 39.
  • Иванов, В. В., Топоров, В. Н. Проблема функций кузнеца в свете семиотической типологии культур//Материалы Всесоюзного симпозиума но вторичным моделирующим системам. 1(5). Тарту, 1974. С. 88.
  • Топоров, В.Н. О ритуале. Введение в проблематику//Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. Т.2. М., Рукописные памятники Древней Руси, 2010. 496 с. С. 16-19.
  • Дробницкий О., Левада, Ю. Ритуал//Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967. С. 512-513;
  • Байбурин, А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры//Этнознаковые функции культуры. М., Наука, 1991; Leach E. Ritual. International Encyclopedia of the Social Sciences. V. 13. L., 1968. P. 521.
  • Huxley Sir J. Introduction//Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Series B. V. 251. P. 249 -271
  • Ашофф, Ю. Свободнотекущие и захваченные циркадианные ритмы//Биологические ритмы. В 2 томах. М., Мир, 1984. Т. 1. С.54-69
  • Бауэр, В., Дюмотц, И., Головин, С. Энциклопедия символов/пер. с нем. Г.Гаева. М., КРОН-ПРЕСС, 2000. 504 с.
  • Карнацкая, Л.А. Петренко, В. Ф. Ритуал как социально-психологический феномен, его природа и культурообразующий смысл. Ритуал как ускоренность бытия//Мир психологии. 2002. №1 (33). С.10-17
  • Сулейманян, А.Г. Ритуал как средство формирования произвольных действий//Психологическая наука и образование. 2001. №2. С.70-82.
  • Абрамян, Л.А. Первобытный праздник и мифология. Ереван, Изд-во АН Арм. ССР, 1983. 230 s.
  • Клакхон, К. Мифы и обряды: общая теория. Обрядовая теория мифа: сб. науч. тр./К.Клакхон; сост. пер. и предисл. А.Ю.Рахманина. СПб., ИД СПбГУ 2003. 216 с.
  • Wallace, A.F.С. Religion an anthropological View. N. Y., 1966. P. 220-226
  • Байбурин, А.К. Семиотический статус вещей и мифология//Материальная культура и мифология. Сб. МАЭ. Т. XXXVII. Л., 1981. С. 215-226
  • Davis, R. The Ritualization of Behaviour//Mankind 1981. V. 13. P. 103-112
  • Hocart, A. M. The Life-giving Myth and other Essays. L., 1970. P. 54.
Еще
Другой